Недействующий
БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

     

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации

     (с изменениями на 27 июля 2010 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2011 года на основании
Федерального закона от 26 марта 2003 года N 36-ФЗ
(с изменениями, внесенными Федеральным законом
от 4 ноября 2007 года N 250-ФЗ
,
Федеральным законом от 26 июля 2010 года N 187-ФЗ)

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 11 февраля 1999 года N 33-ФЗ (Российская газета, N 31, 18.02.99);

Федеральным законом от 10 января 2003 года N 6-ФЗ (Российская газета, N 4, 14.01.2003);

Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 38-ФЗ (Российская газета, N 59, 29.03.2003);

Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 125-ФЗ (Российская газета, N 134, 10.07.2003);

Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (Российская газета, N 188, 31.08.2004) (о порядке вступления в силу см. статью 155 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ);

Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 211-ФЗ (Российская газета, N 292, 31.12.2004) (о порядке вступления в силу см. статью 6 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 211-ФЗ) (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 декабря 2005 года N 184-ФЗ);

Федеральным законом от 2 декабря 2005 года N 147-ФЗ (Российская газета, N 274, 06.12.2005);

Федеральным законом от 26 декабря 2005 года N 184-ФЗ (Российская газета, N 294, 29.12.2005);

Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ (Российская газета, N 297, 31.12.2005) (о порядке вступления в силу см. статью 35 Федерального закона от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ);

Федеральным законом от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ (Российская газета, N 237, 24.10.2007) (о порядке вступления в силу см. статью 38 Федерального закона от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ);

Федеральным законом от 4 ноября 2007 года N 250-ФЗ (Российская газета, N 249, 08.11.2007 (начало), Российская газета, N 252, 10.11.2007 (окончание));

Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ (Российская газета, N 266, 30.12.2008) (о порядке вступления в силу см. статью 31 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ);

Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ (Российская газета, N 226, 27.11.2009) (о порядке вступления в силу см. статью 49 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ);

Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 374-ФЗ (Российская газета, N 252, 29.12.2009) (о порядке вступления в силу см. статью 28 Федерального закона от 27 декабря 2009 года N 374-ФЗ);

Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 237-ФЗ (Российская газета, N 169, 02.08.2010).

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

С 29 июля 2010 года на основании пункта 4 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2010 года N 187-ФЗ положения настоящего Федерального закона  не применяются к отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в электроэнергетике на 2011 год и последующие годы.

- Примечание изготовителя базы данных.

____________________________________________________________________

Принят
 Государственной Думой
10 марта 1995 года

Настоящий Федеральный закон определяет экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:

тарифы на электрическую и тепловую энергию - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность); в целях настоящего Федерального закона указанное понятие применяется исходя из смысла и конкретного содержания правовой нормы (абзац в редакции, введенной в действие с 29 марта 2003 года Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 38-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

энергоснабжающая организация - хозяйствующий субъект, осуществляющий продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

потребитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью) и(или) тепловой энергией (мощностью); *1.1.3)

федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) (далее - оптовый рынок) - сфера обращения электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии, получивших статус субъектов оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка (абзац в редакции, введенной в действие с 10 ноября 2007 года Федеральным законом от 4 ноября 2007 года N 250-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

субъекты оптового рынка - юридические лица, осуществляющие куплю-продажу электрической энергии (мощности) и(или) предоставляющие услуги на оптовом рынке (абзац в редакции, введенной в действие с 10 июля 2003 года Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 125-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

тепловая энергия - товар, характеризуемый расходом теплоносителя и изменением его термодинамических параметров (температуры, давления) (абзац дополнительно включен с 30 декабря 2008 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ);

тепловая мощность - количество тепловой энергии, которое может быть произведено и (или) передано по тепловым сетям за единицу времени (абзац дополнительно включен с 30 декабря 2008 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ);

тепловая нагрузка - количество тепловой энергии, которое может быть принято потребителем за единицу времени (абзац дополнительно включен с 30 декабря 2008 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ).

