Недействующий

Об утверждении программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" (фактически утратило силу)

7.1 Реформирование оплаты труда

Реформирование оплаты труда будет проводиться в рамках создания макроэкономических условий роста реальной заработной платы и легализации всех видов трудовых доходов. Это позволит в 1996-2000 годах постепенно восстановить роль оплаты труда в формировании доходов основной массы населения, а также использовать оплату труда не только в качестве эффективного стимула трудовой деятельности, но и как источник формирования средств для оплаты услуг социальной сферы.

Прогнозные оценки дают основание предполагать, что в рассматриваемом периоде доля учитываемого органами статистики фонда оплаты труда в валовом внутреннем продукте увеличится с 25 процентов в 1996 году до 28 процентов в 2000 году, а в доходах населения соответственно с 41,7 процента до 48 процентов.

Реформирование оплаты труда будет осуществляться на основе экономических методов (преимущественно через налоговое регулирование денежных доходов), механизмов социального партнерства и системы договоренностей между предпринимателями и наемными работниками.

Предстоит усилить контроль за выделением средств на оплату труда из бюджетов всех уровней, разработать дополнительные меры по повышению ответственности руководителей предприятий независимо от форм собственности, а также представителей государства в акционерных обществах, часть акций которых находится в государственной собственности, за обеспечение своевременной оплаты труда, ввести ограничения на повышение заработной платы администрации впредь до полного погашения имеющейся задолженности.

На первом этапе главной задачей будет являться последовательная ликвидация задолженности по выплате заработной платы, создание экономических и правовых механизмов, исключающих в дальнейшем задержки выплаты заработной платы.

В основу регулирования заработной платы будет положен новый социальный стандарт - минимальная часовая оплата труда, что позволит приблизить нормы оплаты труда работников к реальным трудовым затратам и отказаться от использования минимальной оплаты труда в качестве нормативной базы при установлении размеров социальных выплат, экономических, административных и других санкций, не относящихся к трудовым отношениям.

В этих целях в 1997 году будет подготовлен проект федерального закона "О минимальной часовой оплате труда". Кроме того, будет принят Федеральный закон Об объединениях работодателей, которым будут закреплены обязанности работодателей, в том числе в области оплаты труда.

На втором этапе (1998-2000 годы) предполагается:

- внедрить механизм тарифного регулирования заработной платы во внебюджетном секторе экономики на основе более широкого использования механизмов социального партнерства. В этих целях будет подготовлен проект федерального закона "О тарифном регулировании заработной платы", предусматривающий смещение центра тяжести в тарифном регулировании оплаты труда в субъекты Российской Федерации;

- создать систему гарантий минимальных уровней заработной платы для работников внебюджетного сектора экономики в зависимости от их квалификации на основе коллективных тарифных договоров и соглашений между работодателями и работниками на всех уровнях социального партнерства;

- отработать механизмы, обеспечивающие учет и налогообложение всех видов доходов, получаемых на предприятии и в организации и используемых для личного потребления;

- пересмотреть Единую тарифную сетку по оплате труда работников бюджетной сферы, упорядочить систему надбавок и доплат, применяемых при оплате труда этих работников. Намечаемые меры позволят обеспечить приближение размеров оплаты труда в бюджетной сфере к уровню заработной платы в производственных отраслях.

Наряду с уточнением параметров Единой тарифной сетки в увязке с более активным использованием механизма надбавок и доплат намечается придать ей рекомендательный характер, что позволит расширить права и одновременно повысить роль и ответственность субъектов Российской Федерации. Намечаемые меры позволят обеспечить приближение размеров оплаты труда этих работников к уровню заработной платы в производственных отраслях. Если оплата труда работников внебюджетной сферы за 1996-2000 годы увеличится в 1,3 раза, то бюджетной - в 1,4 раза. Сократится соответственно разрыв в уровне оплаты труда работников этих сфер с 1,3 до 1,2 раза.

В среднесрочный период будет обеспечиваться опережающий рост среднемесячной оплаты труда по сравнению с показателем прожиточного минимума. Если в 1996 году это опережение составило 2,2 раза, то в 2000 году оно составит около 3 раз.

Значительно улучшится соотношение между размером минимальной оплаты труда и прожиточным минимумом. В 2000 году оно составит 45-50% против 20,5% в 1996 году.

Реализация указанных мер будет способствовать усилению мотивации трудовой деятельности, повышению покупательной способности заработной платы и соответствующему ослаблению ограничений массового потребительского спроса.