Недействующий
Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"

Утверждаю
Председатель Федеральной
энергетической комиссии
Российской Федерации
Ю.Н.Корсун
16 апреля 1997 года

Методические указания
о порядке расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию на потребительском рынке

(с изменениями на 8 августа 2001 года)
____________________________________________________________________
Утратили силу с 6 октября 2002 года на основании  
постановления ФЭК России от 31 июля 2002 года N 49-э/8
____________________________________________________________________



I. Общие положения

1. Настоящие "Методические указания о порядке расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию на потребительском рынке" (далее - Методические указания) утверждены во исполнение федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.97 N 121 "Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию".

С введением Методических указаний прекращает действие "Положение о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации на 1993 год" и инструкция от 30 ноября 1993 года "О порядке расчетов за электрическую энергию" Комитета РФ по политике цен N 01-17/1443-11.

2. Методические указания определяют методические вопросы ценообразования на потребительском рынке электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности), устанавливают порядок расчета, введения в действие тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность), отпускаемую потребителям, и являются обязательными для исполнения всеми региональными энергетическими комиссиями и коммерческими организациями (включая потребителей-перепродавцов), осуществляющими поставку потребителям электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности).

3. Понятия, используемые в Методических указаниях, означают следующее:

- ценообразование - формирование органами исполнительной власти и коммерческими организациями тарифов на электрическую и тепловую энергию (размер платы за услуги);

- рыночная цена - цена товара, складывающаяся на товарном рынке без государственного воздействия на эту цену;

- регулируемая цена - цена товара (тариф), складывающаяся на товарном рынке при прямом государственном воздействии на эту цену, в том числе путем установления ее предельной или фиксированной величины;

- тарифы на электрическую и тепловую энергию - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность);

- размер платы за услуги - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за услуги, предоставляемые на оптовом и потребительском рынках;

- регулируемая деятельность - деятельность в сфере производства, передачи и распределения электрической энергии (мощности) и (или) тепловой энергии (мощности), подлежащая государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации";

- период регулирования - временной интервал (квартал, полугодие, год), принимаемый для расчетов показателей, включаемых в предложения по установлению тарифов на электрическую и тепловую энергию (размера платы за услуги);

- энергоснабжающая организация - коммерческая организация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая в обслуживаемом регионе продажу потребителям произведенной и (или) купленной электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности);

- избыточная энергоснабжающая организация - энергоснабжающая организация, собственное производство электрической энергии (мощности) которой превышает объем потребления в обслуживаемом регионе;

- дефицитная энергоснабжающая организация - энергоснабжающая организация, собственное производство электрической энергии (мощности) которой не обеспечивает объем потребления в обслуживаемом регионе;

- регион - территория, на которой обязанности и права по поставкам (продаже) потребителям электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности) закреплены за соответствующей энергоснабжающей организацией;

- акционерное общество энергетики и электрификации (АО энерго) - энергоснабжающая организация в форме акционерного общества открытого типа;

- РАО "ЕЭС России" - Российское акционерное общество энергетики и электрификации, созданное на основании Указа Президента Российской Федерации от 15.08.92 N 923;

- производитель энергии - коммерческая организация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая производство и продажу электрической энергии (мощности) и (или) тепловой энергии (мощности) на оптовый или потребительский рынок для дальнейшей переработки, транспортировки, распределения и продажи потребителям;

- потребитель - физическое или юридическое лицо, пользующееся электрической энергией (мощностью) и (или) тепловой энергией (мощностью);

- оптовый рынок (ФОРЭМ) - федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) (сфера купли-продажи электрической энергии (мощности), осуществляемой его субъектами в пределах Единой энергетической системы России);

- субъекты оптового рынка - юридические лица, осуществляющие куплю-продажу электрической энергии (мощности) и (или) предоставляющие услуги на оптовом рынке;

- потребительский рынок - сфера купли-продажи энергоснабжающими организациями и потребителями электрической энергии (мощности) и (или) тепловой энергии (мощности);

- Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации (далее - Федеральная комиссия) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование тарифов по вопросам, отнесенным к ее полномочиям в соответствии с федеральными законами "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", "О естественных монополиях" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- региональная энергетическая комиссия субъекта Российской Федерации (далее Региональная комиссия) - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий, исходя из основ ценообразования, установленных Правительством Российской Федерации, государственное регулирование тарифов по вопросам, отнесенным к ее полномочиям в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации";

- потребитель-перепродавец - потребитель, приобретающий электрическую энергию (мощность) и (или) тепловую энергию (мощность) как для собственного потребления, так и для осуществления регулируемой деятельности - энергоснабжения других потребителей, осуществляемого на основании лицензии, полученной в установленном порядке.

