____________________________________________________________________
Не действует на основании
приказа ГТК России от 15 сентября 2003 года N 1010
____________________________________________________________________
Направляю для сведения и использования в работе лучшие из представленных таможенными органами ежемесячные отчетные информации Воронежской и Омской таможен по теме: "Проблемы судебно-правовой защиты государственных интересов в 1996 году".
Заместитель начальника
Правового управления
Н.М.Кутлубаев
Составной частью внутренней и внешней политики России является таможенная политика, которая обеспечивает в значительной степени новые, развивающиеся экономические отношения государства.
Таможенные органы, выполняя функции, установленные статьей 10 Таможенного Кодекса Российской Федерации, защищают экономические интересы государства, обеспечивают экономическую безопасность Российской Федерации.
Осуществляя борьбу с преступлениями и нарушениями таможенных правил, таможенные органы используют меры судебно-правовой защиты государственных интересов, с применением которых возмещают принесенный государству ущерб.
Судебно-правовую защиту государственных интересов таможенными органами можно разделить на два направления:
1. Судебно-правовая защита государственных интересов, связанных с нарушением юридическими и физическими лицами таможенных правил.
2. Судебно-правовая защита государственных интересов, вытекающая из трудовых, хозяйственных и иных споров.
Судебно-правовая защита осуществляется в судах:
а) общей юрисдикции;
б) в арбитражных судах.
Иски могут предъявляться таможенному органу (когда таможенный орган выступает в качестве ответчика).
Иски могут предъявляться таможенным органом (когда таможенный орган выступает в качестве истца).
+-----------------------------+
¦ ¦
¦ Судебно-правовая защита ¦
¦ государственных интересов ¦
¦ ¦
+-----------------------------+
¦
¦
¦
+---------------------+
¦ ¦
¦ Таможенный орган ¦
¦ ¦
+---------------------+
¦ ¦
¦ ¦
+---------------------+ +--------------------------+
1 ¦ В качестве истца ¦ ¦ В качестве ответчика ¦
+---------------------+ +--------------------------+
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
+---------------------+ +--------------------------+
2 ¦ По делам, связанным ¦ ¦ По делам, связанным ¦
¦ с нарушениями ¦ ¦ с трудовыми отношениями,¦
¦ таможенных ¦ ¦ хозяйственными спорами ¦
¦ правил ¦ ¦ и др. ¦
+---------------------+ +--------------------------+
¦ ¦
¦ ¦
+--------------------------------------------------------------+
3 ¦ ¦
¦ В судах общей юрисдикции ¦
¦ В арбитражных судах ¦
¦ ¦
+--------------------------------------------------------------+
При защите государственных интересов в Арбитражных судах и судах общей юрисдикции основной нормативной базой являются:
Конституция Российской Федерации, Таможенный кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О Таможенном тарифе", иные акты законодательства Российской Федерации, принятые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, Кодекс законов о труде Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР "Об административных правонарушениях", Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и Распоряжения Правительства Российской Федерации и др.
Раскрывая тему "Проблемы судебно-правовой защиты государственных интересов в 1996 году", следует отметить:
1. С начала 1996 года с участием представителей таможенных органов в судах общей юрисдикции рассмотрено:
Всего судебных исков и жалоб, предъявленных таможенному органу, - 20 на общую сумму 237640751 руб. Из них по делам о НТП - 15, иных
- 5.
Из 20 судебных исков и жалоб - 9 удовлетворено судом, 7 - не удовлетворено судом, 3 - по которым решение не принято, по 1 делу таможенный орган принимал участие в судебных заседаниях в качестве 3 лица.
В 1995 году с участием представителей таможенных органов было рассмотрено 8 дел по нарушению таможенных правил на сумму 1.010.929.039 рублей. Из них:
- отмененных постановлений и дел, направленных на новое рассмотрение - 1;
отмененных постановлений и дел, возвращенных для дополнительного производства, - 2;
- отмененных постановлений и дел прекращенных - 3;
- отмененных постановлений в части меры взыскания - 1;
- постановлений, оставленных без изменений, - 1.
Количество судебных исков, предъявленных таможенному органу по делам о НТП, - 8
+-----------------------------+
¦ ¦
рисунок ¦ +----+ Отмененных ¦
¦ ¦ 13%¦ постановлений ¦
¦ +----+ и дел, ¦
¦ направленных ¦
¦ на новое ¦
¦ рассмотрение ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ +----+ Отмененных ¦
¦ ¦ 24%¦ постановлений ¦
¦ +----+ и дел для ¦
¦ дополнительного ¦
¦ производства ¦
¦ ¦
¦ +----+ Отмененных ¦
¦ ¦ 37%¦ постановлений ¦
¦ +----+ и прекращенных ¦
¦ дел ¦
¦ ¦
¦ +----+ Отмененных ¦
¦ ¦ 13%¦ постановлений ¦
¦ +----+ в части меры ¦
¦ взыскания ¦
¦ ¦
¦ +----+ Постановлений, ¦
¦ ¦ 13%¦ оставленных без ¦
¦ +----+ изменений ¦
¦ ¦
+-----------------------------+
Количество судебных исков, предъявленных таможенному органу по делам о НТП, - 15, иных - 5. Всего - 20
+----------------------------+
¦ ¦
¦ +----+ Количество исков, ¦
Рисунок ¦ ¦ 45%¦ удовлетворенных ¦
¦ +----+ судом (не в ¦
¦ пользу таможенных ¦
¦ органов) ¦
¦ ¦
¦ +----+ Количество исков, ¦
¦ ¦ 35%¦ не удовлетворенных¦
¦ +----+ судом (в пользу ¦
¦ таможенных ¦
¦ органов) ¦
¦ ¦
¦ +----+ Количество исков, ¦
¦ ¦ 15%¦ по которым ¦
¦ +----+ решение не ¦
¦ принято ¦
¦ ¦
¦ +----+ Количество дел, ¦
¦ ¦ 5% ¦ по которым ¦
¦ +----+ таможенный орган ¦
¦ выступал в ¦
¦ качестве ¦
¦ третьего лица ¦
+----------------------------+
Как показывают представленные данные, значительно увеличился по сравнению с 1995 годом количественный рост рассмотренных исков в судебных инстанциях.
