ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июня 2007 года N 250-П
О концепции отраслевой целевой программы "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2008-2010 годы"
(Утратил силу:
постановление Правительства Астраханской области от 13.05.2011 N 134-П)
В соответствии с Законом Астраханской области от 29.10.2004 N 54/2004-ОЗ "О территориальном прогнозировании и целевых программах Астраханской области" (НГР:RU30000200400466) и в целях более успешной реализации стратегических направлений развития системы образования Астраханской области, направленных на повышение качества предоставляемых образовательных услуг при эффективном использовании имеющихся в системе ресурсов и привлечении новых,
Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить и утвердить прилагаемую концепцию отраслевой целевой программы "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2008-2010 годы".
2. Определить государственным заказчиком отраслевой целевой программы "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2008-2010 годы" министерство образования и науки Астраханской области.
3. Министерству образования и науки Астраханской области (Гутман В.А.) разработать отраслевую целевую программу "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2008-2010 годы" и представить её на одобрение Правительства Астраханской области в установленном порядке в срок до 15.07.2007.
4. Агентству по печати и информационным коммуникациям Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Астраханской области
А.А. Жилкин
постановлением
Правительства
Астраханской области
от 22.06.2007 N 250-П
Концепция отраслевой целевой программы "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2008-2010 годы"
Концепция модернизации российского образования до 2010 года ставит задачу повышения доступности качественного образования при эффективном использовании ресурсов. Реализация данной задачи на областном уровне требует совершенствования организационно-финансовых механизмов в системе образования, механизмов взаимодействия с внешней средой, механизмов оценки и мониторинга качества образования, активного внедрения государственно-общественного заказа на подготовку и переподготовку профессиональных кадров для народно-хозяйственного комплекса области, реструктуризации сети образовательных учреждений и изменения механизмов работы с кадрами системы образования.
В связи с этим определена концепция отраслевой целевой программы "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2008-2010 годы", основной целью которой должно стать обеспечение исполнения комплексных проектов модернизации областной системы образования, направленных на предоставление населению Астраханской области независимо от места жительства возможности получения качественных образовательных услуг с учетом обеспечения психофизической безопасности обучающихся.
Проведенный анализ позволил выявить ряд проблем, которые являются препятствием для эффективного функционирования и успешного развития областной системы образования.
В последнее время наблюдается нарастающее противоречие между емкостью сети и реальным контингентом учащихся. В большинстве муниципальных образований области наблюдается устойчивая тенденция к сокращению численности обучающихся. К 2010 году можно ожидать стабилизации количества учащихся лишь в Ахтубинском районе и городе Астрахани.
Для муниципальных сетей общеобразовательных учреждений, как и областной сети в целом, характерна неравномерность территориального распределения общеобразовательных учреждений повышенного уровня подготовки. Из 29 таких учреждений (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением предметов) подавляющее число сосредоточено в областном центре. Подобное распределение снижает возможность получения образования повышенного уровня детьми, проживающими в сельской местности. Существующие проблемы недостаточного обеспечения ресурсной базы снижают в целом и возможности получения качественных образовательных услуг для учащихся сельских школ в местах их проживания. Иными словами, затрудняется решение задачи обеспечения доступности качественного образования. Подавляющее большинство образовательных учреждений в муниципальных сетях представлено средними общеобразовательными школами. Большинству школ необходимы специализированные кабинеты физики, химии, информатики и т.п. Обеспечить все школы необходимым учебно-материальным ресурсом при существующей социально-экономической ситуации и общем дефиците средств, уровне изношенности оборудования нереально, да и нерационально (с учетом прогноза численности учащихся). Кроме прочего, если иметь в виду, что одним из показателей обеспечения психофизической безопасности является количество обучающихся в школах одной ступени или в относительно изолированных помещениях, то описанная ситуация является, по сути, антиресурсом для выполнения и данного требования.
Сравнительный анализ показателей, характеризующих контингент учащихся в существующей сети общеобразовательных учреждений, свидетельствует о том, что количество классов в параллели на старшей ступени и их средняя наполняемость не позволяют создать условия для организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов учащихся.
Среди других причин слабой готовности существующей сети общеобразовательных учреждений к реализации названного стратегического приоритета развития областной системы образования можно назвать:
- слабую ресурсную готовность образовательных учреждений к введению профильного обучения и подготовки профессиональных кадров;
- характерное до недавнего времени стремление органов управления образованием оснастить "всех и поровну", что привело к низкому уровню концентрации необходимых материально-дидактических ресурсов, а также производственной базы даже в относительно крупных (по численности) образовательных учреждениях;
- отсутствие разработанных механизмов обеспечения сетевого взаимодействия между муниципальными и государственными образовательными учреждениями;
- невысокий уровень готовности педагогических кадров и руководителей образовательных учреждений к организации профильного и модульного обучения.
Параллельно с этими проблемами очевидными тормозящими факторами становятся действующие механизмы распределения бюджетных средств.
Кроме того, ввиду сохранения устаревших механизмов оплаты труда педагогических работников и значительного отставания их заработной платы от средней в отраслях промышленности Астраханской области (средняя заработная плата работников образовательных учреждений составляет 50-60% от средней заработной платы занятых в промышленности; за 2006 год - 45,4%) за последнее десятилетие произошел отток из отрасли наиболее квалифицированных кадров, способных обеспечить достижение новых целей образования.
Для сохранения имеющегося кадрового потенциала системы образования и привлечения в нее новых квалифицированных кадров требуется внедрение новых механизмов оплаты труда педагогов.
