Недействующий

     

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


УКАЗАНИЕ


от 3 декабря 2012 года N 2919-У


Об оценке качества управления кредитной организации, осуществляющей функции центрального контрагента  

(с изменениями на 29 мая 2017 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 марта 2019 года на основании
положения Банка России от 1 ноября 2018 года N 658-П
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

указанием Банка России от 21 августа 2014 года N 3367-У (Вестник Банка России, N 87, 01.10.2014);

указанием Банка России от 25 ноября 2014 года N 3454-У (Вестник Банка России, N 112, 22.12.2014);

указанием Банка России от 6 апреля 2015 года N 3612-У (Вестник Банка России, N 42, 14.05.2015);

указанием Банка России от 1 сентября 2015 года N 3762-У (Вестник Банка России, N 86, 12.10.2015) (вступило в силу с 1 ноября 2015 года);

указанием Банка России от 19 января 2016 года N 3941-У (Официальный сайт Банка России www.cbr.ru, 17.02.2016);

указанием Банка России от 29 мая 2017 года N 4392-У (Официальный сайт Банка России www.cbr.ru, 03.07.2017).

____________________________________________________________________



Настоящее Указание на основании статей 62, 72 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст.2790; 2003, N 2, ст.157; N 52, ст.5032; 2004, N 27, ст.2711; N 31, ст.3233; 2005, N 25, ст.2426; N 30, ст.3101; 2006, N 19, ст.2061; N 25, ст.2648; 2007, N 1, ст.9, ст.10; N 10, ст.1151; N 18, ст.2117; 2008, N 42, ст.4696, ст.4699; N 44, ст.4982; N 52, ст.6229, ст.6231; 2009, N 1, ст.25; N 29, ст.3629; N 48, ст.5731; 2010, N 45, ст.5756; 2011, N 7, ст.907; N 27, ст.3873; N 43, ст.5973; N 48, ст.6728; 2012, N 50, ст.6954; N 53, ст.7591, ст.7607; 2013, N 11, ст.1076; N 14, ст.1649; N 19, ст.2329; N 27, ст.3438, ст.3476, ст.3477; N 30, ст.4084; N 49, ст.6336; N 51, ст.6695, ст.6699; N 52, ст.6975; 2014, N 19, ст.2311, ст.2317; N 27, ст.3634; N 30, ст.4219; N 45, ст.6154; N 52, ст.7543; 2015, N 1, ст.4, ст.37) (далее - Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"), Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст.357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст.492; 1998, N 31, ст.3829; 1999, N 28, ст.3459, ст.3469; 2001, N 26, ст.2586; N 33, ст.3424; 2002, N 12, ст.1093; 2003, N 27, ст.2700; N 50, ст.4855; N 52, ст.5033, ст.5037; 2004, N 27, ст.2711; N 31, ст.3233; 2005, N 1, ст.18, ст.45; N 30, ст.3117; 2006, N 6, ст.636; N 19, ст.2061; N 31, ст.3439; N 52, ст.5497; 2007, N 1, ст.9; N 22, ст.2563; N 31, ст.4011; N 41, ст.4845; N 45, ст.5425; N 50, ст.6238; 2008, N 10, ст.895; 2009, N 1, ст.23; N 9, ст.1043; N 18, ст.2153; N 23, ст.2776; N 30, ст.3739; N 48, ст.5731; N 52, ст.6428; 2010, N 8, ст.775; N 19, ст.2291; N 27, ст.3432; N 30, ст.4012; N 31, ст.4193; N 47, ст.6028; 2011, N 7, ст.905; N 27, ст.3873, ст.3880; N 29, ст.4291; N 48, ст.6728, ст.6730; N 49, ст.7069; N 50, ст.7351; 2012, N 27, ст.3588; N 31, ст.4333; N 50, ст.6954; N 53, ст.7605, ст.7607; 2013, N 11, ст.1076; N 19, ст.2317, ст.2329; N 26, ст.3207; N 27, ст.3438, ст.3477; N 30, ст.4084; N 40, ст.5036; N 49, ст.6336; N 51, ст.6683, ст.6699; 2014, N 6, ст.563; N 19, ст.2311; N 26, ст.3379, ст.3395; N 30, ст.4219; N 40, ст.5317, ст.5320; N 45, ст.6144, ст.6154; N 49, ст.6912; N 52, ст.7543; 2015, N 1, ст.37) (далее - Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"), Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст.904; N 48, ст.6728; N 49, ст.7040, ст.7061; 2012, N 53, ст.7607; 2013, N 30, ст.4084; 2014, N 11, ст.1098) (далее - Федеральный закон "О клиринге и клиринговой деятельности") устанавливает порядок оценки качества управления кредитной организации, осуществляющей функции центрального контрагента (далее - ЦК), на основании ходатайства ЦК о признании качества управления удовлетворительным в целях применения кредитными организациями - участниками клиринга в отношении их требований к ЦК, качество управления которого признано удовлетворительным, подходов, предусмотренных Инструкцией Банка России от 3 декабря 2012 года N 139-И "Об обязательных нормативах банков", зарегистрированной Министерством юстиции Российской Федерации 13 декабря 2012 года N 26104, 29 ноября 2013 года N 30498, 18 июня 2014 года N 32735, 20 октября 2014 года N 34362, 11 декабря 2014 года N 35134, 24 декабря 2014 года N 35372, 29 декабря 2014 года N 35453, 20 февраля 2015 года N 36180 ("Вестник Банка России" от 21 декабря 2012 года N 74, от 30 ноября 2013 года N 69, от 9 июля 2014 года N 63, от 23 октября 2014 года N 99, от 22 декабря 2014 года N 112, от 31 декабря 2014 года N 117-118, от 4 марта 2015 года N 17) (далее - Инструкция Банка России N 139-И).

