Экономическая ситуация требует дальнейшего, согласованного с преобразованием всей экономической системы, а также с реальными возможностями государства и населения реформирования социального сектора.
В настоящее время в социальной сфере сложилась неоднозначная и противоречивая ситуация, характеризующаяся как определенными положительными сдвигами, так и негативными явлениями.
В этих условиях возникла настоятельная необходимость внесения существенных корректив в характер и методы проведения социальной политики, осуществления крупных социальных реформ, конечная цель которых состоит в том, чтобы каждая семья реально ощутила результаты экономических преобразований.
Основные цели и приоритетные направления социальных реформ в среднесрочной перспективе предусмотрены в настоящей Программе.
В настоящей Программе определены конкретные пути, механизмы и этапы реформ в важнейших социальных сферах - труде и трудовых отношениях, охране труда, социальном партнерстве, занятости и развитии кадрового потенциала, социальном страховании и пенсионном обеспечении, социальной защите ветеранов, инвалидов и других социально уязвимых групп населения, социальной поддержке семьи, женщин, детей и молодежи. Намечены меры по преодолению региональных различий в уровне жизни и занятости населения, улучшению системы финансирования социальных мероприятий. Одна из главных причин этого - постепенное расширение материальных возможностей общества в результате возобновления уже в ближайшие годы экономического роста.
В новых экономических условиях в среднесрочном периоде будет осуществлено реформирование социально-культурных отраслей, которое предполагает структурные изменения и развитие учреждений различных организационно-правовых форм. Будут приняты меры по развитию негосударственных учреждений отраслей социальной сферы, расширению платности получения образования и медицинской помощи. Расширение сферы платных услуг населению в здравоохранении, образовании, жилищно-бытовом обслуживании будет иметь целью не сокращение бюджетных ассигнований, а увеличение разнообразия, объема и качества услуг населению, развитие на этой основе социальной инфраструктуры, а также узаконивание фактически предоставляемых в настоящее время бюджетными организациями платных услуг населению.
В рамках проводимой реформы будет обеспечено укрепление финансовой базы социальной сферы, введены государственные минимальные социальные стандарты. Принятие Федерального закона О государственных минимальных стандартах позволит сформировать научно обоснованную устойчивую нормативно-правовую базу для практического обеспечения конституционных прав граждан и социальных гарантий по основным показателям уровня жизни, что будет способствовать повышению обоснованности социальных расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, созданию предпосылок для сохранения и укрепления единого социального пространства на всей территории Российской Федерации.
В ходе социальных реформ главный акцент будет сделан на более активном использовании социальных факторов, непосредственно влияющих на повышение трудовой активности, прежде всего на совершенствование и усиление стимулирующей роли оплаты труда, развитие предприимчивости и деловой инициативы трудоспособных граждан. Значительное внимание будет уделено обеспечению рациональной занятости населения, предупреждению массовой безработицы и социальной поддержке высвобождаемых работников, усилению страховых принципов при социальной защите от социальных и профессиональных рисков, рационализации, укреплению и развитию пенсионного обеспечения, реформированию системы социальных пособий и компенсационных выплат.
В условиях все возрастающего несоответствия действующих норм трудового права формирующимся общественным и экономическим отношениям важной задачей станет развитие системы государственных и общественных институтов по защите трудовых прав граждан. В этих целях будет принят новый трудовой кодекс, предусматривающий установление на федеральном уровне государственных минимальных гарантий в сфере труда, расширение на основе социального партнерства договорных начал в сфере труда; расширение на основе социального партнерства договорных начал в сфере регулирования трудовых отношений; повышение уровня социальной защиты работников при структурной перестройке, банкротстве предприятий. Одновременно будет формироваться система социальных органов по рассмотрению трудовых споров.
Предусматривается коренное реформирование всей системы управления охраной труда на основе дальнейшего совершенствования законодательной и нормативной базы в этой области, включая создание автоматизированных систем информационного обеспечения охраны труда для принятия управленческих решений.
Для обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности будут приняты конкретные меры по ускорению внедрения безопасных техники и технологий, средств коллективной и индивидуальной защиты, проведению экспертизы условий труда при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Будут приняты решительные меры по повышению ответственности работодателей за улучшение условий и охраны труда, осуществлен поэтапный переход от системы льгот и компенсаций работникам за работу в неблагоприятных условиях труда к экономическому механизму, способствующему достижению высокого уровня безопасности труда и предотвращению аварий и несчастных случаев на производстве.
Реформирование системы социальных гарантий, льгот и компенсаций будет осуществляться комплексно. Одновременно с усилением адресной социальной поддержки населения постепенно, по мере роста доходов населения, будут ликвидированы дотации и перекрестное субсидирование в жилищно-коммунальном хозяйстве и на транспорте, что снизит нагрузку на бюджеты всех уровней и создаст предпосылки для прекращения финансирования услуг, оказываемых населению, за счет реального сектора экономики. Тем самым будут улучшены условия финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
Расчеты показывают, что отмена дотаций и перекрестного субсидирования в социальной сфере приведут к серьезным макроэкономическим последствиям. Так, в 1997-2000 годах произойдут следующие основные изменения в финансовых потоках (в целом за период в процентах к внутреннему валовому продукту 2000 года):
1. Расходы населения за счет сокращения дотаций из бюджета на оплату услуг социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта увеличатся в 1997-2000 годы на 1,7% внутреннего валового продукта за период (в 2000 году - 2,16% внутреннего валового продукта 2000 года).
