ПРОТОКОЛ
двадцать шестого заседания Совета по железнодорожному
транспорту государств - участников Содружества
Двадцать шестое заседание Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества состоялось 10-11 марта 2000 года в г.Ашхабаде.
В заседании приняли участие: члены Совета, руководители железнодорожных администраций Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины, ассоциированные члены Совета, руководители железнодорожных администраций Республики Болгария, Латвийской Республики;
Председатель Дирекции Совета по железнодорожному транспорту А.Я.Сиденко.
На заседании в соответствии с Положением о Совете присутствовали и принимали участие в обсуждении вопросов руководители железнодорожных администраций Литовской Республики и Эстонской Республики.
В заседании Совета приняли участие представители Интеграционного Комитета Межгосударственного Совета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан, Межгосударственной Конфедерации профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей.
Список участников заседания прилагается (Приложение 1*).
________________
* Текст приложения
Участников заседания приветствовали и выступили с сообщениями заместитель Председателя Кабинета Министров Туркменистана Х.Х.Халыков, начальник Управления "Туркменские железные дороги" А.А.Агаджанов.
Председательствовали на заседании Председатель Совета министр путей сообщения Российской Федерации Н.Е.Аксененко, сопредседатель Совета генеральный директор ГП "Железная дорога Молдовы" М.У.Гагауз.
Заседание утвердило следующую повестку дня:
1. О выполнении решений двадцать пятого заседания Совета и итогах эксплуатационной работы железных дорог за 1999 год.
2. О неотложных мерах по оздоровлению парка грузовых вагонов железнодорожных администраций.
3. Об итогах переписи контейнерного парка, проведенной 15 сентября 1999 года, и мерах по улучшению учета и использования контейнеров.
4. О Правилах эксплуатации грузовых вагонов государств - участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии и расчетов за пользование ими в прямом железнодорожно-паромном сообщении Варна - Поти/Батуми и о Правилах перевозок грузов в этом сообщении.
5. Об изменениях ставок платы за пользование грузовыми вагонами с учетом повышения экономической заинтересованности в увеличении объемов плановых видов ремонта и приобретении новых вагонов.
6. О ходе выполнения Решения Совета глав правительств СНГ о Концепции установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников СНГ от 18 октября 1996 года.
7. О Плане НИОКР на 2000 год по проблемам совершенствования эксплуатационной работы и транспортного обслуживания в межгосударственном сообщении.
8. О результатах перехода информационных систем железнодорожных администраций на новое кодирование дат в 2000 году.
9. Об Информационно-вычислительном центре железнодорожных администраций.
10. О дополнениях к поездным документам и инструкциях по их заполнению.
11. О внедрении современных медицинских технологий в лечебно-профилактических учреждениях железнодорожного транспорта государств - участников Содружества.
12. О подготовке к празднованию 55-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
13. О награждении знаком "Почетному железнодорожнику" в 2000 году.
14. О Почетной грамоте Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств.
15. О сопредседателе Совета по железнодорожному транспорту на 2000 год.
16. О Смете расходов Информационно-технического центра по учету вагонного и контейнерного парков и их технического состояния на 2000 год.
17. О повестке дня, дате и месте проведения двадцать седьмого заседания Совета по железнодорожному транспорту.
Рассмотрев подготовленные проекты документов и материалы, Совет принял решение:
По пункту 1 повестки дня
1. Принять к сведению информацию Дирекции Совета и железнодорожных администраций о реализации решений двадцать пятого заседания Совета и итогах эксплуатационной работы железных дорог за 1999 год.
2. Отметить, что:
2.1. В целом по сети железных дорог государств - участников Содружества объем перевозок грузов в 1999 году увеличился на 7,6%, а грузов в контейнерах на 10,6%. Возросли перевозки грузов на железных дорогах России, Таджикистана, Азербайджана, Туркменистана, Узбекистана и Эстонии. Снижены объемы перевозок грузов по сравнению с 1998 годом на Киргизской и Молдавской железных дорогах, на железных дорогах Казахстана и Украины. В январе 2000 года объемы перевозок грузов на железных дорогах государств - участников СНГ возросли на 14,5% и в феврале - на 16,2%.
