Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

    
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2012 года N 1481

О федеральной целевой программе "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года"

(с изменениями на 7 июня 2017 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 года N 130 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.02.2015, N 0001201502200025);

постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 года N 238 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.03.2016, N 0001201603290018);

постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2017 года N 686 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.06.2017, N 0001201706090021).

____________________________________________________________________



Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года" (далее - Программа).

2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии в 2013-2017 годах региональных целевых программ учитывать положения Программы.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

     

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 декабря 2012 года N 1481

     

Федеральная целевая программа "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года"

(с изменениями на 7 июня 2017 года)

Паспорт федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года

(В редакции, введенной в действие с 17 июня 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2017 года N 686. - См. предыдущую редакцию)     

Наименование Программы

-

федеральная целевая программа "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года"

Дата принятия решения о разработке Программы

-

распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 августа 2012 г. N 1464-р

Государственный заказчик Программы

-

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Разработчик Программы

-

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Цель и задачи Программы

-

целью Программы является качественное повышение уровня защищенности населения и объектов экономики от пожаров.

Основными задачами Программы являются:

разработка и внедрение технических и организационных мероприятий по эффективному формированию инфраструктуры добровольной пожарной охраны;

строительство и реконструкция многофункциональных пожарных депо в населенных пунктах Российской Федерации, на объектах, критически важных для национальной безопасности Российской Федерации, и в закрытых административно-территориальных образованиях, совершенствование системы их управления; разработка и внедрение новых образцов пожарной техники;

внедрение новых технических средств обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов, объектов экономики и социально значимых объектов с массовым пребыванием людей; совершенствование учебно-материальной базы учреждений подготовки профессиональных и добровольных пожарных;

разработка и внедрение технических и организационных мероприятий в области обеспечения пожарной безопасности; оптимизация финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций, направляемых на решение проблем пожарной безопасности

Важнейшие целевые показатели Программы

-

эффективность реализации Программы оценивается с использованием показателей, характеризующих обстановку с пожарами и улучшение состояния обеспечения пожарной безопасности на объектах защиты, в том числе:

количество зарегистрированных пожаров;

количество населения, погибшего на пожарах;

количество населения, получившего травмы на пожарах;

количество населения, спасенного и эвакуированного на пожарах;

экономический ущерб от пожаров;

доля населенных пунктов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности, в общем количестве населенных пунктов

Сроки и этапы реализации Программы

-

Программа реализуется в течение 5 лет в 2 этапа:
1-й этап - 2013-2014 годы;
2-й этап - 2015-2017 годы

Объемы и источники финансирования Программы

всего в 2013-2017 годах - 173019,1489 млн. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 1727,4529 млн. рублей (в 2014 году - 657,36 млн. рублей, в 2016 году - 185,1863 млн. рублей, в 2017 году - 884,9066 млн. рублей),

из них:

капитальные вложения - 1497,9492 млн. рублей;

прочие нужды - 229,5037 млн. рублей;

за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 115181,696 млн. рублей;

за счет средств внебюджетных источников - 56110 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

-

снижение пожарных рисков в Российской Федерации и приближение их к уровню развитых стран мирового сообщества;

возрождение добровольной пожарной охраны;

укрепление материально-технической базы различных видов пожарной охраны для их эффективного функционирования, особенно в условиях экстремальных природных явлений;

создание эффективной системы обеспечения пожарной безопасности объектов, имеющих международный статус, и социально значимых объектов, особенно с массовым пребыванием людей;

сокращение в 1,1 раза количества пожаров на объектах с высоким уровнем пожарной опасности, в населенных пунктах, дислоцированных в труднодоступных районах Российской Федерации, на объектах с массовым пребыванием людей.

Социально-экономическая эффективность от реализации Программы составит 113,46 млрд. рублей.

В результате реализации Программы планируется достижение следующих основных показателей обстановки с пожарами по отношению к 2011 году:

сокращение количества зарегистрированных пожаров на 9,9 процента (на 16,7 тыс. пожаров);

сокращение количества населения, погибшего на пожарах, на 20,8 процента (на 2,5 тыс. человек);

сокращение количества населения, получившего травмы на пожарах, на 15,3 процента (на 1,9 тыс. человек);

количество населения, спасенного и эвакуированного на пожарах, составит более 320 тыс. человек;

сокращение экономического ущерба от пожаров на 21,8 процента (на 12,9 млрд. рублей);

уменьшение доли населенных пунктов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности, в общем количестве населенных пунктов до 4,2 процента



I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Пожарная безопасность является одной из составляющих обеспечения национальной безопасности страны. Обеспечение требуемого уровня пожарной безопасности на объектах защиты создает условия для поддержания высокого уровня социально-экономического развития Российской Федерации. Пожары наносят значительный материальный ущерб во всех отраслях народного хозяйства, приводят к травматизму и гибели людей.

