(с изменениями на 29 ноября 2024 года)
(в ред. постановлений Правительства Тюменской области от 11.06.2015 N 244-п, от 10.06.2019 N 178-п, от 22.01.2021 N 9-п, от 08.09.2022 N 662-п, от 27.06.2024 N 420-п, от 29.11.2024 N 871-п)
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", Законом Тюменской области от 20.02.2012 N 3 "Об оказании юридической помощи в Тюменской области", постановлением Правительства Тюменской области от 16.01.2012 N 1-п "О компенсации расходов адвокатам, оказывающим бесплатную юридическую помощь отдельным категориям граждан Российской Федерации, проживающих в Тюменской области":
утвердить Порядок принятия решения об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, согласно приложению к настоящему постановлению.
(в ред. постановления Правительства Тюменской области от 10.06.2019 N 178-п)
Губернатор области
В.В.ЯКУШЕВ
ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ОБ ОКАЗАНИИ В ЭКСТРЕННЫХ СЛУЧАЯХ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ГРАЖДАНАМ, ОКАЗАВШИМСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
(в ред. постановлений Правительства Тюменской области от 08.09.2022 N 662-п, от 27.06.2024 N 420-п, от 29.11.2024 N 871-п)
1. Настоящий Порядок регламентирует процедуру принятия решения об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, проживающим в Тюменской области.
2. Бесплатная юридическая помощь оказывается в экстренных случаях гражданам, оказавшимся в следующей трудной жизненной ситуации:
2.1. При утрате (повреждении) единственного жилого помещения вследствие пожара, стихийного бедствия по вопросам, связанным с реализацией жилищных прав, прав на страховое возмещение за утраченное либо поврежденное имущество;
2.2. Одиноким и одиноко проживающим, достигшим 80-летнего возраста по вопросам, связанным с защитой их жилищных прав, прав на охрану здоровья, на социальные гарантии;
2.3. Одиноким матерям по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов несовершеннолетних детей, в свидетельстве о рождении которых отсутствует запись об отце или запись произведена в установленном порядке по указанию матери;
2.4. Многодетным семьям по вопросам, связанным с защитой прав на единственное жилое помещение, приобретенное путем ипотечного кредитования, в случае потери работы одним или обоими родителями;
2.5. Гражданам, постоянно проживавшим на территории Украины, вынужденно покинувшим территорию Украины и прибывшим на территорию Российской Федерации (в Тюменскую область) в экстренном массовом порядке не ранее 18 февраля 2022 года, по вопросам, связанным с получением разрешения на временное проживание в Российской Федерации, вида на жительство в Российской Федерации, удостоверения беженца, свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, признанием вынужденными переселенцами, приемом в гражданство Российской Федерации.
3. В целях получения бесплатной юридической помощи гражданин, указанный в пункте 2 настоящего Порядка (один из родителей, указанный в подпункте 2.4 пункта 2 настоящего Порядка), или его представитель подает заявление по форме, утвержденной Департаментом социального развития Тюменской области (далее - Департамент). Заявление подается через учреждения социального обслуживания населения (далее - Учреждения) или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) либо направляются в территориальные управления (отделы) социальной защиты населения (далее - Управление), Учреждение посредством почтовой связи или в электронной форме через личный кабинет федерального или регионального порталов с подписанием его электронной подписью в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2012 N 634 "О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг" и иных нормативных правовых актов.
Граждане, указанные в подпункте 2.5 пункта 2 настоящего Порядка, заявление через МФЦ не подают.
Порядок взаимодействия Департамента и МФЦ при предоставлении государственной услуги регулируется соглашением о взаимодействии, заключаемым между Департаментом и МФЦ.
4. С заявлением на получение бесплатной юридической помощи в обязательном порядке представляются:
а) документ, подтверждающий полномочия представителя гражданина (в случае если заявление подается представителем гражданина);
б) документы о рождении ребенка/детей, если регистрация записи акта о рождении ребенка произведена за пределами Российской Федерации (для граждан, указанных в подпунктах 2.3, 2.4 пункта 2 настоящего Порядка).
(п. 4 в ред. постановления Правительства Тюменской области от 27.06.2024 N 420-п)
5. Документы, сведения из которых запрашиваются в рамках межведомственного взаимодействия и которые гражданин вправе представить по собственной инициативе:
5.1. Свидетельство о рождении ребенка/детей (для граждан, указанных в подпунктах 2.3, 2.4 пункта 2 настоящего Порядка);
5.2. Документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с гражданином по месту его жительства (для граждан, указанных в подпункте 2.2 пункта 2 настоящего Порядка);
5.3. Документы, подтверждающие факт имущественных потерь вследствие пожара, стихийного бедствия, акт о пожаре (для граждан, указанных в подпункте 2.1 пункта 2 настоящего Порядка);
5.4. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости (для граждан, указанных в подпунктах 2.1 и 2.4 пункта 2 настоящего Порядка);
5.5. Документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства (за исключением граждан, указанных в подпункте 2.5 пункта 2 настоящего Порядка);
5.6. Документы и (или) сведения о трудовой деятельности неработающего гражданина или неработающих членов его семьи (для граждан, указанных в подпункте 2.4 пункта 2 настоящего Порядка);
5.7. Сведения о пересечении границы Российской Федерации не ранее 18 февраля 2022 года (для граждан, указанных в подпункте 2.5 пункта 2 настоящего Порядка).
