К настоящему времени накоплен значительный опыт обучения кадров избирательных комиссий всех уровней и других участников избирательного (референдумного) процесса. Эта работа велась в соответствии с утвержденными в установленном порядке планами работы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Российского центра обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и планами работы избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.
Анализ деятельности в области обучения кадров избирательных комиссий и других участников избирательного (референдумного) процесса позволил выявить ряд проблем, связанных с организационными и содержательными параметрами существующей системы обучения, а именно:
действующая система охватывает достаточно ограниченный круг пользователей;
система не предоставляет возможности оперативного и содержательного изменения учебных программ, подготовки доступных для широкого круга пользователей учебно-методических материалов, в том числе с использованием современных информационных технологий.
Как следствие, возникает необходимость разработки современной концепции обучения, не только определяющей основные направления работы в области обучения кадров избирательных комиссий и других участников избирательного (референдумного) процесса, но и предполагающей внедрение в процесс обучения современных информационных технологий.
Кроме того, это становится особенно актуальным в связи с принятием изменений в Федеральный закон от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", в Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которые предусматривают возвращение к прямым выборам высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, расширение представительства политических партий в составе избирательных комиссий, устанавливают пятилетний срок полномочий участковых избирательных комиссий, а также формирования резерва составов участковых комиссий.
Предлагаемая Концепция обучения кадров избирательных комиссий и других участников избирательного (референдумного) процесса в Российской Федерации в 2013-2015 годах (далее - Концепция) учитывает и накопленный опыт, и новые требования в развитии избирательной системы, предусматривающие профессионализацию работы в целях обеспечения законности подготовки и проведения выборов и референдумов в Российской Федерации.
При подготовке обучающих программ могут использоваться следующие нормативные акты: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.93), Федеральный закон от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях", Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральный закон от 10.01.2003 N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы", Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 362 "Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации", распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 N 1815-р "О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)", приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.05.2005 N 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий", а также нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.