Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 июля 2011 года N 234-П

О внесении изменений в постановления Правительства Астраханской области от 05.07.2010 N 276-П, от 27.07.2010 N 324-П

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2015 года на основании Постановления Правительства Астраханской области от 25.09.2014 N 402-П.
____________________________________________________________________

(Изменения и дополнения:

постановление Правительства Астраханской области от 28.06.2013 N 229-П)

В целях реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утвержденной Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04.02.2010 N Пр-271, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2011 N 436 "О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования", руководствуясь Порядком разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности долгосрочных целевых программ на территории Астраханской области, утвержденным постановлением Правительства Астраханской области от 07.09.2010 N 397-П,

Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в постановление Правительства Астраханской области от 05.07.2010 N 276-П "О концепции отраслевой целевой программы "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2011-2015 годы" следующие изменения:

1.1. В названии и по всему тексту постановления после слова "отраслевой" дополнить словом "долгосрочной" в соответствующих падежах.

1.2. Изложить концепцию отраслевой долгосрочной целевой программы "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2011-2015 годы", утвержденную постановлением, в новой редакции согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.

2. Внести в постановление Правительства Астраханской области от 27.07.2010 N 324-П "Об отраслевой целевой программе "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2011-2015 годы" следующие изменения:

2.1. Утратил силу - постановление Правительства Астраханской области от 28.06.2013 N 229-П

2.2. Изложить отраслевую долгосрочную целевую программу "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2011-2015 годы", утвержденную постановлением, в новой редакции согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.

3. Признать утратившими силу постановления Правительства Астраханской области:

- от 18.03.2010 N 118-П "О концепции отраслевой целевой программы "Развитие системы организации школьного питания в Астраханской области на 2011-2013 годы";

- от 11.06.2010 N 237-П "Об отраслевой целевой программе "Развитие системы организации школьного питания в Астраханской области на 2011-2013 годы";

- от 30.12.2010 N 627-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 27.07.2010 N 324-П";

- от 13.05.2011 N 139-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 27.07.2010 N 324-П".

4. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

5. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор

Астраханской области

А.А. Жилкин


Приложение N 1
к постановлению
Правительства
Астраханской области
от 07.07.2011 N 234-П

Концепция отраслевой долгосрочной целевой программы "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2011 - 2015 годы"

1. Введение


Переход на качественно новый этап развития системы образования Астраханской области диктует необходимость изменения подходов к образовательным стандартам, включающим требования к условиям обучения, содержанию образования и к результатам образовательной деятельности.

Для обеспечения сохранения и развития институциональных эффектов, наиболее ярко проявившихся в ходе реализации приоритетного национального проекта "Образование" на территории Астраханской области в 2006 - 2009 годах, дальнейшего совершенствования новых организационно-финансовых механизмов управления образовательными системами всех уровней, а также кадрового обеспечения социально-экономического развития Астраханской области необходима государственная поддержка модернизационных процессов в системе образования Астраханской области.

Исходя из задач, определенных Министерством образования и науки Российской Федерации, по реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина, необходимо проведение комплекса мероприятий, одним из которых является разработка, принятие и реализация отраслевой долгосрочной целевой программы "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2011 - 2015 годы" (далее - программа).

Концепция данной программы определяет современное состояние, задачи развития важнейших и наиболее эффективных направлений ее реализации.

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения отраслевым целевым программным методом

Постановлением Правительства Астраханской области от 22.06.2007 N 250-П "О концепции отраслевой целевой программы "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2008-2010 годы" была утверждена концепция отраслевой целевой программы "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2008 - 2010 годы", в соответствии с которой предполагалось создание условий для наиболее успешной реализации стратегических направлений развития системы образования Астраханской области, повышения качества предоставляемых образовательных услуг при эффективном использовании имеющихся в системе и привлечении новых ресурсов.


Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:

- приведение учебно-материальной базы образовательных учреждений Астраханской области (далее - образовательные учреждения) в соответствие с современными требованиями;

- обеспечение доступности всех обучающихся к качественным образовательным услугам;

- создание и задействование механизмов областной системы оценки качества образования;

- развитие институтов общественно-государственного управления образовательными учреждениями;

- обеспечение технического и методического сопровождения для создания условий введения новых систем оплаты труда педагогических работников и нормативного подушевого финансирования (далее - НПФ).

Анализ достигнутых показателей результативности выполнения программных мероприятий в 2008 - 2009 годах и оценка предварительных итогов реализации отраслевой целевой программы "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2010 год", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 08.07.2009 N 372-П, показывают, что полностью завершен переход на подушевое финансирование и внедрены новые системы оплаты труда в системе общего образования. Достигнуты заданный показатель доли выпускников 9-х классов, проходящих внешнюю независимую итоговую аттестацию, осуществляемую муниципальными, межшкольными экзаменационными комиссиями, показатель средней наполняемости классов в общеобразовательных учреждениях Астраханской области (далее - общеобразовательные учреждения), расположенных в городских поселениях Астраханской области, в пределах норм, установленных санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Доля общеобразовательных учреждений, в которых согласно зарегистрированному уставу создан и действует орган самоуправления, обеспечивающий демократический, общественный характер управления общеобразовательным учреждением, обладающий комплексом управленческих полномочий, и доля муниципальных образований Астраханской области, имеющих муниципальные общественные советы, обеспечивающие демократический характер управления образованием, ориентированный на его развитие, достигли заданного показателя. Образовательные учреждения активно привлекают общественные институты к процедурам проведения аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих кадров, государственной итоговой аттестации выпускников.

