В сфере образования основной задачей на среднесрочный период является создание условий для реализации конституционных прав человека на образование, обеспечение его высокого качества в соответствии с потребностями личности, общества и государства.
Для достижения этих целей намечается осуществить:
- ориентацию структурно-содержательных изменений в системе образования на обеспечение экономического и социального прогресса общества, приведение структуры предложения образовательных услуг в соответствие со структурой спроса на них;
- поэтапное расширение системы платных образовательных услуг, а также сети негосударственных образовательных учреждений;
- разработку и реализацию в системе образования новых экономических механизмов, адекватных современным социально-экономическим условиям, последовательный переход на нормативное финансирование полного общего и начального профессионального образования, адресную поддержку студентов в системе высшего и среднего профессионального образования в зависимости от уровня доходов их семей, сближение и повышение уровней государственной поддержки учащихся в различных регионах Российской Федерации.
В 1997 году намечается осуществить следующие подготовительные мероприятия по реформированию отрасли:
- формирование соответствующей поставленным задачам нормативно-правовой базы, включая внесение изменений и дополнений в Федеральные законы "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", разработку государственных образовательных стандартов, создание условий для расширения финансово-экономической самостоятельности и академической свободы учебных заведений;
- продолжение процесса перестройки организационной структуры сферы образования, усиление интеграции различных уровней профессионального образования, высшего профессионального образования и науки;
- формирование финансового механизма, включающего расширение участия в финансировании системы образования средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, всемерное привлечение к финансированию образовательных учреждений негосударственных средств, внебюджетных источников финансирования, средств юридических и физических лиц и иностранных инвесторов, введение минимальных нормативов материально-технического обеспечения и финансирования учреждений и организаций системы образования.
На втором этапе (1998-2000 годы) реформирования отрасли предполагается осуществить совершенствование механизма государственного управления и регулирования сферой образования, включая управление государственной собственностью, устранение ведомственной разобщенности образовательных учреждений (в том числе на основе многоучредительства), приведение структуры образовательных учреждений в соответствие с потребностями граждан в образовании и общества в рабочих кадрах и специалистах, передачу основной части вопросов управления и финансирования учреждений начального профессионального образования на финансирование за счет средств региональных и местных бюджетов.
Предполагается также передать с федерального бюджета на уровень бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов финансирование издания школьных учебников и бесплатного обеспечения ими детей.
В развитии материально-технической базы высших и средних учебных заведений предполагается увеличить долю собственных и внебюджетных источников, кредитов банков, иностранных и частных инвестиций.
Намечается продолжить развитие образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, в том числе негосударственных, расширение платности получения образования с учетом принципа адресности и дифференцируемого подхода, имея в виду конкретное социально-экономическое положение и потребности получателя услуг.