В Российской Федерации в 2011 году зафиксировано 168,2 тыс. пожаров, в результате которых погибли 11963 человека, травмировано 12425 человек, общие потери составили более 100 млрд. рублей (прямой материальный ущерб составил 16,9 млрд. рублей). Огнем было уничтожено более 1,87 млн. кв. метров жилья. По-прежнему большая доля пожаров приходится на жилой сектор (71 процент). Подразделениями пожарной охраны спасено более 86,5 тыс. человек и материальных ценностей на сумму свыше 43,6 млрд. рублей.

Однако, несмотря на достигнутые успехи в области пожарной безопасности, продолжают оставаться нерешенными проблемы, которые необходимо решить при реализации федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации до 2017 года" (далее - Программа).

Наиболее важными и очевидными проблемами пожарной безопасности остаются недостаточная эффективность действий подразделений пожарной охраны различных видов и повышение эффективности превентивных противопожарных мероприятий и мер, принимаемых гражданами и собственниками объектов для охраны имущества от пожара.

В период аномальных климатических явлений и с возникновением в этой связи крупных лесных и ландшафтных пожаров создаются предпосылки перехода такого рода пожаров на населенные пункты и объекты экономики, что может привести к значительным людским и материальным потерям. Так, в июле - августе 2010 года из-за аномальной жары и отсутствия осадков в европейской части Российской Федерации возникла сложная пожарная обстановка, количество и площадь природных пожаров возрастали угрожающими темпами, при этом в Центральном и Приволжском федеральных округах в этот период ежедневно возникало до 300 пожаров, а в иные дни и до 400. Имевшиеся в подразделениях пожарной охраны техника и оборудование не позволяли достаточно эффективно бороться с огненной стихией природного характера.

Решение проблемы обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов и объектов экономики, расположенных вне нормативного времени прибытия существующих пожарных частей, особенно в сельских и труднодоступных районах, также является важной задачей.

В рамках федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года" осуществлялось строительство 109 и реконструкция 34 пожарных депо в 75 субъектах Российской Федерации, что позволило достичь уровня обеспечения пожарной безопасности в населенных пунктах, составляющего 87 процентов.

Однако в настоящее время вопрос обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов в соответствии с Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" остается нерешенным. Время прибытия 1-го расчета к месту тушения пожара должно составлять в городах - 10 минут, в других населенных пунктах - 20 минут. В связи с этим в рамках Программы предусмотрено строительство 2 и реконструкция 4 многофункциональных пожарных депо, что позволит увеличить процент населенных пунктов, в которых обеспечиваются нормы пожарной безопасности, с 87 процентов до 88,4 процентов, а также разместить поступающую на вооружение современную пожарную технику и специальное оборудование.

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 года N 130; в редакции, введенной в действие с 17 июня 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2017 года N 686. - См. предыдущую редакцию)


Строительство и реконструкция многофункциональных пожарных депо предусматривается в 6 субъектах Российской Федерации.

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 года N 130; в редакции, введенной в действие с 17 июня 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2017 года N 686. - См. предыдущую редакцию)

В рамках федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года" осуществлялось строительство 23 и реконструкция 31 пожарного депо на критически важных для национальной безопасности страны объектах, 41 пожарного депо в закрытых административно-территориальных образованиях, в том числе строительство 20 и реконструкция 21 пожарного депо, что позволило значительно снизить долю закрытых административно-территориальных образований и критически важных для национальной безопасности страны объектов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности, с 36,8 процента до 15,2 процента, а также сократить время прибытия подразделений к месту пожара.

Вместе с тем вопрос обеспечения пожарной безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях и на критически важных для национальной безопасности страны объектах (в соответствии с требованиями Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности") требует дальнейшего решения. В связи с этим Программой предусмотрено проведение реконструкции 1 многофункционального пожарного депо на критически важном для национальной безопасности страны объекте, а также строительство 1 многофункционального пожарного депо в закрытом административно-территориальном образовании. Указанные мероприятия позволят снизить долю закрытых административно-территориальных образований и критически важных для национальной безопасности страны объектов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности, до 13,5 процента.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 июня 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2017 года N 686. - См. предыдущую редакцию)

Актуальность направления по разработке и внедрению технических и организационных мероприятий по эффективному формированию инфраструктуры добровольной пожарной охраны, культуры пожаробезопасного поведения населения обусловлена необходимостью системного подхода к решению задач в области обеспечения пожарной безопасности, который позволяет упорядочить общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов общества и его граждан. Федеральным законом "О добровольной пожарной охране" законодательно определен современный подход к определению понятия и сути добровольной пожарной охраны. Для его реализации необходимо разработать нормативные правовые акты.

Проведение таких крупных международных спортивных мероприятий, как Олимпийские игры в 2014 году в г.Сочи и чемпионат мира по футболу 2018 года, требует масштабного строительства объектов с массовым пребыванием людей и транспортной инфраструктуры. В целях обеспечения пожарной безопасности таких уникальных и технически сложных объектов необходимо внедрение современных методов оценки пожарной опасности новых строительных материалов и веществ, огнестойких строительных конструкций и инженерного оборудования зданий и сооружений. Необходима реализация инновационных технологий, технических решений и схем противопожарной защиты объектов и территорий, включая разработку новых средств обнаружения и тушения пожаров и управления эвакуацией людей.