4. На территории Российской Федерации поставки электрической и тепловой энергии всем потребителям и оказание услуг на потребительском рынке электроэнергии и мощности осуществляются по тарифам (нормативам), утвержденным в соответствии с Законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Основами ценообразования, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации и методическими указаниями, утвержденными Федеральной комиссией.

5. Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию на потребительском рынке осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность) и тарифов на услуги, оказываемые на указанном рынке.

6. Регулирование тарифов на электрическую энергию и тепловую энергию производится по инициативе энергоснабжающей организации или по инициативе регулирующего органа.

7. Энергоснабжающая организация имеет право обратиться в Региональную комиссию с просьбой о пересмотре тарифов на электрическую и тепловую энергию при наличии хотя бы одного из следующих условий:

изменение затрат на производство и передачу электрической и тепловой энергии более чем на 2 процента, вызванное изменением баланса электрической энергии и мощности, ростом цен на топливо, оборудование, другие материальные ресурсы или пересмотром условий тарифного соглашения по заработной плате;

изменения перечня и размера установленных нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации обязательных отчислений и платежей;

изменение процентной ставки Центрального банка Российской Федерации и коммерческих банков по долгосрочным кредитам на внутреннем рынке более чем на 3 процента;

наступление событий, появление которых было маловероятно и которые оказали существенное воздействие на состояние энергоснабжающей организации (форс-мажорные обстоятельства).

8. Регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию по инициативе Региональной комиссии осуществляется в следующем порядке:

Региональная комиссия при наличии одного или нескольких условий, перечисленных в пункте 7 настоящих Методических указаний, может выдать энергоснабжающей организации предписание представить в месячный срок предложения по установлению тарифов на электрическую и тепловую энергию (размера платы за услуги).

Внесение предложений, их рассмотрение и принятие решений осуществляется в соответствии с разделами II и III "Порядка утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 1997 год N 121.

В случае если энергоснабжающая организация, осуществляющая деятельность на потребительском рынке, не представила в установленный срок предложения, Региональная комиссия может самостоятельно подготовить предложения в соответствии с настоящими Методическими указаниями и представить их в Федеральную комиссию на рассмотрение в качестве разногласий при государственном регулировании тарифов.

Федеральная комиссия рассматривает предложения и принимает решение об уровне тарифов и сроках их введения в соответствии с "Порядком утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 1997 года N 121 и порядком рассмотрения разногласий при обращении в Комиссию, установленным Правительством Российской Федерации.

9. Процедура рассмотрения, утверждения и применения тарифов на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность) устанавливается в соответствии с "Порядком утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 1997 года N 121.

10. Региональные комиссии в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за экономическую обоснованность величин утверждаемых ими тарифов (нормативов), за своевременность их введения, а также за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну.

11. Основой расчетов по обоснованию и регулированию тарифов на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность) является баланс электрической энергии (мощности) энергоснабжающей организации, разработанный исходя из утвержденного Федеральной комиссией баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам ФОРЭМ (баланс электроэнергии и мощности ФОРЭМ).

Утвержденный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергосистемы России по субъектам ФОРЭМ является обязательным при установлении региональными энергетическими комиссиями тарифов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность).

12. Тарифы на электрическую энергию (мощность) дифференцируются по категориям (группам) потребителей исходя из:

- соответствия устанавливаемых для различных категорий потребителей тарифов реальным затратам энергоснабжающих организаций по производству, передаче и распределению электрической энергии для конкретной категории (группы), потребителей;

- равноприбыльности энергоснабжения различных категорий потребителей (по отношению к себестоимости энергоснабжения);

- в качестве основного фактора дифференциации принимается уровень напряжения в точке подключения потребителя к электрической сети энергоснабжающей организации; кроме этого, учитывается режим использования потребителями различных категорий заявленной максимальной электрической мощности (значения плотности индивидуальных графиков нагрузки потребителей);

- тарифы по всем категориям (группам) потребителей могут дифференцироваться в зависимости от средних затрат на энергоснабжение каждой категории (группы) потребителей, уровня надежности энергоснабжения, от расположения потребителя в суточном графике электрической нагрузки энергоснабжающей организации.

