УТВЕРЖДЕНЫ
на 26 заседании Совета
по железнодорожному транспорту
государств - участников СНГ

(Протокол 26-го заседания СЖТ СНГ
от 10 марта 2000 года)


Правила перевозок грузов в вагонах в международном прямом
железнодорожно-паромном сообщении через порты Варна - Поти/Батуми

§ 1. Общие положения

1. Настоящие Правила регулируют условия перевозок грузов в вагонах и контейнерах в международном прямом железнодорожно-паромном сообщении через порты Варна - Поти/ Батуми между государствами - участниками СНГ (кроме Украины), Литовской Республикой, Эстонской Республикой, Республикой Болгарии, права, обязанности и взаимоотношения между железнодорожными администрациями, отправителями и получателями грузов, а также определяют принципы расчетов за перевозки грузов.

Настоящие Правила основаны на положениях Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) и Служебной инструкции к нему, Временных правилах эксплуатации грузовых вагонов государств - участников Содружества Независимых Государств (кроме Украины), Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики и расчетов за пользование ими в прямом железнодорожно-паромном сообщении Варна - Поти/Батуми и других нормативных документов, обязательных для всех железнодорожных администраций.

Все изменения и дополнения, вносимые в вышеуказанные документы, применяются при перевозке грузов в международном прямом железнодорожно-паромном сообщении через порты Варна - Поти/Батуми.

Взаимоотношения железнодорожных администраций Республики Болгария (БДЖ) и Грузии (ГР) с судоходными предприятиями определяются этими сторонами.

2. К обращению в международном прямом железнодорожно-паромном сообщении через порты Варна - Поти/Батуми допускаются грузовые вагоны, отвечающие требованиям Временных правил эксплуатации грузовых вагонов государств - участников Содружества Независимых Государств (кроме Украины), Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики и расчетов за пользование ими в прямом железнодорожно-паромном сообщении Варна - Поти/Батуми.

Перевозки грузов в прямом железнодорожно-паромном сообщении производятся по накладной СМГС с включением в нее реквизитов для паромного участка перевозки между станциями, открытыми для грузовых операций на железных дорогах государств - участников СНГ (кроме Украины), Литовской Республики и Эстонской Республики.

§ 2. Обязанность железных дорог и судоходных
 предприятий производить перевозки

1. Железные дороги и судоходные предприятия обязаны осуществлять перевозки грузов в прямом железнодорожно-паромном сообщении, кроме грузов, поименованных в § 3 настоящих Правил, если:

1.1. Отправители выполняют настоящие Правила.

1.2. Выполнению перевозки не препятствуют обстоятельства, которые железные дороги и судоходные предприятия не могут предотвратить и устранение которых от них не зависит.

2. По указанию соответствующих правительственных органов, а также при стихийных явлениях компетентные органы железных дорог и судоходных предприятий могут распорядиться:

2.1. Временно прекратить перевозки в данном сообщении, полностью или частично.

2.2. Временно прекратить прием некоторых грузов или допустить их прием на определенных условиях.

Одновременно об этих распоряжениях с указанием срока прекращения приема грузов к перевозке компетентные органы извещают железнодорожные администрации государств - участников СНГ (кроме Украины), Литовской Республики, Эстонской Республики, Республики Болгария порядком, установленным СМГС и СИ к СМГС. Судоходные предприятия в этом случае извещают железнодорожные администрации Республики Болгария и Грузии, которые уведомляют другие железнодорожные администрации государств - участников СНГ (кроме Украины), Литовской Республики, Эстонской Республики.

§ 3. Грузы, не допускаемые к перевозке


К перевозке в прямом железнодорожно-паромном сообщении не допускаются грузы, в том числе:

1. Предметы, перевозка которых запрещена хотя бы в одной из сторон, железные дороги которой должны были бы участвовать в перевозке.

2. Предметы, составляющие монополию почтовых ведомств.

3. Разрывные снаряды, огнестрельные и боевые припасы, кроме охотничьих и спортивных.

4. Мелкие отправки и отправки среднетоннажными контейнерами.

Если во время перевозки будет обнаружено, что приняты грузы, запрещенные к перевозке, хоть и под правильным наименованием, с ними поступают по внутренним законам и правилам страны, на территории которой груз был задержан.