2. В арбитражном суде рассматривалось 5 исков, предъявленных таможенному органу на общую сумму 1357760933 руб. Из них по делам о нарушении таможенных правил - 3, иных - 2, удовлетворено судом - 1, не удовлетворено судом - 1, решения по которым не приняты - 3.
3. Подано 3 иска таможенным органам в суд общей юрисдикции на сумму 79100383, в арбитражный суд - 1 на сумму 51956944 рубля, удовлетворено судами - 2 на сумму 58 283 122 рубля, не удовлетворено судами - 0, количество исков, по которым решение не принято, - 1 на сумму 77 292 197 рубля, прекращено дел - 1.
Начиная анализ первого направления "Судебно-правовой защиты государственных интересов, связанных с нарушением юридическими и физическими лицами таможенных правил", необходимо отметить, что Арбитражным судом наиболее часто рассматриваются дела по обжалованию юридическими лицами постановлений таможенных органов о привлечении к ответственности по ст.266 Таможенного кодекса Российской Федерации "Нарушение режима склада временного хранения", ст.273 Таможенного кодекса Российской Федерации "Неправомерные операции с товарами и транспортными средствами, помещенными под определенный режим, изменение их состояния, пользование и распоряжения ими".
Судами общей юрисдикции наиболее часто рассматриваются дела по обжалованию физическими лицами постановлений таможенных органов о привлечении к ответственности по ст.ст.:
- ст.254 Таможенного кодекса Российской Федерации "Выдача без разрешения таможенного органа Российской Федерации, утрата или недоставление в таможенный орган Российской Федерации товаров, транспортных средств и документов на них";
- ст.279 "Недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств";
- ст.280 "Транспортировка, хранение, приобретение товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушениями таможенных правил, пользование или распоряжение ими";
- ст.281 "Нарушение порядка пользования и распоряжения условно выпущенными товарами и транспортными средствами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам".
В процессе судебно-правовой защиты интересов таможенных органов проблемы правоприменительной практики встают особенно остро.
Например, при судебном разрешении споров представители таможенных органов не могут ссылаться на приказы и другие документы Государственного Таможенного комитета России, не прошедшие в установленном порядке регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, при защите интересов таможенные органы не могут подкрепить обоснованность своих позиций.
Например, письмо Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 30.08.95 N 01-13/12397 "О методическом письме, касающемся вопросов правоприменительной деятельности таможенных органов, возникающих при административно-правовой квалификации таможенных правонарушений", которое в настоящее время отменено вообще. Спор возник при рассмотрении Арбитражным судом Воронежской области искового заявления ТОО "Аквамарин" о признании недействительными постановления Воронежской таможни, наложившей на него взыскание в виде конфискации товара, как непосредственного объекта правонарушения, по ст.266 Таможенного кодекса Российской Федерации "Нарушение режима склада временного хранения" и письменного ответа на (поданную жалобу) Западного таможенного управления Государственного таможенного комитета.
По данному делу представителям Воронежской таможни удалось отстоять свою позицию и судом было вынесено решение: "В иске отказать". В последующем после обращения ТОО "Аквамарин" с апелляционной жалобой, было вынесено определение арбитражным судом Воронежской области о возвращении апелляционной жалобы. Но в настоящее время ТОО "Аквамарин" обратилось с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Центрального округа. В настоящее время дело принято к рассмотрению.
В качестве примера можно также привести Инструкцию Центробанка РФ N 19 и Государственного таможенного комитета России N 01-20/1023 от 12.10.93 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров", которая также не зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации, и возникают сложности при отстаивании интересов таможенных органов по применению ст.273 Таможенного кодекса Российской Федерации "Неправомерные операции с товаром и транспортными средствами, помещенными под определенный таможенный режим, изменение их состояния, пользование и распоряжение ими", что касается в части непоступления валютной выручки от экспорта товаров.
Необходимо отметить, что в судах общей юрисдикции при защите своих интересов физические лица привлекают адвокатов, которые в судебных заседаниях в качестве аргумента выдвигают основание, "поскольку приказы или другие нормативные акты Государственного таможенного комитета Российской Федерации не зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации, то и юридической силы они не имеют."