Использование в современном строительстве новых материалов, конструкций и сложных архитектурно-строительных решений требует разработки и внедрения в практику надзорных органов новых инструментальных методов контроля за состоянием систем противопожарной защиты, включая экспресс-методы оценки качества огнезащитных покрытий, методы идентификации строительных и отделочных материалов, методы измерений параметров систем противодымной защиты и другие.

Современные тенденции экономической интеграции России и стран Европы, вступление во Всемирную торговую организацию и другие инициативы по развитию международного сотрудничества диктуют необходимость создания единого нормативно-технического регулирования, в том числе в области пожарной безопасности. При разработке Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" были заложены основы гармонизации российских норм с европейскими. В развитие этого Федерального закона приняты 13 сводов правил и 236 национальных стандартов. Вместе с тем проблемы применения международных стандартов и гармонизации национальных стандартов связаны с необходимостью развития и отработки новых методов испытаний продукции, а также создания научно-экспериментальной базы, в первую очередь в научно-исследовательских учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Развитие в России европейских подходов гибкого противопожарного нормирования в строительстве с использованием механизмов оценки пожарного риска потребует дальнейшего совершенствования методов расчета пожарных рисков для различных объектов, в том числе с массовым пребыванием людей. При этом для обоснования математических моделей и расчетных параметров необходимо проведение комплексных теоретических и экспериментальных исследований процессов горения, распространения опасных факторов пожара и поведения людей при пожаре.

Совершенствование научно-экспериментальной и учебно-материальной базы горноспасательных подразделений направлено на решение задач, связанных с разработкой методов и способов предотвращения и ликвидации подземных пожаров и взрывов, сопровождением аварийно-спасательных работ, разработкой горноспасательного оборудования и средств защиты, а также с модернизацией и адаптацией пожарно-спасательной техники и оборудования для использования в подземных условиях.

Абзац исключен с 17 июня 2017 года - постановление Правительства Российской Федерации от 7 июня 2017 года N 686. - См. предыдущую редакцию.


Абзац исключен с 17 июня 2017 года - постановление Правительства Российской Федерации от 7 июня 2017 года N 686. - См. предыдущую редакцию.

Реализация Программы на региональном уровне предполагает:

утверждение в установленном порядке государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на качественное повышение уровня защищенности населения и объектов экономики от пожаров в субъекте Российской Федерации;

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 года N 130. - См. предыдущую редакцию)

методическое сопровождение (при необходимости) мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на обеспечение пожарной безопасности государственными заказчиками Программы.

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 года N 130. - См. предыдущую редакцию)

Государственные программы субъектов Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности принимаются и утверждаются в установленном порядке в течение всего периода реализации Программы с учетом региональных особенностей, приоритетных задач, финансовых и материальных ресурсов, находящихся в распоряжении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций.

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 года N 130. - См. предыдущую редакцию)

Абзац исключен - постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 года N 130. - См. предыдущую редакцию.



1. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом  


Программа разработана в продолжение ранее действовавшей федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года". Анализ ее выполнения показал высокую эффективность использования программно-целевого метода в области решения проблем пожарной безопасности. В первую очередь это обусловлено тем, что эффективно используются средства, централизованно выделяемые на обеспечение пожарной безопасности и развитие инфраструктуры пожарной охраны, более прозрачным становится их целевое распределение, соблюдаются сроки расчетов и повышается заинтересованность научных организаций и компаний с различными формами собственности в участии в мероприятиях по повышению уровня пожарной безопасности. При этом наблюдается эффект снижения рисков пожаров. Поэтому увеличение объемов финансирования или даже сохранение их на прежнем уровне требует наличия слаженного механизма распределения и освоения финансовых средств на основе программно-целевого метода планирования.

Снижение пожарных рисков и повышение качества работы подразделений пожарной охраны в масштабах страны невозможны без создания унифицированных образцов пожарной техники и ее повсеместного внедрения, без разработки и совершенствования норм и правил в сфере пожарной безопасности, обязательных к применению на всей территории России. Эффективно руководить таким процессом можно лишь путем централизации функций управления и финансирования.

Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов в области обеспечения пожарной безопасности на основе:

определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и запланированных результатов с функцией контроля за их реализацией;

концентрации ресурсов по реализации мероприятий в сфере пожарной безопасности, что обеспечит устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации;

повышения эффективности государственного управления в области обеспечения пожарной безопасности и возрождения института добровольчества в Российской Федерации;

повышения результативности государственных и муниципальных инвестиций и использования материальных и финансовых ресурсов.

Применение программно-целевого метода позволит обеспечить:

развитие и эффективное использование научного и производственного потенциала Российской Федерации в исследовании причин возникновения пожаров и процессов их развития;

создание инфраструктуры для мониторинга рисков пожаров в целях их системного анализа;

управление и координацию действий по поддержанию в необходимой готовности сил и средств реагирования на пожары в условиях аномальных природных явлений и эффективное оперативное реагирование на пожары путем оптимизации размещения сил и средств различных видов пожарной охраны, особенно в труднодоступных районах России;