ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 1997 года N 121
Об основах ценообразования и порядке государственного
регулирования и применения тарифов на электрическую
и тепловую энергию
(с изменениями на 27 октября 2001 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 24 апреля 2002 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 2 апреля 2002 года N 226
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 года N 1231;
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 1498 (Российская газета N 237, 09.12.97) (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 года N 472 и постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 1999 года N 781);
постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 года N 472;
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1998 года N 686 (Российская газета, N 127, 08.07.98);
постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 года N 915 (Российская газета, N 158, 19.08.98) (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2001 года N 751);
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1998 года N 1413;
постановлением Правительства Российской Федерации от 7 января 1999 года N 23 (Российская газета, N 21, 04.02.99);
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 1999 года N 781;
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1999 года N 1202 (Российская газета, N 219, 04.11.99).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Срок действия Основных положений ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации и Порядка утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации продлен на 1999 год - постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1998 года N 1413.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Срок действия Основных положений ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации и Порядка утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации продлен на 1998 год - постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 года N 472.
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить на 1997 год прилагаемые Основные положения ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации и Порядок утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.
2. Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации в месячный срок разработать и направить субъектам Российской Федерации примерное положение о региональной энергетической комиссии.
Установить, что положение о региональной энергетической комиссии утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.
3. Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации провести анализ практики применения в I-III кварталах 1997 г. указанных в пункте 1 настоящего постановления нормативных документов и о результатах доложить до 1 ноября 1997 г., а по вопросам, требующим решения Правительства Российской Федерации, внести предложения в установленном порядке.
4. Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству топлива и энергетики Российской Федерации и Министерству Российской Федерации по атомной энергии с участием других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти провести анализ функционирования в 1996-1997 годах федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) и о результатах доложить до 1 марта 1998 г. Правительству Российской Федерации.
5. Региональным энергетическим комиссиям субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 Указа Президента Российской Федерации от 1 августа 1996 г. N 1129 "О дополнительных мерах по обеспечению промышленности и населения электрической и тепловой энергией в 1996-1997 годах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 32, ст. 3898) и пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 17 октября 1996 г. N 1451 "О дополнительных мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий и созданию условий для стабилизации работы промышленности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 43, ст. 4884) устанавливать, начиная со II квартала 1997 г., тарифы на электрическую энергию для населения не ниже расчетной средней себестоимости производства, передачи и распределения электрической энергии в регионе для всех потребителей с применением понижающего коэффициента 0,7 для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками (абзац дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 года N 1231).
Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации утвердить и направить региональным энергетическим комиссиям рекомендации по установлению стимулирующих энергосбережение дифференцированных тарифов на электрическую энергию для населения и других потребителей.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 4 февраля 1997 года N 121
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ценообразования на электрическую и тепловую энергию
на территории Российской Федерации
(с изменениями на 27 октября 2001 года)
I. Общие положения
1. Настоящие Основные положения устанавливаются Правительством Российской Федерации во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и определяют методологические, организационные и правовые вопросы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации.
2. Понятия, использованные в настоящих Основных положениях, означают следующее:
ценообразование - формирование органами исполнительной власти и коммерческими организациями тарифов на электрическую и тепловую энергию (размера платы за услуги);
рыночная цена - цена товара, складывающаяся на товарном рынке без государственного воздействия на эту цену;
регулируемая цена - цена товара (тариф), складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на эту цену, в том числе путем установления ее предельной или фиксированной величины;
тарифы на электрическую и тепловую энергию - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность);
размер платы за услуги - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за услуги, предоставляемые на оптовом и потребительском рынках;
регулируемая деятельность - деятельность в сфере производства, передачи и распределения электрической энергии (мощности) и (или) тепловой энергии (мощности), подлежащая государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации";
период регулирования - временной интервал (квартал, полугодие, год), принимаемый для расчета показателей, включаемых в предложения по установлению тарифов на электрическую и тепловую энергию (размера платы за услуги);
энергоснабжающая организация - коммерческая организация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая в обслуживаемом регионе продажу потребителям произведенной и (или) купленной электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности);
избыточная энергоснабжающая организация - энергоснабжающая организация, собственное производство электрической энергии (мощности) которой превышает объем потребления в обслуживаемом регионе;
дефицитная энергоснабжающая организация - энергоснабжающая организация, собственное производство электрической энергии (мощности) которой не обеспечивает объем потребления в обслуживаемом регионе;
регион - территория, на которой обязанности и права по поставкам (продаже) потребителям электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности) закреплены за соответствующей энергоснабжающей организацией;
производитель энергии - коммерческая организация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая производство и продажу электрической энергии (мощности) и (или) тепловой энергии (мощности) на оптовый или потребительский рынок для дальнейшей переработки, транспортировки, распределения и продажи потребителям;
потребитель - физическое или юридическое лицо, пользующееся электрической энергией (мощностью) и (или) тепловой энергией (мощностью);
оптовый рынок - федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности);
субъекты оптового рынка - юридические лица, осуществляющие куплю-продажу электрической энергии (мощности) и (или) предоставляющие услуги на оптовом рынке;
потребительский рынок - сфера купли-продажи энергоснабжающими организациями и потребителями электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности).
3. На территории Российской Федерации поставки электрической и тепловой энергии потребителям и оказание услуг на оптовом и потребительском рынках осуществляются по тарифам (размерам платы за услуги), утверждаемым в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и настоящими Основными положениями.
4. Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию производится в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации и региональными энергетическими комиссиями (далее именуются соответственно - Комиссия и региональные комиссии).