Для осуществления перехода на новые механизмы бюджетирования и новые системы оплаты труда в образовательной сфере возникает необходимость технического и методического сопровождения.
Вместе с этими проблемами наблюдается отсутствие сформированного механизма, позволяющего оценить степень соответствия запросов к системе образования по всем аспектам оказываемых образовательных услуг, во всех разрезах, от областного (мониторинг областной системы образования) и муниципального (мониторинг муниципальных систем образования) до субъектного (индивидуальная оценка развития обучающегося, качество деятельности педагогов, администрации образовательного учреждения).
Не сформирован механизм, позволяющий обществу перевести свои запросы в заказ к системе образования и в дальнейшем иметь возможность влиять на принятие стратегических решений.
Обеспеченность всех заинтересованных субъектов общества доступной информацией о качестве функционирования системы, достаточной для принятия обоснованных жизненных и управленческих решений, приведет к созданию ситуации здоровой конкуренции на рынке образовательных услуг и трудовых ресурсов.
Управленческие модели в сфере образования не действуют на принципах взаимной ответственности субъектов образовательной политики, что не позволяет обеспечить реализацию в равной степени как государственного, так и общественного заказа образованию, привлекать дополнительные интеллектуальные и материальные ресурсы, обеспечивать открытость образовательной системы.
В то же время потенциал системы достаточен для решения вышеозначенных проблем.
В связи с этим предполагается разработка отраслевой целевой программы "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2008-2010 годы".
Основной целью программы является создание условий для наиболее успешной реализации стратегических направлений развития системы образования Астраханской области, направленных на повышение качества предоставляемых образовательных услуг при эффективном использовании имеющихся в системе и привлечении новых ресурсов.
Для ее реализации предполагается решение следующих задач:
- приведение учебно-материальной базы образовательных учреждений в соответствие с современными требованиями;
- обеспечение доступности всех обучающихся к качественным образовательным услугам;
- создание и задействование механизмов областной системы оценки качества образования;
- развитие институтов общественно-государственного управления образовательными учреждениями;
- обеспечение технического и методического сопровождения для создания условий введения новых систем оплаты труда педагогических работников и нормативного подушевого финансирования.
Срок реализации программы рассчитан на 2008-2010 годы.
Для достижения указанной цели и выполнения поставленных задач разрабатывается система программных мероприятий по следующим направлениям:
4.1. Оснащение образовательных (ресурсных) и социокультурных центров необходимым учебным оборудованием.
По данному направлению в программу войдут мероприятия по приобретению учебной мебели, наглядных пособий, компьютерной, аудио- и видеотехники, современных технических средств обучения, спортивного инвентаря, оснащения для организации внеурочной и внеаудиторной деятельности обучающихся.
4.2. Обеспечение доставки обучающихся.
По данному направлению в программу будут включены мероприятия по приобретению транспорта для подвоза обучающихся к образовательным (ресурсным) центрам.
4.3. Обеспечение перехода на профильное обучение на старшей ступени общего образования.
По данному направлению в программу планируется включить мероприятия по методическому сопровождению и материальному обеспечению профилизации старшей ступени, организации подготовки и переподготовки педагогических кадров.
4.4. Создание, модернизация и оснащение учреждений профессионального образования (учреждения НПО, губернские колледжи).
По данному направлению в перечень мероприятий войдут приобретение производственного оборудования для подготовки и дальнейшей сертификации рабочих кадров, обеспечение лицензионных условий для вновь открываемых профессий и специальностей в соответствии с потребностями областного рынка труда.
4.5. Разработка и внедрение механизмов областной системы оценки качества образования.
Программой должна быть предусмотрена возможность полного перехода к 2009 году системы общего образования на проведение итоговой аттестации выпускников полной средней школы в форме и по материалам единого государственного экзамена, внедрение экспертизы уровня знаний выпускников основной школы проведением государственной аттестации с участием муниципальных экзаменационных комиссий, внедрение механизмов независимой оценки качества путем проведения мероприятий по созданию технической и методической базы сопровождения всех процедур, создание электронных каналов обмена информацией, сертификацию обучающихся по рабочим профессиям.
4.6. Расширение общественного участия в управлении образовательными учреждениями.
В программу планируется включить мероприятия по оказанию методической помощи, изданию методических пособий, созданию электронных баз данных.
4.7. Переход на нормативное подушевое финансирование в системе образования и внедрение новых систем оплаты труда педагогических работников.
Финансирование мероприятий программы предусматривается за счет средств федерального и областного бюджетов при участии местных бюджетов и внебюджетных источников.
6.1. Целевые параметры
Для реализации программы заданы целевые параметры, выход на которые планируется к 2010 году:
- завершение перехода на нормативное подушевое финансирование в системе образования;
- создание современной производственной учебной базы;
- создание условий для обеспечения доступности обучающихся к качественной образовательной услуге;
- создание 61 образовательного (ресурсного) центра;
- создание 30 социокультурных комплексов;
- создание корпоративной сети (областной образовательный портал, система дистанционного повышения квалификации, система мониторинга и оценки качества образовательных услуг с помощью компьютерной сети);
- формирование областной системы оценки качества образования;
- дальнейшее расширение участия общественных институтов в управлении учреждениями системы образования.
6.2. Показатели
6.2.1. Переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений.
Таблица 1
Наименование показателя | Факт | Обязательства | |||||||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||||||
Доля муниципальных образований, общеобразовательные учреждения которых получают бюджетные средства на основе принципов нормативного подушевого финансирования (НПФ), от общего числа муниципальных образований в Астраханской области, в %, по годам | 95 | 100 | 100 | 100 |