Недействующий

Об утверждении программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" (фактически утратило силу)

7.2 Политика в области занятости населения

Основной целью политики занятости населения России на предстоящий период является обеспечение рациональной структуры занятости населения как основы получения устойчивых доходов и роста благосостояния семей, достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы путем активизации политики на рынке труда.

Использование трудового потенциала и обеспечение рациональной структуры занятости населения будет обеспечиваться за счет структурной перестройки экономики, активной промышленной и инвестиционной политики, преобразований в социальной сфере.

В этих же целях будут реализованы мероприятия, предусмотренные Федеральной целевой программой содействия занятости населения Российской Федерации на 1996-1997 годы и Комплексной программой мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы.

Общая численность трудовых ресурсов в 2000 году увеличится до 85,7 млн. человек против 84,1 млн. человек в 1996 г., или на 1,6 млн. человек. В 1997-1998 годах будет приостановлено падение численности занятых, которая стабилизируется на уровне 64,7 млн. человек. За 1997-2000 годы в связи с ожидаемым оживлением экономики спрос на рабочую силу увеличится, а численность занятых возрастет к концу 2000 года до 65,1 млн. человек.

Численность безработных увеличится с 2,6 млн. в 1996 г. до 4,6 млн. человек в 2000 году и составит 6,4% от экономически активного населения, что обеспечит, с одной стороны, высокую конкуренцию на рынке рабочей силы, а с другой стороны, избавит страну от угрозы массовой безработицы.

Вместе с тем на рынке труда возрастет подвижность рабочей силы. Структурная перестройка экономики будет сопровождаться свертыванием и ликвидацией убыточных производств с одновременным развитием эффективных и конкурентоспособных видов деятельности. Одновременно с этим активизируется процесс признания предприятий несостоятельными (банкротами). В связи с этим возрастут темпы высвобождения работников.

В целях предотвращения массового высвобождения работников намечается внедрение в практику разработки социальных планов предприятий, осуществляющих массовое высвобождение персонала. В этих планах будут предусматриваться временные изменения условий и режимов труда, досрочный выход на пенсию, дополнительные социальные льготы для увольняемых. При этом предусматривается дальнейшее развитие системы непрерывного профессионального образования, включая внутрипроизводственное обучение, расширение возможностей самообучения.

Будут осуществлены меры по усилению социальной защиты персонала, работающего в режиме неполного рабочего дня (недели), находящегося в отпусках без сохранения заработной платы в связи с временной остановкой производства.

Для улучшения социальной защиты безработных в 1997-2000 годах намечается осуществить реформирование системы назначения и выплаты пособий по безработице, предусмотрев меры, способствующие активному поиску работы, участию в общественных работах и профессиональной переподготовке. Одновременно будет сокращен разрыв между размером получаемых безработными пособий по безработице и величиной прожиточного минимума. В 2000 году он составит 70 процентов против 43 процентов в 1996 году.

Для повышения финансовой устойчивости Государственного фонда занятости населения Российской Федерации будут расширены источники его формирования, введен новый механизм перераспределения средств Фонда. Имеется в виду, что субсидии предприятий из Фонда будут предоставляться, как правило, на реализацию программ обеспечения занятости инвалидов, переквалификации занятых перед высвобождением, обучения молодежи без отрыва от производства, а также поддержки лиц, не имеющих работу свыше шести месяцев.

Сложившаяся профессионально-квалификационная структура рынка рабочей силы маловосприимчива к изменяющимся отношениям в сфере производства, что в значительной степени сдерживает возможности реализации программ структурной перестройки экономики, повышения качества и конкурентоспособности российской продукции.

Реформы в сфере развития кадрового потенциала будут включать следующие мероприятия:

- введение государственных профессиональных стандартов, соответствующих международным требованиям, создание системы сертификации и аттестации персонала;

- формирование и обеспечение системы государственного заказа на подготовку и переподготовку кадров для приоритетных и инновационных сфер деятельности;

- обеспечение качества образовательных услуг через совершенствование механизма лицензирования и аккредитации образовательных организаций, сертификации и аттестации преподавателей, издание учебных и методических пособий, современных педагогических технологий, создание сети методических и информационных центров.