5. Государственному регулированию подлежат:
тарифы на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую потребителям энергоснабжающими организациями;
тарифы на электрическую энергию, отпускаемую на оптовый рынок всеми его субъектами (включая избыточные энергоснабжающие организации);
тарифы на электрическую энергию, отпускаемую с оптового рынка дефицитным энергоснабжающим организациям и другим его субъектам;
размер абонентной платы за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России и размер платы за иные услуги, предоставляемые на оптовом рынке;
норматив формирования средств, предназначенных для обеспечения безопасности функционирования атомных электростанций и их развития;
размер платы за услуги по передаче электрической энергии, электрической мощности по сетям (в случае заключения договоров на услуги по передаче электрической энергии) и иные услуги, оказываемые на потребительском рынке.
6. Регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (размера платы за услуги) производится по представлению производителями энергии, энергоснабжающими организациями, организациями, оказывающими услуги на оптовом и потребительском рынках, расчетов и обоснований, а также по инициативе регулирующего органа.
7. Комиссия и региональные комиссии ведут реестр энергоснабжающих организаций по субъектам Российской Федерации и контролируют соблюдение Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и настоящих Основных положений при заключении и исполнении договоров на поставку электрической энергии (мощности) на оптовый и с оптового рынка, а также на энергоснабжение потребителей в части определения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в соответствии со своей компетенцией.
8. При рассмотрении предложений по регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию Комиссия и региональные комиссии обеспечивают открытость для потребителей и производителей электрической и тепловой энергии процесса установления тарифов на электрическую и тепловую энергию.
9. Процедура рассмотрения, утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также размера платы за услуги устанавливается в соответствии с порядком утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
10. Комиссия и региональные комиссии в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за экономическую обоснованность устанавливаемых ими тарифов на электрическую и тепловую энергию (размеров платы за услуги), за своевременность их введения, а также за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну.
11. Комиссия утверждает обязательные для исполнения всеми региональными комиссиями и коммерческими организациями указания, инструкции, правила и другие документы по вопросам государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, в том числе:
методические указания о порядке расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию и платы за услуги, оказываемые на оптовом и потребительском рынках;
единую систему классификации и учета затрат регулируемых коммерческих организаций;
систему отчетности, представляемой в Комиссию и региональные комиссии;
нормы и нормативы, используемые при экономическом обосновании планируемых (расчетных) величин себестоимости и прибыли, принимаемых для расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию;
предельные величины тарифов на электрическую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями конечным потребителям (абзац дополнительно включен с 16 июля 1998 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1998 года N 686).
12. Основой расчетов по обоснованию и регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию и определения размера платы за услуги является баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам оптового рынка, утверждаемый в установленном порядке.
13. Утвержденный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам оптового рынка (далее именуется - баланс электрической энергии и мощности) является обязательным документом при установлении Комиссией и региональными комиссиями тарифов на электрическую и тепловую энергию и размера платы за услуги, а также при заключении субъектами оптового рынка договоров купли-продажи.
14. Тарифы на электрическую энергию (мощность) дифференцируются по категориям (группам) потребителей исходя из:
соответствия тарифов, устанавливаемых для различных категорий (групп) потребителей, реальным затратам энергоснабжающих организаций по производству, передаче и распределению электрической энергии для конкретной категории (группы) потребителей;
равноприбыльности энергоснабжения различных категорий (групп) потребителей;
уровня напряжения в точке подключения потребителя к электрической сети энергоснабжающей организации, а также режима использования потребителями заявленной максимальной электрической мощности (значения плотности индивидуальных графиков нагрузки потребителей);
средних затрат на транспортировку потребителям электрической энергии (мощности), уровня надежности энергоснабжения, суточного графика электрической нагрузки.
II. Ценообразование на потребительском рынке
15. Для установления тарифов на электрическую и тепловую энергию энергоснабжающая организация, производитель энергии или организация, оказывающая услуги на потребительском рынке, представляет региональной комиссии предложения по утверждению тарифов на электрическую и тепловую энергию, в том числе:
экономическое обоснование общей потребности на период регулирования в финансовых средствах по видам регулируемой деятельности;
определение видов и объемов продукции в натуральном выражении, поставляемых на потребительский рынок, или услуг, оказываемых на потребительском рынке;
распределение общей потребности в финансовых средствах между видами продукции по видам регулируемой деятельности;
расчет среднего тарифа на электрическую и тепловую энергию (размера платы за услуги) по энергоснабжающей организации и тарифов (размеров платы за услуги) по категориям (группам) потребителей.
По результатам рассмотрения представленных материалов региональная комиссия утверждает тарифы на электрическую энергию, электрическую мощность, тепловую энергию и тепловую мощность по категориям (группам) потребителей региона, обслуживаемого данной организацией, а также размер платы за услуги, оказываемые на потребительском рынке. Состав услуг определяется исходя из конкретных условий энергоснабжения потребителей.
16. Экономическое обоснование общей потребности в финансовых средствах энергоснабжающих и других организаций по видам регулируемой деятельности производится ими исходя из норм расходования топлива, основных и вспомогательных материалов для эксплуатационных и ремонтных нужд, прогнозируемых цен и тарифов в порядке согласно приложению N 1 к настоящим Основным положениям (пункт в редакции, введенной в действие с 27 августа 1998 года постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 года N 915).
17. Виды и объемы продукции в натуральном выражении, поставляемой энергоснабжающими и другими организациями, определяются на основании утвержденных в установленном порядке балансов электрической энергии и мощности и балансов тепловой энергии и мощности.