Статья 2. Сущность государственного регулирования тарифов

Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) (далее также - тарифы) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней (часть в редакции, введенной в действие с 29 марта 2003 года Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 38-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

Срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации (часть дополнительно включена с 29 марта 2003 года Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 38-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

____________________________________________________________________

Части вторая - четвертая предыдущей редакции с 29 марта 2003 года считаются соответственно частями третьей - пятой настоящей редакции - Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 38-ФЗ.

____________________________________________________________________         

Предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, с выделением предельных уровней тарифов на электрическую энергию для населения. Указанные предельные уровни тарифов могут быть установлены на срок более одного года, с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей. При установлении предельных уровней тарифов учитываются долгосрочные тарифы, установленные для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, долгосрочные параметры регулирования деятельности соответствующих организаций, обязательства по концессионным соглашениям, объектами которых являются системы тепло- и электроснабжения (часть в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2008 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ; дополнена с 27 ноября 2009 года Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ - см. предыдущую редакцию).*2.3)

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, в рамках указанных предельных уровней тарифов (часть дополнительно включена с 14 января 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года N 6-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2008 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

В случае изменения предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов менее чем за один календарный месяц до начала очередного финансового года либо в течение периода их действия органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок не позднее одного календарного месяца со дня вступления в силу актов, которыми изменяются указанные предельные уровни тарифов, приводят свои решения об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию в соответствие с решениями об изменении указанных предельных уровней. В случае изменения предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов более чем за один календарный месяц до начала очередного финансового года органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимают решения об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию в соответствии с указанными предельными уровнями или приводят свои ранее принятые решения об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию в соответствие с решениями об изменении указанных предельных уровней (часть дополнительно включена с 14 января 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года N 6-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2008 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

Превышение указанных предельных уровней допускается в порядке, установленном статьей 6 настоящего Федерального закона (часть дополнительно включена с 10 ноября 2007 года Федеральным законом от 4 ноября 2007 года N 250-ФЗ).

В случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации тарифы на электрическую энергию для населения установлены на уровне выше максимального или ниже минимального уровня с нарушением порядка, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо указанные тарифы на электрическую энергию не приведены в соответствие с предельными уровнями тарифов на электрическую энергию для населения после их изменения федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, применению на территории субъекта Российской Федерации до момента установления тарифов в соответствии с законодательством Российской Федерации органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации подлежит установленный федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельный максимальный уровень тарифа на электрическую энергию для населения с учетом особенностей ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением (часть дополнительно включена с 30 декабря 2008 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ).

____________________________________________________________________

Часть седьмая предыдущей редакции с 30 декабря 2008 года считается частью восьмой настоящей редакции - Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ.

____________________________________________________________________

В случае превышения размера установленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению, на услуги субъектов естественных монополий, превышающего установленные предельные уровни, дополнительные расходы потребителей, финансируемых из бюджетов соответствующих уровней, и расходы, связанные с выплатой дополнительных субсидий населению, несут консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации (часть дополнительно включена с 29 марта 2003 года Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 38-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2008 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

____________________________________________________________________

Части восьмая - двенадцатая предыдущей редакции с 30 декабря 2008 года считаются соответственно частями девятой - тринадцатой настоящей редакции - Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ.

____________________________________________________________________

При регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию органами государственного регулирования учитываются затраты энергоснабжающих организаций, в том числе расходы на обеспечение оборотных средств, исходя из порядка расчетов за электрическую и тепловую энергию (часть дополнительно включена с 29 марта 2003 года Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 38-ФЗ).

Оплата электрической и тепловой энергии производится за фактически принятое потребителем количество электрической и тепловой энергии в соответствии с данными учета электрической и тепловой энергии, если иное не предусмотрено федеральным законом, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон (часть дополнительно включена с 29 марта 2003 года Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 38-ФЗ).

