Недействующий

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 февраля 1997 года N 06-10/2843


О направлении материалов

____________________________________________________________________
Не действует на основании
приказа ГТК России от 15 сентября 2003 года N 1010
____________________________________________________________________

Направляю для сведения и использования в работе лучшие из представленных таможенными органами ежемесячные отчетные информации Воронежской и Омской таможен по теме: "Проблемы судебно-правовой защиты государственных интересов в 1996 году".

Заместитель начальника
 Правового управления
                                   Н.М.Кутлубаев


Приложение
к приказу ГТК России
от 14.02.97 N 06-10/2843


ОТЧЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Воронежской таможни

Тема: "Проблемы судебно-правовой защиты
государственных интересов
в 1996 году"

Составной частью внутренней и внешней политики России является таможенная политика, которая обеспечивает в значительной степени новые, развивающиеся экономические отношения государства.

Таможенные органы, выполняя функции, установленные статьей 10 Таможенного Кодекса Российской Федерации, защищают экономические интересы государства, обеспечивают экономическую безопасность Российской Федерации.

Осуществляя борьбу с преступлениями и нарушениями таможенных правил, таможенные органы используют меры судебно-правовой защиты государственных интересов, с применением которых возмещают принесенный государству ущерб.

Судебно-правовую защиту государственных интересов таможенными органами можно разделить на два направления:

1. Судебно-правовая защита государственных интересов, связанных с нарушением юридическими и физическими лицами таможенных правил.

2. Судебно-правовая защита государственных интересов, вытекающая из трудовых, хозяйственных и иных споров.

Судебно-правовая защита осуществляется в судах:

а) общей юрисдикции;

б) в арбитражных судах.

Иски могут предъявляться таможенному органу (когда таможенный орган выступает в качестве ответчика).

Иски могут предъявляться таможенным органом (когда таможенный орган выступает в качестве истца).

                +-----------------------------+
                ¦                             ¦
                ¦    Судебно-правовая защита  ¦
                ¦   государственных интересов ¦
                ¦                             ¦
                +-----------------------------+
                               ¦
                               ¦
                               ¦
                     +---------------------+
                     ¦                     ¦
                     ¦  Таможенный орган   ¦
                     ¦                     ¦
                     +---------------------+
                      ¦                  ¦
                      ¦                  ¦
   +---------------------+             +--------------------------+
1  ¦ В качестве истца    ¦             ¦  В качестве ответчика    ¦
   +---------------------+             +--------------------------+
             ¦                                      ¦
             ¦                                      ¦
             ¦                                      ¦
   +---------------------+             +--------------------------+
2  ¦ По делам, связанным ¦             ¦  По делам, связанным     ¦
   ¦ с нарушениями       ¦             ¦  с трудовыми отношениями,¦
   ¦ таможенных          ¦             ¦  хозяйственными спорами  ¦
   ¦ правил              ¦             ¦  и др.                   ¦
   +---------------------+             +--------------------------+
             ¦                                      ¦
             ¦                                      ¦
   +--------------------------------------------------------------+
3  ¦                                                              ¦
   ¦                   В судах общей юрисдикции                   ¦
   ¦                   В арбитражных судах                        ¦
   ¦                                                              ¦
   +--------------------------------------------------------------+

При защите государственных интересов в Арбитражных судах и судах общей юрисдикции основной нормативной базой являются:

Конституция Российской Федерации, Таможенный кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О Таможенном тарифе", иные акты законодательства Российской Федерации, принятые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, Кодекс законов о труде Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР "Об административных правонарушениях", Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и Распоряжения Правительства Российской Федерации и др.

Раскрывая тему "Проблемы судебно-правовой защиты государственных интересов в 1996 году", следует отметить:

1. С начала 1996 года с участием представителей таможенных органов в судах общей юрисдикции рассмотрено:

Всего судебных исков и жалоб, предъявленных таможенному органу, - 20 на общую сумму 237640751 руб. Из них по делам о НТП - 15, иных

- 5.