§ 4. Перевозка грузов на особых условиях


Перевозка грузов на особых условиях осуществляется в соответствии со статьей 5 СМГС.

§ 5. Оформление договора перевозки

1. Договор перевозки грузов в вагонах в международном прямом железнодорожно-паромном сообщении оформляется накладной СМГС.

2. На каждую отправку отправитель обязан составить накладную по форме Приложения 12.1 или 12.2 к СМГС с указанием в графе 7 накладной СМГС пограничных станций и портов передачи Варна - Поти/Батуми, через которые должен проследовать груз, в графе 20 - сделать отметку об уплате провозных платежей за морской участок пути с указанием экспедитора. Накладная должна быть заполнена в соответствии с Приложением 12.5 к СМГС.

К накладной прикладывается необходимое количество дополнительных экземпляров дорожной ведомости по форме Приложения 12.3,12.4 к СМГС, в том числе:

- по одному экземпляру для судоходного предприятия;

- по одному экземпляру для каждой участвующей в перевозке транзитной железной дороги.

3. Отправитель несет ответственность за правильность сведений, помещенных в накладной, за все последствия от неправильного, неточного и неполного указания этих сведений в соответствии со статьей 12 СМГС.

§ 6. Прием груза к перевозке

1. Прием и отправление груза производится повагонными отправками и отправками крупнотоннажных контейнеров, в соответствии с СМГС.

2. По одной накладной принимаются к перевозке грузы в количестве, не превышающем максимальной грузоподъемности или вместимости вагона, и грузы, для перевозки которых требуется соединить два или более вагонов (сцеп).

3. Не допускается совместная перевозка в одном вагоне грузов в случаях, предусмотренных в статье 8 СМГС.

4. Размещение и крепление грузов в вагонах производятся в соответствии с Техническими условиями погрузки и крепления грузов (ТУ). В графе 11 накладной СМГС грузоотправитель делает отметку "Груз размещен и укреплен согласно главе ___ § __ ТУ".

Если в процессе перевозки обнаруживается неисправность крепления либо несоответствие его указанным Техническим условиям, сдающая сторона, на ответственности которой находится груз, устраняет недостатки в креплении груза.

§ 7. Сопроводительные документы по
выполнению таможенных и других правил

1. Отправитель обязан приложить к накладной все сопроводительные документы, необходимые для выполнения таможенных и других правил на всем пути следования груза согласно ст.11 СМГС. Эти документы должны относиться только к тем грузам, которые значатся в данной накладной. Все сопроводительные документы, прилагаемые отправителем к накладной, должны быть им поименованы в накладной в графе "Документы, приложенные отправителем" и прикреплены к накладной так прочно, чтобы они не смогли разъединиться в пути следования.

Железные дороги не обязаны проверять правильность и достаточность документов, приложенных отправителем к накладной.

2. Отправитель несет ответственность перед перевозчиком за последствия, вызванные отсутствием, недостаточностью, неполнотой или неправильностью этих документов. Если по этой причине будет задержана дальнейшая перевозка или выдача груза, то за время задержки взыскиваются все платежи и возмещаются расходы, связанные с задержкой вагонов в соответствии с СМГС (§ 2 ст.11).

О продолжительности и причине задержки груза железная дорога, на которой произошла задержка, должна составить акт общей формы по форме Приложения 34 к Служебной инструкции к СМГС и сделать отметку об акте в накладной в графе "Отметки железной дороги".

§ 8. Пломбы, применяемые при пломбировании
вагонов и контейнеров


Для пломбирования крытых, изотермических вагонов, крышек люков цистерн и контейнеров применяются запорно-пломбировочные устройства (ЗПУ) или свинцовые пломбы в соответствии с СМГС (ст.9).

§ 9. Передача груженых и порожних вагонов между
железнодорожными администрациями и судоходными
 предприятиями Республики Болгария и Грузии


Эксплуатация и учет вагонов на железных дорогах Грузии и Республики Болгария производятся в соответствии с Временными правилами эксплуатации грузовых вагонов государств - участников Содружества Независимых Государств (кроме Украины), Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики и расчетов за пользование ими в прямом железнодорожно-паромном сообщении Варна - Поти/Батуми.

