Недействующий

Об утверждении программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" (фактически утратило силу)

7.6 Реформирование системы социальных гарантий, льгот и выплат

При проведении мероприятий по реформированию системы социальных выплат, льгот и компенсаций основной акцент будет сделан на повышение эффективности использования средств, выделяемых на социальные нужды, более широкое привлечение внебюджетных финансовых источников.

Действующая система социальных гарантий, льгот и выплат практически не учитывает происшедших институциональных изменений, взаимоотношений центра и регионов, в том числе в области финансов. Она также не учитывает возрастающую роль граждан в обеспечении личного благосостояния.

В условиях резкого падения объемов производства государство берет на себя социальные обязательства, которые не в состоянии выполнить.

Действующая система социальных гарантий, льгот и выплат не учитывает уровень доходов семьи. В связи с этим различные виды социальных пособий, компенсаций и других выплат, включающие косвенные (бесплатные или льготные услуги), получает почти половина населения России. Это привело к тому, что при значительных расходах на выплату социальных трансфертов, реальные средние размеры большинства пособий и социальных выплат остаются очень низкими. Для обеспеченного населения эти пособия не имеют экономического смысла, а для нуждающихся семей - не гарантируют необходимой социальной защиты.

В настоящее время число социальных гарантий в год в Российской Федерации составляет более 1000, которыми обеспечиваются около 200 категорий получателей, а численность лиц, претендующих на получение различных социальных гарантий, льгот и выплат, достигает около 100 млн. человек (ветераны, дети, инвалиды, учащаяся молодежь, безработные и вынужденные переселенцы и другие категории граждан).

В основу реформирования системы социальных выплат, льгот и компенсаций будут положены следующие принципы:

- разработка единых принципов и критериев их предоставления по видам выплат;

- уменьшение числа пособий, выплат и льгот;

- законодательное закрепление права на получение только одного, наиболее выгодного для получателя, вида социальной помощи;

- максимально возможный переход на заявительный характер предоставления социальных выплат и пособий с одновременной проверкой нуждаемости (в том числе ежемесячное пособие на детей);

- разработка механизмов, обеспечивающих передачу дотаций от производителя услуг потребителю;

- перевод некоторых видов льгот, предоставляемых населению в натуральной форме (например, бесплатный проезд на городском общественном транспорте, льготы по предоставлению услуг жилищно-коммунального хозяйства и др.), в денежную форму в виде компенсационных выплат.

Вместе с тем действующие льготы и компенсации для них должны быть сохранены для ряда групп населения, имеющих особый социальный статус (инвалиды и участники Великой Отечественной войны, жертвы политических репрессий и др.).

Предстоит определить порядок взаимодействия по предоставлению социальных гарантий, льгот и выплат отдельным категориям граждан между федеральными, региональными и местными органами власти, федеральными министерствами и ведомствами, общественными и коммерческими организациями.

На втором этапе, когда начнется экономический рост и появятся материальные и финансовые возможности для увеличения расходов на социальные нужды, будут созданы объективные предпосылки повышения минимальных государственных гарантий и выплат отдельным категориям граждан.