Из 20 судебных исков и жалоб - 9 удовлетворено судом, 7 - не удовлетворено судом, 3 - по которым решение не принято, по 1 делу таможенный орган принимал участие в судебных заседаниях в качестве 3 лица.

В 1995 году с участием представителей таможенных органов было рассмотрено 8 дел по нарушению таможенных правил на сумму 1.010.929.039 рублей. Из них:

- отмененных постановлений и дел, направленных на новое рассмотрение - 1;

отмененных постановлений и дел, возвращенных для дополнительного производства, - 2;

- отмененных постановлений и дел прекращенных - 3;

- отмененных постановлений в части меры взыскания - 1;

- постановлений, оставленных без изменений, - 1.

     

     

1995 год

Количество судебных исков, предъявленных таможенному органу по делам о НТП, - 8

                                     +-----------------------------+
                                     ¦                             ¦
     рисунок                         ¦   +----+   Отмененных       ¦
                                     ¦   ¦ 13%¦   постановлений    ¦
                                     ¦   +----+   и дел,           ¦
                                     ¦            направленных     ¦
                                     ¦            на  новое        ¦
                                     ¦            рассмотрение     ¦
                                     ¦                             ¦
                                     ¦                             ¦
                                     ¦   +----+   Отмененных       ¦
                                     ¦   ¦ 24%¦   постановлений    ¦
                                     ¦   +----+   и дел для        ¦
                                     ¦            дополнительного  ¦
                                     ¦            производства     ¦
                                     ¦                             ¦
                                     ¦   +----+   Отмененных       ¦
                                     ¦   ¦ 37%¦   постановлений    ¦
                                     ¦   +----+   и прекращенных   ¦
                                     ¦            дел              ¦
                                     ¦                             ¦
                                     ¦   +----+   Отмененных       ¦
                                     ¦   ¦ 13%¦   постановлений    ¦
                                     ¦   +----+   в части меры     ¦
                                     ¦            взыскания        ¦
                                     ¦                             ¦
                                     ¦   +----+   Постановлений,   ¦
                                     ¦   ¦ 13%¦   оставленных без  ¦
                                     ¦   +----+   изменений        ¦
                                     ¦                             ¦
                                     +-----------------------------+

1996 год

Количество судебных исков, предъявленных таможенному органу по делам о НТП, - 15, иных - 5. Всего - 20

                                      +----------------------------+
                                      ¦                            ¦
                                      ¦ +----+   Количество исков, ¦
     Рисунок                          ¦ ¦ 45%¦   удовлетворенных   ¦
                                      ¦ +----+   судом (не в       ¦
                                      ¦          пользу таможенных ¦
                                      ¦          органов)          ¦
                                      ¦                            ¦
                                      ¦ +----+   Количество исков, ¦
                                      ¦ ¦ 35%¦   не удовлетворенных¦
                                      ¦ +----+   судом (в пользу   ¦
                                      ¦          таможенных        ¦
                                      ¦          органов)          ¦
                                      ¦                            ¦
                                      ¦ +----+   Количество исков, ¦
                                      ¦ ¦ 15%¦   по которым        ¦
                                      ¦ +----+   решение не        ¦
                                      ¦          принято           ¦
                                      ¦                            ¦
                                      ¦ +----+   Количество дел,   ¦
                                      ¦ ¦ 5% ¦   по которым        ¦
                                      ¦ +----+   таможенный орган  ¦
                                      ¦          выступал в        ¦
                                      ¦          качестве          ¦
                                      ¦          третьего лица     ¦
                                      +----------------------------+

Как показывают представленные данные, значительно увеличился по сравнению с 1995 годом количественный рост рассмотренных исков в судебных инстанциях.

2. В арбитражном суде рассматривалось 5 исков, предъявленных таможенному органу на общую сумму 1357760933 руб. Из них по делам о нарушении таможенных правил - 3, иных - 2, удовлетворено судом - 1, не удовлетворено судом - 1, решения по которым не приняты - 3.