6. При личном приеме для установления личности гражданина, его представителя (в случае если заявление подается представителем гражданина) предъявляется паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина, его представителя (в случае если заявление подается представителем гражданина) - в отношении граждан, указанных в подпункте 2.5 пункта 2 настоящего Порядка при наличии. После установления личности гражданина (представителя гражданина) документы, указанные в настоящем пункте, подлежат возврату гражданину (представителю гражданина). При поступлении заявления по почте сведения, содержащиеся в указанных документах, запрашиваются у соответствующих органов, в том числе посредством автоматизированной системы межведомственного электронного взаимодействия Тюменской области (СМЭВ).
7. Личное дело гражданина формируется Управлением, Учреждением в электронной форме.
Документы, представляемые при личном приеме, представляются в подлинниках (в случае их утраты - в виде дубликатов) либо в копиях, заверенных в установленном законом порядке.
К заявлению, направляемому посредством почтовой связи, по желанию гражданина, его представителя прилагаются копии документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, а также могут быть приложены копии документов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка. По желанию гражданина, представителя верность копий документов, направляемых по почте, может быть заверена в установленном законом порядке. Подлинники документов, указанных в пунктах 4, 5 настоящего Порядка, по почте не направляются.
К заявлению, направляемому в электронной форме, по желанию гражданина, представителя могут быть приложены сканированные образы документов и (или) электронные документы, указанные в пункте 4 настоящего Порядка, а также могут быть приложены сканированные образы документов и (или) электронные документы, указанные в пункте 5 настоящего Порядка.
(в ред. постановления Правительства Тюменской области от 27.06.2024 N 420-п)
8. При приеме заявления, поданного лично, специалист Учреждения или работник МФЦ:
(в ред. постановления Правительства Тюменской области от 27.06.2024 N 420-п)
а) разъясняет гражданину, представителю порядок и условия оказания в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
б) регистрирует заявление, осуществляет сканирование представленного заявления и прилагаемых к нему документов, возвращает подлинник заявления с отметкой о его регистрации и представленные документы гражданину, представителю.
В день поступления заявления, направленного по почте, в случае если к заявлению приложены заверенные в установленном порядке копии документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, специалист Управления, Учреждения регистрирует его и осуществляет сканирование представленного заявления и прилагаемых к нему документов. В течение одного рабочего дня со дня регистрации заявления возвращает по почте гражданину, представителю заявление с отметкой о его регистрации, а также представленные документы.
(в ред. постановления Правительства Тюменской области от 27.06.2024 N 420-п)
В случае если к заявлению, направленному по почте, приложены не заверенные в установленном порядке копии документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, либо данные документы не приложены, специалист Управления, Учреждения в день поступления заявления регистрирует заявление, осуществляет сканирование представленного заявления и прилагаемых к нему документов и в течение одного рабочего дня со дня его регистрации направляет на адрес, указанный в заявлении, уведомление о регистрации заявления и о необходимости представления данных документов в подлиннике (в случае их утраты - в виде дубликатов) либо в копиях, заверенных в установленном законом порядке. Одновременно с уведомлением возвращаются заявление с отметкой о регистрации и представленные документы.
(в ред. постановления Правительства Тюменской области от 27.06.2024 N 420-п)
Управление, Учреждение при приеме заявления в электронной форме, поданного с приложением документов, соответствующих требованиям абзаца четвертого пункта 7 настоящего Порядка, регистрирует его в течение одного рабочего дня со дня поступления и направляет гражданину, представителю уведомление о регистрации заявления через личный кабинет федерального или регионального порталов.
В случае если к заявлению, поданному в электронной форме, не приложены документы, указанные в пункте 4 настоящего Порядка, либо приложенные файлы не открываются и не читаются, специалист Управления, Учреждения в течение одного рабочего дня со дня поступления заявления регистрирует заявление и в течение одного рабочего дня со дня его регистрации направляет через личный кабинет федерального или регионального порталов уведомление о регистрации заявления и о необходимости представления соответствующих документов в подлинниках (в случае их утраты - в виде дубликатов) либо в копиях, заверенных в установленном законом порядке.
(в ред. постановления Правительства Тюменской области от 27.06.2024 N 420-п)
Документы, указанные в пункте 4 настоящего Порядка, представляются гражданином, представителем в Управление, Учреждение в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления о регистрации заявления и о необходимости их представления. Также гражданин, его представитель по желанию может представить документы, указанные в пункте 5 настоящего Порядка. Специалист Управления, Учреждения при приеме указанных документов осуществляет их сканирование и возвращает представленные документы гражданину, представителю.
(в ред. постановления Правительства Тюменской области от 27.06.2024 N 420-п)
Информацию о ходе рассмотрения заявления гражданин, представитель может получить по устному или письменному обращению, а при направлении заявления в электронной форме - через личный кабинет федерального или регионального порталов.