2.2. Обеспечивается слаженность и взаимодействие железнодорожных администраций в организации перевозочного процесса. В результате пропуск грузовых поездов по межгосударственным стыковым пунктам осуществляется без задержек, повысился уровень выполнения графика движения пассажирских поездов, систематически в установленном порядке оказывалась помощь железнодорожным администрациям по их заявке порожними исправными вагонами чужой принадлежности для отгрузки предъявляемых грузов, сокращено количество отцепленных вагонов на межгосударственных стыковых пунктах из-за неудовлетворительной подготовки вагонов и некачественного оформления перевозочных документов. Однако их число остается значительным. На межгосударственных стыковых пунктах отцеплено 105 тыс.вагонов, в т.ч. из-за технических неисправностей около 60 тыс.вагонов (на дорогах России 22 тыс., Украины 5,1 тыс., Белоруссии 16,7 тыс., Латвии 4,5 тыс.вагонов), по коммерческим причинам 18 тыс. вагонов (на дорогах России 6 тыс., Казахстана 4,2 тыс., Узбекистана 1,8 тыс. и Белоруссии 1,5 тыс.), по требованиям таможенных и пограничных органов 30 тыс. вагонов (на дорогах России 7,8 тыс., Белоруссии 6,1 тыс., Украины 9,2 тыс., Казахстана 2,9 тыс., Латвии 1,1 тыс., Узбекистана 1,4 тыс. вагонов).
2.3. Ускорен оборот вагона в 1999 году на 0,22 суток, а оборот цистерны - на 0,21 суток.
2.4. Не обеспечена перевозка грузов в контейнерах в предъявляемых объемах из-за недостаточно эффективного их использования и неподсылки порожних контейнеров по регулировочным заданиям.
3. Рекомендовать железнодорожным администрациям:
3.1. Активизировать работу по дальнейшему наращиванию объемов перевозок грузов, в т.ч. в контейнерах.
3.2. Продолжить практику направления порожних исправных вагонов своей принадлежности для перевозки грузов в других железнодорожных администрациях.
3.3. Систематически осуществлять контроль за ритмичной отгрузкой грузов назначением в морские порты и через пограничные переходы в третьи страны.
3.4. Исходя из обязательного условия завершения погашения задолженностей за пользование грузовыми вагонами на 1 января 1999 года, продолжить в 2000 году практику урегулирования платежей на двусторонней и многосторонней основе.
3.5. До 1 мая 2000 года подготовить предложения о порядке исключения из инвентаря и АБД ПВ утерянных своих грузовых вагонов на своей сети, а также с истекшим сроком службы и не прошедших три последовательно проведенных переписи и направить их ГВЦ МПС России и Дирекции Совета.
3.6. Железнодорожным администрациям, на сети которых утеряны вагоны собственности других железнодорожных администраций от переписей 1995, 1996, 1997, 1998 и 1999 годов, произвести:
денежную компенсацию за утерянные вагоны от переписи 1995, 1996 годов исходя из остаточной стоимости, рассчитанной ГВЦ МПС России согласно пункту 4.15 Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств;
компенсацию за утерянные вагоны от переписей 1997, 1998 и 1999 годов в соответствии с пунктом 2.17 Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств.
4. Просить Туркменскую железную дорогу в марте-апреле 2000 года согласовать порядок расчетов со всеми железнодорожными администрациями - собственницами грузовых вагонов, переданных через межгосударственный переход Сарахс в Исламскую Республику Иран с даты открытия грузового сообщения, в соответствии с пунктом 4.16 Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств.
5. ГВЦ МПС России до 1 апреля 2000 года предоставить железнодорожным администрациям-собственницам пономерной перечень вагонов, переданных Туркменской железной дорогой по межгосударственному переходу Сарахс, с указанием времени нахождения их на территории Исламской Республики Иран.
6. Рабочей группе в составе представителей железнодорожных администраций России", Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы и Казахстана доработать во II квартале 2000 года проект Методических положений по ведению и корректировке Автоматизированного банка данных парка грузовых вагонов и представить его в III квартале 2000 года для рассмотрения на совещании уполномоченных представителей железнодорожных администраций.
7. Просить МПС России до 1 июня 2000 года на двусторонней основе с заинтересованными железнодорожными администрациями решить вопрос компенсации вагонов-зерновозов, переданных в 1991 году Исламской Республике Иран.
ГВЦ МПС России до 1 апреля 2000 года уточнить и сообщить железнодорожным администрациям данные о наличии и дислокации указанных вагонов по их принадлежности.
8. По предложению Министерства путей сообщения Российской Федерации и с согласия всех железнодорожных администраций государств - участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики предоставить МПС России полномочия по внесению согласованных изменений и дополнений в Единую тарифно-статистическую номенклатуру грузов, опубликованную в Сборнике правил перевозок и тарифов N 407 издания 1997 года.
9. Сохранить на 2000 год существующий порядок финансирования информационных услуг ГВЦ МПС и услуг связи ЦСС МПС, связанных с обслуживанием всей сети железных дорог, установленный решением одиннадцатого заседания Совета (Протокол заседания от 26-27 мая 1994 года, п.13).