Таким образом, реализация проектов модернизации системы образования Астраханской области, направленных на предоставление населению на территории Астраханской области возможности получения качественных образовательных услуг с учетом обеспечения психофизической безопасности, позволила:

- создать условия функционирования системы, направленной на обеспечение потребителей качественными образовательными услугами;

- создать условия обеспечения доступности качественных образовательных услуг вне зависимости от места проживания обучающихся;

- привести к качественному изменению кадровой составляющей системы образования, повышению степени заинтересованности педагогических работников в результатах своей профессиональной деятельности;

- ввести новые экономические механизмы, позволяющие эффективно расходовать бюджетные средства, привлекать в систему дополнительные ресурсы, рационально использовать возможности муниципальных образовательных сетей;

- повысить эффективность общественного участия в управлении образовательными учреждениями, а также привлекать инвестиции в систему образования;

- обеспечить экономическую и социальную сферы Астраханской области кадрами, удовлетворяющими запросы работодателей, сократить дисбаланс спроса и предложения на рынке труда;

- проводить мониторинговые процедуры, позволяющие получать информацию о состоянии системы, соответствии ее заданным параметрам.

Вместе с тем из-за финансовых осложнений не достигнут показатель доли учебных расходов в нормативе бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений (6 - 8% вместо запланированных 10%), несмотря на привлечение значительных средств федерального бюджета в объеме 131 млн. руб. По итогам 2010 года не достигнут показатель доли школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса, заданный на уровне 100% (прогноз на конец 2010 года - 75%), из-за продолжающегося демографического спада не достигнут заданный уровень средней наполняемости классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельских поселениях Астраханской области, в пределах норм, установленных санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (фактически достигнутый показатель на конец 2009/2010 учебного года - 14,6%).

Современные требования к процессу обучения, обозначенные в федеральных документах, определяющих реализацию национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", задают принципиально новую парадигму модернизации региональных систем образования.

Однако в результате реализации комплекса мониторинговых исследований, проводившихся в системе образования Астраханской области, и выявления запроса общества, сравнения результатов образовательной деятельности в учреждениях образования выявлены проблемы, которые могут стать препятствием на пути дальнейшей модернизации системы образования и создания новой модели образования, в полной мере удовлетворяющей образовательные потребности граждан, проживающих на территории Астраханской области.

Исходя из положений действующего законодательства, государственное финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений предполагает финансовое обеспечение образовательного процесса. В общеобразовательных учреждениях начиная с 2008 года активно внедряется такая форма организации сопровождения учебного процесса, как передача ряда обслуживающих функций на аутсорсинг сторонним организациям. Тем не менее мониторинг этого процесса фиксирует низкие темпы его внедрения. Причиной является консерватизм мышления руководителей общеобразовательных учреждений и руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области. Низкая степень спроса не рождает предложения, что, в свою очередь, не позволяет обеспечить развитие рынка предоставления подобного рода услуг. В связи с этим необходимо создать организационные механизмы, которые позволят расширить рынок услуг аутсорсинга, что обеспечит возможность более эффективного расходования бюджетных средств, выделяемых на отрасль "Образование".

С целью увеличения степени мотивации педагогических работников к повышению квалификации через новые системы оплаты труда и новые процедуры аттестации созданы и задействованы соответствующие механизмы, прошедшие предварительное общественное обсуждение. Апробация и корректировка внедренных процедур показали их действенность, однако уровень мотивации части руководителей образовательных учреждений и педагогов на повышение квалификации продолжает оставаться крайне низким. Помимо личностных факторов, оказывающих отрицательное воздействие на рост мотивации, значение имеют традиционная инертность образовательной среды, отсутствие конкуренции среди учреждений повышения квалификации и слаборазвитый рынок услуг в этой сфере, что требует разработки и внедрения механизма государственных финансовых обязательств по повышению квалификации педагогических работников в связи с возникающими перед ними принципиально новыми задачами обучения и воспитания.

За 4 года в рамках модернизации системы образования Астраханской области только из федерального бюджета было привлечено более 1,3 млрд. руб. Это позволило в значительной степени улучшить материально-учебную базу, приобрести автотранспорт, провести ремонтные работы в каждом третьем образовательном учреждении, обеспечить образовательные учреждения принципиально новыми современными техническими средствами обучения, подключить все образовательные учреждения к сети Интернет. Результаты мониторинга условий получения современного качественного образования показывают, что доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса, достигла к концу 2009 года показателя 68% (в 2006 году - 15%).