1. Организация работы и взаимодействия припаромной станции и судоходного предприятия по выполнению операций, связанных с передачей вагонов, регламентируется соглашением, заключаемым между железной дорогой и судоходным предприятием.

2. Прием и сдача вагонов в техническом и коммерческом отношении с оформлением передаточной и вагонной ведомости осуществляется железными дорогами Республики Болгария и Грузии и судоходными предприятиями.

3. Учет времени нахождения вагонов на паромах, а также порядок оплаты за их пользование, определяется отдельным соглашением между судоходными предприятиями и железнодорожными администрациями Республики Болгария, Грузии и Украины.

4. Передаточная ведомость составляется сдающей стороной в необходимом количестве экземпляров, при этом принимающей стороне вручается 4 экземпляра.

По одному экземпляру передаточной ведомости передается таможенным органам своих стран.

5. Передаточные ведомости нумеруются в соответствии с нумерацией рейсов паромных судов с начала года.

Все листы передаточной ведомости, касающиеся одного паромного рейса, получают один и тот же номер передаточной ведомости.

В каждой передаточной ведомости все ее листы должны иметь порядковую нумерацию. Общее количество листов передаточной ведомости должно быть указано в скобках на первом листе, после номера передаточной ведомости.

В графе 1 второго и последующих листов передаточной ведомости должна указываться порядковая нумерация вагонов, следующая после окончания предыдущего листа.

В графе 2 передаточной ведомости номера вагонов указываются в последовательности, соответствующей плану загрузки паромного судна, отдельно на главную палубу и отдельно на верхнюю палубу и трюм.

В остальных графах передаточной ведомости указываются все сведения, соответствующие каждому вагону с грузом.

К передаточной ведомости должны быть приложены все относящиеся к грузам документы. Эти документы должны быть приложены в том же порядке, в котором отправки записаны в передаточной ведомости.

6. Передача (прием) перевозочных приспособлений (брезентов, хлебных щитов, поддонов, металлических стяжек, стропов и др.) производится по передаточной описи, составляемой припаромной станцией в пяти экземплярах.

7. Принимающая сторона может отказать в приеме груза, если:

- состояние и упаковка груза или способ погрузки и крепления груза, а также состояние вагона, контейнера не допускают дальнейшей его перевозки;

- ввоз груза или перевозка его транзитом по железным дорогам принимающей стороны запрещены;

- погрузка произведена в период действия объявленного всем заинтересованным сторонам конвенционного запрещения;

- дорогой отправления или грузоотправителем не соблюдены особые условия, от которых зависит сохранность груза и безопасность движения поездов;

- груз прибыл без перевозочных документов, в вагонах с искаженной нумерацией или прибыл документ без груза;

- для перевозки требуется особое согласование, которое не было осуществлено;

- отсутствуют необходимые сопроводительные документы, без которых дальнейшая перевозка груза невозможна;

- при передаче грузов, следующих транзитом через принимающие железные дороги, в перевозочных документах отсутствуют отметки об оплате перевозок по транзитным железным дорогам или в качестве плательщика за перевозку по принимающей транзитной дороге указана экспедиторская организация, не имеющая с ней договора;

- в перевозочных документах не указан плательщик фрахта;

- согласно календарному штемпелю станции отправления груз принят к перевозке после истечения 7 суток со дня направления железнодорожной администрацией, принимающей транзитной железной дороге другим железнодорожным администрациям телеграммы о расторжении или приостановлении действия договора с экспедиторской организацией, указанной в графе 20 накладной в качестве плательщика по данной отправке;

- вагоны поступили без пломб и запорно-пломбировочных устройств или с пломбами (ЗПУ), не соответствующими сведениям, указанным в передаточной ведомости;

- пломбы подвешены на пломбировочную проволоку в одну нить;

- узел пломбировочной проволоки не втянут внутрь пломбы или пломба передвигается на проволоке;

- данные о количестве пломб, ЗПУ в перевозочных документах расходятся с фактическим их наличием на вагоне (контейнере);

- в перевозочных документах отсутствует отметка о замене неисправных пломб, ЗПУ или о наложении новых без акта общей формы об этом;

- порожние арендованные или собственные вагоны грузоотправителя (грузополучателя) без документов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»