10. Установить с 1 января 2001 года следующий порядок компенсации расходов ЦСС МПС России за услуги связи и ГВЦ МПС России за услуги информационного обеспечения.
10.1. В состав услуг, расходы по которым подлежат компенсации, включаются:
- предоставление всех видов связи Дирекции Совета по железнодорожному транспорту (расходы ЦСС МПС);
- информационное обеспечение железнодорожных администраций и Дирекции Совета в соответствии с согласованным перечнем задач межгосударственного уровня, решаемых ГВЦ МПС (расходы ГВЦ МПС).
10.2. Затраты Дирекции Совета по железнодорожному транспорту за услуги связи включаются в смету расходов для обеспечения деятельности Дирекции Совета отдельной позицией.
Дирекция Совета ежеквартально возмещает затраты ЦСС МПС на основании выставленных счетов в пределах утвержденной на год сметы расходов.
10.3. Расходы ГВЦ МПС по решению задач межгосударственного уровня включаются в смету расходов на обеспечение деятельности ИТЦ и компенсируются железнодорожными администрациями согласно установленному порядку.
11. Для детального рассмотрения в марте 2000 года расходов Дирекции Совета за услуги связи и расходов ГВЦ МПС за услуги информационного обеспечения железнодорожных администраций и Дирекции Совета создать рабочую группу из представителей железнодорожных администраций Республики Беларусь, Российской Федерации, Украины, Узбекистана и Латвийской Республики с участием представителей Дирекции Совета, ГВЦ МПС России и ЦСС МПС России.
Поручить уполномоченным представителям железнодорожных администраций рассмотреть в апреле 2000 года результаты работы рабочей группы и принять решение по суммам расходов для компенсации железнодорожными администрациями.
12. Поручить уполномоченным представителям железнодорожных администраций рассмотреть и утвердить итоги разработки графика движения, плана формирования грузовых вагонов и порядка направления вагонопотоков в межгосударственном сообщении на 2000-2001 годы.
13. Поручить уполномоченным представителям железнодорожных администраций рассмотреть совместно с Дирекцией Совета вопрос о 750 вагонах, участвовавших в обменном парке БДЖ - МПС СССР, и подготовить предложения для рассмотрения на заседании Совета.
14. Поручить уполномоченным представителям железнодорожных администраций совместно с Дирекцией Совета рассмотреть вопрос о компенсации за утерянные вагоны от переписи 1995 года.
По пункту 2 повестки дня
1. Отметить, что при росте объема перевозок грузов в 1999 году на 7,6% объем капитального ремонта грузовых вагонов возрос только на 3,9%, а деповского - на 1,93%.
При росте объема перевозок сократился ремонт вагонов на железных дорогах Азербайджана, Туркмении, Таджикистана. На Туркменской и Узбекской железных дорогах при увеличении объема погрузки сократился объем деповского ремонта.
Сохранилась тенденция снижения объемов ремонта вагонов на железных дорогах Казахстана, Украины, Киргизии, Молдавии, Латвии, Литвы.
Принятые на 23 заседании Совета планы по капитальному ремонту вагонов выполнены не в полном объеме на железных дорогах Азербайджана, Армении, Молдавии, России, Таджикистана, Украины, Латвии; по деповскому ремонту - на железных дорогах Армении, Белоруссии, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана, Туркмении, Латвии.
На железных дорогах Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Молдавии, Узбекистана среднесуточный остаток неисправных вагонов превышает принятые нормативы.
В 1999 году железнодорожными администрациями приобретено 4132 вагона, в том числе России - 1796 вагонов, Казахстана - 1206 вагонов, Украины - 930 вагонов, Грузии и Узбекистана по 100 вагонов.
Железнодорожные администрации (кроме Армении) исключили из инвентаря за 1999 год 25 тыс.грузовых вагонов.
Подготовленные проекты планов капитального ремонта вагонов на 2000 год железными дорогами Армении, Грузии, Киргизии, Литвы, Эстонии ниже уровня выполнения в 1999 году. Аналогичное положение с проектом плана деповского ремонта на железных дорогах Литвы, Узбекистана, Украины, Эстонии.
2. В целях улучшения технического состояния вагонного парка рекомендовать железнодорожным администрациям:
2.1. Обеспечить выполнение принятых планов по капитальному и деповскому ремонту вагонов (Приложение 2*).
________________
* Текст приложения
2.2. Довести к 1 июля 2000 года наличие неисправных вагонов до принятых нормативов среднесуточного остатка неисправных вагонов (Приложение 3*).
________________
* Текст приложения
2.3. Пересмотреть контрольные цифры приобретения новых вагонов, колесных пар и других запасных частей с целью удовлетворения потребностей в них в связи с ростом объема перевозок (Приложение 4*).