В случае если иное не установлено соглашением сторон, оплата электрической энергии производится потребителями до 15-го числа текущего месяца (часть дополнительно включена с 29 марта 2003 года Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 38-ФЗ).

Государственное регулирование тарифов может проводиться отдельно в отношении электрической энергии, поставляемой населению в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления (часть дополнительно включена с 29 марта 2003 года Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 38-ФЗ).

При установлении для отдельных потребителей льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию, регулирование которых осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, повышение тарифов на электрическую и тепловую энергию для других потребителей не допускается (часть дополнительно включена с 18 февраля 1999 года Федеральным законом от 11 февраля 1999 года N 33-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 29 марта 2003 года Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 38-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

Поставки тепловой энергии (мощности) в целях обеспечения потребления тепловой энергии объектами, потребляющими тепловую энергию и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 года, могут осуществляться на основании долгосрочных (на срок более чем один год) договоров снабжения тепловой энергией (мощностью), заключенных в установленном Правительством Российской Федерации порядке между потребителями тепловой энергии и производителями тепловой энергии, по ценам, определенным соглашением сторон. Государственное регулирование цен (тарифов) в отношении объема тепловой энергии (мощности), продажа которой осуществляется по таким договорам, не проводится (часть дополнительно включена с 27 ноября 2009 года Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ).

Заключение долгосрочных (на срок более чем один год) договоров снабжения тепловой энергией (мощностью) возможно при соблюдении следующих условий:

заключение договоров в отношении теплогенерирующих объектов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2010 года, не влечет за собой увеличение тарифов на тепловую энергию (мощность) в части потребления тепловой энергии объектами, введенными в эксплуатацию до 1 января 2010 года;

существует технологическая возможность поставок тепловой энергии ее производителем ее потребителям, которые являются сторонами договоров.

(Часть дополнительно включена с 27 ноября 2009 года Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ)

Статья 3. Цели государственного регулирования

Государственное регулирование тарифов осуществляется в целях (абзац в редакции, введенной в действие с 29 марта 2003 года Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 38-ФЗ, - см. предыдущую редакцию):

защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов;

создания механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии;

формирования конкурентной среды в электроэнергетическом комплексе для повышения эффективности его функционирования и минимизации тарифов;

создания экономических стимулов обеспечения повышения энергетической эффективности систем тепло- и электроснабжения и использования энергосберегающих технологий в процессах использования тепловой энергии (мощности) и электрической энергии (мощности) (абзац в редакции, введенной в действие с 27 ноября 2009 года Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

обеспечения юридическим лицам - производителям электрической энергии (мощности) независимо от организационно-правовых форм права равного доступа на оптовый рынок (абзац в редакции, введенной в действие с 10 июля 2003 года Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 125-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

Статья 4. Принципы государственного регулирования тарифов

При государственном регулировании тарифов должны соблюдаться следующие основные принципы:

обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической и тепловой энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (абзац в редакции, введенной в действие с 29 марта 2003 года Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 38-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов;

обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, информации о рассмотрении и об утверждении тарифов в соответствии со стандартами раскрытия информации, установленными Правительством Российской Федерации и предусматривающими обязательность опубликования раскрываемой информации в официальных средствах массовой информации, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти (абзац в редакции, введенной в действие с 29 марта 2003 года Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 38-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии;

обеспечение коммерческих организаций в сфере производства, передачи и распределения электрической и тепловой энергии финансовыми средствами на развитие производства, научно-техническое и социальное развитие, в том числе средствами, направленными на энергосбережение и обеспечение энергетической, технической и экологической безопасности (включая ядерную и радиационную безопасность) Российской Федерации, осуществляемое путем привлечения заемных средств, частных инвестиций, средств коммерческих организаций (инвестиционных фондов, страховых фондов, фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) и иных средств;

создание условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций;

определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями;

выбор поставщиков энергетического оборудования и подрядных организаций по энергетическому и электросетевому строительству на конкурсной основе;