13. До утверждения Федеральной комиссией (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 1997 года N 121) "Порядка применения тарифов на электрическую и тепловую энергию", включающего в себя классификацию потребителей по категориям (группам) и особенности применения тарифов и расчетов за потребленную электрическую и тепловую энергию, использовать:

а) три категории потребителей электрической энергии (мощности):

- потребители, получающие электрическую энергию (мощность) от энергоснабжающей организации на высоком напряжении - 110 кВ (60 кВ) и выше;

- потребители, получающие электрическую энергию (мощность) от энергоснабжающей организации на среднем напряжении - 35...6 кВ;

- потребители, получающие электрическую энергию (мощность) от энергоснабжающей организации на низком напряжении - 0,4 кВ (и ниже);

б) распределение потребителей электрической и тепловой энергии по группам - в соответствии с утвержденной в установленном порядке формой отраслевой статистической отчетности N 46-эс "Полезный отпуск электрической и тепловой энергии".

14. В процессе рассмотрения и утверждения тарифов на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность) энергоснабжающая организация представляет на рассмотрение РЭК предложения по утверждению тарифов на электрическую и тепловую энергию, включая:

- определение (экономическое обоснование) общей потребности в финансовых средствах (себестоимости и прибыли) по регулируемым видам деятельности на период регулирования;

- определение видов и объемов продукции (услуг) в натуральном выражении, поставляемых энергоснабжающей организацией потребителям по регулируемой деятельности;

- распределение общей потребности в финансовых средствах (себестоимости и прибыли) между видами продукции по регулируемой деятельности;

- расчет тарифов (размера платы за услуги): среднего по энергоснабжающей организации и по категориям (группам) потребителей.

По результатам рассмотрения представленных энергоснабжающей организацией материалов Региональная комиссия утверждает тарифы на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность) по категориям (группам) потребителей региона, обслуживаемого данной энергоснабжающей организацией.

15. Экономическое обоснование общей потребности в финансовых средствах (себестоимости и прибыли) энергоснабжающих организаций по регулируемым видам деятельности производится ими исходя из действующих норм и нормативов расходования топлива, основных и вспомогательных материалов для эксплуатационных и ремонтных нужд и прогнозируемых цен и тарифов.

Расчет средств, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), производится по следующим составляющим затрат:

а) сырье, основные и вспомогательные материалы, запасные части для ремонта оборудования - исходя из действующих норм и прогнозируемых на период регулирования цен на сырье и материалы;

б) работы и услуги производственного характера - исходя из необходимости проведения регламентных (ремонтных и других) работ и цен и тарифов на указанные работы и услуги, прогнозируемых на период регулирования;

в) топливо на технологические цели при производстве электрической и тепловой энергии:

для тепловых электростанций - на основании норм удельных расходов топлива при производстве электрической и тепловой энергии (рассчитываются на базе утвержденных в установленном порядке нормативных характеристик энергетического (генерирующего) оборудования и планируемого режима работы оборудования на период регулирования), прогнозируемых цен на топливо и тарифов на его перевозку;

г) топливо всех видов на иные технологические цели (отопление зданий, обслуживание производства транспортом предприятия и т.п.) исходя из действующих норм и цен, прогнозируемых на период регулирования;

д) покупная энергия всех видов;

электрическая энергия (мощность), приобретенная на оптовом рынке и (или) от других производителей для дальнейшей переработки, транспортировки, распределения и продажи потребителям, а также на технологические цели, - исходя из утвержденных в установленном порядке баланса электрической энергии и мощности и тарифов на электрическую энергию; тепловая энергия (мощность) от сторонних производителей тепла - исходя из планируемых объемов потребления и тарифов, прогнозируемых на период регулирования;

электрическая и тепловая энергия, приобретенная на хозяйственные (производственные) нужды, - исходя из нормативных (расчетных) объемов потребления и тарифов, прогнозируемых на период регулирования;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»