В то же время выборочные проверки показывают, что приобретенное и безвозмездно переданное в образовательные учреждения оборудование в отдельных случаях используется не в полной мере. Основной причиной является неразвитость инновационной образовательной среды, что в целом приводит к неэффективности использования имеющихся в распоряжении образовательных учреждений ресурсов. Для кардинального изменения отношения руководящих и педагогических работников к современным образовательным ресурсам необходима разработка нового механизма процедур аттестации кадров и аккредитации образовательных учреждений.

Кроме того, реализация национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" требует достижения принципиально новых параметров обновления учебно-материальной базы образовательных учреждений, которые призваны обеспечить широкомасштабное внедрение компетентностного образования.

Важнейшим ресурсом современного качественного образования являются информационно-коммуникационные технологии. Одним из средств достижения высокого показателя охвата обучающихся качественным образованием является внедрение в образовательный процесс новых обучающих технологий, в первую очередь дистанционных. Принятая к реализации в 2009 году программа обучения детей с ограниченными возможностями здоровья позволила уже на начальном этапе обеспечить доступность образования для этой категории обучающихся с использованием самых современных технических средств. Опыт организации обучения с применением дистанционных технологий показал, что важнейшим элементом, обеспечивающим его эффективность, является формирование единой информационной образовательной среды Астраханской области и создание наиболее эффективных условий для интеграции информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс и управление образованием. Такая среда может быть обеспечена проведением целенаправленной политики комплектования образовательных учреждений однотипным оборудованием, устойчивыми каналами связи, созданием кустовых, межмуниципальных мини-порталов, а также единого образовательного портала для всей Астраханской области.

Сеть образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, в настоящее время не обеспечивает массовый охват дошкольным образованием по причине изменения демографической ситуации в регионе. В целом удовлетворенность запроса на получение мест в дошкольных образовательных учреждениях в Астраханской области в среднем не превышает 56%, что вызвано недостаточной мощностью сети.

Пока еще не в полной мере решается проблема отсутствия разнообразия используемых образовательных программ в системе дошкольного образования, их "подстраиваемости" под различные потребности семьи, что снижает возможность успешного формирования ключевых компетентностей у детей в возрасте 3 - 6 лет. Кроме того, система подготовки специалистов, занятых в сфере дошкольного образования, не обеспечивает получения ими новых компетентностей, востребованных в связи с новыми задачами.

Эти проблемы приводят к неисполнению федерального законодательства в части обеспечения гражданам гарантии доступного и бесплатного дошкольного образования.

В области профессионального образования за 4 года проведены значительные преобразования, которые позволили изменить структуру сети, призванную обеспечить первоочередную подготовку профессиональных кадров для наиболее успешно развивающихся отраслей экономики Астраханской области, создать принципиально новый тип образовательного учреждения - губернские колледжи. Постоянный конструктивный диалог с советом объединения работодателей государственных и муниципальных образовательных учреждений Астраханской области позволяет в течение последних трех лет формировать заказ на подготовку кадров, который носит государственно-общественный характер. Запущены механизмы вертикальной и горизонтальной интеграции учреждений профессионального образования и образовательных программ. В то же время не создана экономически эффективная и мобильная система профессионального образования, отсутствует единое профессионально-образовательное пространство.

Основной причиной является отсутствие институциализированной системы подготовки и введения государственно-общественного заказа на подготовку специалистов.

Несмотря на то, что за последние три года выполнены необходимые мероприятия по улучшению организации питания обучающихся образовательных учреждений (охват горячим питанием в общеобразовательных учреждениях составляет 80%) и приведению школьных пищеблоков в соответствие с требованиями санитарного законодательства, остаются нерешенными проблемы совершенствования и повышения эффективности системы управления организацией школьного питания в образовательных учреждениях и формирования культуры питания обучающихся.

Негативное воздействие на организацию питания обучающихся и в конечном счете на их здоровье продолжают оказывать такие факторы, как недооснащенность школьных столовых полным комплектом оборудования, необходимого для приготовления пищи, недостаточная обеспеченность посудой и инвентарем, столовой мебелью, не решаются вопросы обеспечения щадящим питанием детей, страдающих хроническими заболеваниями пищеварительной системы.

Таким образом, актуальность разработки и реализации программы обусловлена:

- необходимостью проведения на территории Астраханской области единой государственной политики по реализации основных положений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";

- необходимостью дальнейшего развития организационно-финансовых механизмов системы образования Астраханской области;

- острой проблемой создания равных стартовых возможностей получения качественного образования для обучающихся независимо от места жительства и состояния здоровья;

- значимостью проблем, имеющихся в системе образования Астраханской области, для обеспечения поступательного развития экономики Астраханской области;

- необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития системы образования Астраханской области в целом, государственных и муниципальных учреждений образования Астраханской области всех типов и видов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»