Увеличение нагрузки на население компенсируется (за исключением высоко доходных групп).
2. Доходы предприятий от снижения тарифа на электроэнергию, воду, теплоэнергетику составят в 1997-2000 годах 1,05% внутреннего валового продукта (в 2000 году - 1,7% внутреннего валового продукта).
3. Доходы бюджета за счет увеличения налогооблагаемой базы вследствие роста доходов предприятий составят в 1997-2000 годах 0,44% внутреннего валового продукта (в 2000 году - 0,6% внутреннего валового продукта) .
4. Возмещение государством низкооплачиваемым слоям населения затрат на услуги социальной сферы возрастет в 1997-2000 годах на 0,3% внутреннего валового продукта (в 2000 году - на 0,6% внутреннего валового продукта).
5. Сокращение социальных выплат из бюджета за счет упорядочения льгот составит 0,07% (внутреннего валового продукта за период).
6. Дополнительные услуги, предоставляемые отраслями социальной сферы населению на платной основе, составят в 1997-2000 годах 0,03% внутреннего валового продукта (в 2000 году - 0,06% внутреннего валового продукта).
7. Дополнительные выплаты из бюджета в виде заработной платы работникам бюджетной сферы из средств, сэкономленных в сфере жилищно-коммунального хозяйства и транспорта, составят в 1997-2000 годах 0,37% внутреннего валового продукта (в 2000 году - 0,9% внутреннего валового продукта).
8. Доходы населения за счет приращения доходов предприятий составят в 1997-2000 годах на 0,6% внутреннего валового продукта (в 2000 году - 0,99% внутреннего валового продукта).
Влияние реформы социальной сферы на изменение
финансовых потоков в 1997 - 2000 годах
(в процентах к ВВП за период)
+----------------------------------------------------------------+
¦ ¦ВАЛОВЫЙ ПРИРОСТ ДОХОДОВ ¦ ¦
+-------------------------+------------------------+-------------¦
¦ ¦ ¦Отрасли¦Население¦Бюджет¦ИТОГО прирост¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦расходов ¦
+-------------+-----------+-------+---------+------+-------------¦
¦ ¦Отрасли ¦ ¦0,6 ¦0,44 ¦1,04 ¦
¦ ВАЛОВЫЙ +-----------+-------+---------+------+-------------¦
¦ ПРИРОСТ ¦Население ¦0,03 ¦ ¦1,7 ¦1,73 ¦
¦ РАСХОДОВ +-----------+-------+---------+------+-------------¦
¦ ¦Бюджет ¦ ¦0,3+0,37-¦ ¦0,6 ¦
¦ ¦ ¦ ¦0,07 ¦ ¦ ¦
+-------------+-----------+-------+---------+------+-------------¦
¦Снижение ¦ ¦1,05 ¦ ¦ ¦1,05 ¦
¦тарифов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦предприятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------+-----------+-------+---------+------+-------------¦
¦ ¦ВАЛОВЫЙ ¦1,08 ¦1,2 ¦2,14 ¦4,42 ¦
¦ ¦прирост ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦доходов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+-------+---------+------+-------------¦
¦ЧИСТЫЙ ¦0,04 ¦-0,53 ¦1,48 ¦ ¦
¦ПРИРОСТ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ДОХОДОВ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1997-2000 гг. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+-------+---------+------+-------------¦
¦ЧИСТЫЙ ¦0,17 ¦0,33 ¦1,2 ¦ ¦
¦ПРИРОСТ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ДОХОДОВ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2000 г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------+
Матрица перераспределения финансовых ресурсов показывает итоговые результаты влияния реформы социальной сферы на изменение финансовых потоков между секторами экономики. Реформа предполагает перераспределение нагрузки по финансированию жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы на конечных потребителей услуг. При этом адресная привязка потребителя и производителей услуг должна существенно повысить их качество и снизить издержки.
В социальном плане перенос нагрузки на население будет производиться одновременно с реализацией мер дифференцирования нагрузки по доходным группам. Предполагается, что наибольшую нагрузку будут нести наиболее высокодоходные группы, но и у них не будет происходить сокращение реальных доходов. Они будут расти, но более низкими темпами.
Важнейшим условием реформирования социальной сферы, сокращения дотирования жилищно-коммунального хозяйства и транспорта и увеличения доли платных услуг в расходах населения является создание макроэкономических условий роста доходов населения.
В среднесрочной перспективе предполагается обеспечить опережающие темпы роста доходов населения над расходами. Согласно расчетам указанное превышение в 2000 году составит 7,4 % против 5,1 процента в 1996 году.