3. Подано 3 иска таможенным органам в суд общей юрисдикции на сумму 79100383, в арбитражный суд - 1 на сумму 51956944 рубля, удовлетворено судами - 2 на сумму 58 283 122 рубля, не удовлетворено судами - 0, количество исков, по которым решение не принято, - 1 на сумму 77 292 197 рубля, прекращено дел - 1.

Начиная анализ первого направления "Судебно-правовой защиты государственных интересов, связанных с нарушением юридическими и физическими лицами таможенных правил", необходимо отметить, что Арбитражным судом наиболее часто рассматриваются дела по обжалованию юридическими лицами постановлений таможенных органов о привлечении к ответственности по ст.266 Таможенного кодекса Российской Федерации "Нарушение режима склада временного хранения", ст.273 Таможенного кодекса Российской Федерации "Неправомерные операции с товарами и транспортными средствами, помещенными под определенный режим, изменение их состояния, пользование и распоряжения ими".

Судами общей юрисдикции наиболее часто рассматриваются дела по обжалованию физическими лицами постановлений таможенных органов о привлечении к ответственности по ст.ст.:

- ст.254 Таможенного кодекса Российской Федерации "Выдача без разрешения таможенного органа Российской Федерации, утрата или недоставление в таможенный орган Российской Федерации товаров, транспортных средств и документов на них";

- ст.279 "Недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств";

- ст.280 "Транспортировка, хранение, приобретение товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушениями таможенных правил, пользование или распоряжение ими";

- ст.281 "Нарушение порядка пользования и распоряжения условно выпущенными товарами и транспортными средствами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам".

В процессе судебно-правовой защиты интересов таможенных органов проблемы правоприменительной практики встают особенно остро.

Например, при судебном разрешении споров представители таможенных органов не могут ссылаться на приказы и другие документы Государственного Таможенного комитета России, не прошедшие в установленном порядке регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, при защите интересов таможенные органы не могут подкрепить обоснованность своих позиций.

Например, письмо Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 30.08.95 N 01-13/12397 "О методическом письме, касающемся вопросов правоприменительной деятельности таможенных органов, возникающих при административно-правовой квалификации таможенных правонарушений", которое в настоящее время отменено вообще. Спор возник при рассмотрении Арбитражным судом Воронежской области искового заявления ТОО "Аквамарин" о признании недействительными постановления Воронежской таможни, наложившей на него взыскание в виде конфискации товара, как непосредственного объекта правонарушения, по ст.266 Таможенного кодекса Российской Федерации "Нарушение режима склада временного хранения" и письменного ответа на (поданную жалобу) Западного таможенного управления Государственного таможенного комитета.

По данному делу представителям Воронежской таможни удалось отстоять свою позицию и судом было вынесено решение: "В иске отказать". В последующем после обращения ТОО "Аквамарин" с апелляционной жалобой, было вынесено определение арбитражным судом Воронежской области о возвращении апелляционной жалобы. Но в настоящее время ТОО "Аквамарин" обратилось с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Центрального округа. В настоящее время дело принято к рассмотрению.

В качестве примера можно также привести Инструкцию Центробанка РФ N 19 и Государственного таможенного комитета России N 01-20/1023 от 12.10.93 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров", которая также не зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации, и возникают сложности при отстаивании интересов таможенных органов по применению ст.273 Таможенного кодекса Российской Федерации "Неправомерные операции с товаром и транспортными средствами, помещенными под определенный таможенный режим, изменение их состояния, пользование и распоряжение ими", что касается в части непоступления валютной выручки от экспорта товаров.

Необходимо отметить, что в судах общей юрисдикции при защите своих интересов физические лица привлекают адвокатов, которые в судебных заседаниях в качестве аргумента выдвигают основание, "поскольку приказы или другие нормативные акты Государственного таможенного комитета Российской Федерации не зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации, то и юридической силы они не имеют."

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»