(Преамбула в редакции, введенной в действие с 25 мая 2015 года указанием Банка России от 6 апреля 2015 года N 3612-У; в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2015 года указанием Банка России от 1 сентября 2015 года N 3762-У. - См. предыдущую редакцию)

1. ЦК направляет в Банк России ходатайство о признании качества управления ЦК удовлетворительным (далее - ходатайство ЦК) по форме приложения 2 к настоящему Указанию.

К ходатайству ЦК прилагаются результаты внутренней оценки качества управления ЦК, осуществленной на основании методики, приведенной в приложении 1 к настоящему Указанию.

2. Для признания качества управления ЦК удовлетворительным Банк России осуществляет оценку качества управления ЦК в соответствии с методикой, приведенной в приложении 1 к настоящему Указанию.

3. В ходе осуществления оценки качества управления ЦК Банк России:

рассматривает результаты внутренней оценки качества управления ЦК;

при необходимости запрашивает у ЦК дополнительные документы и (или) информацию с указанием в запросе сроков их представления и (или) организует совещания с уполномоченными представителями ЦК.

4. По результатам оценки качества управления ЦК Банк России принимает решение о признании качества управления ЦК удовлетворительным либо об отказе в удовлетворении ходатайства ЦК.

5. Срок оценки качества управления ЦК и принятия решения Банком России о признании качества управления ЦК удовлетворительным либо об отказе в удовлетворении ходатайства ЦК не может превышать трех месяцев со дня получения Банком России ходатайства ЦК.

6. В случае принятия Банком России решения о признании качества управления ЦК удовлетворительным Банк России письменно информирует ЦК о принятом решении в срок не позднее трех рабочих дней с даты принятия такого решения.

7. Банк России размещает на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также опубликовывает в "Вестнике Банка России" информацию о ЦК, в отношении которого Банком России принято решение о признании качества управления ЦК удовлетворительным, с указанием даты принятия такого решения, в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня принятия такого решения.

8. Банком России принимается решение об отказе в удовлетворении ходатайства ЦК по следующим основаниям:

наличие в представленных ходатайстве ЦК и (или) документах и (или) информации недостоверной или неполной информации;

несоответствие качества управления ЦК оценке "удовлетворительно";

несоответствие учредительного документа ЦК требованиям законодательства Российской Федерации;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 октября 2014 года указанием Банка России от 21 августа 2014 года N 3367-У. - См. предыдущую редакцию)

отказ ЦК от представления дополнительных документов и (или) информации в соответствии с пунктом 3 настоящего Указания.

9. В случае принятия Банком России решения об отказе в удовлетворении ходатайства ЦК Банк России письменно информирует ЦК о принятом решении с указанием оснований отказа, в срок не позднее трех рабочих дней с даты принятия такого решения.

10. Повторно представленное в Банк России ходатайство ЦК считается вновь поступившим и рассматривается в порядке, установленном пунктами 2-9 настоящего Указания.

11. ЦК, в отношении которого Банком России принято решение о признании качества управления ЦК удовлетворительным, должен обеспечивать качество управления ЦК на уровне, соответствующем оценке "удовлетворительно", и для подтверждения соответствия качества управления ЦК оценке "удовлетворительно" представлять в Банк России:

результаты внутренней оценки качества управления ЦК, осуществленной на основании методики, приведенной в приложении 1 к настоящему Указанию, на ежегодной основе - не позднее трех месяцев до наступления даты, соответствующей дате первоначально принятого решения о признании качества управления ЦК удовлетворительным;

сведения о планируемых изменениях в деятельности ЦК, касающихся качества управления ЦК, с описанием соответствующих изменений и их влияния на показатели качества управления ЦК - не позднее одного месяца до их введения в действие;

сведения о внесенных изменениях во внутренние документы и договоры, касающиеся качества управления ЦК, - не позднее 15 рабочих дней со дня внесения (утверждения и (или) регистрации) изменений с приложением указанных документов;

сведения о планируемых изменениях в деятельности ЦК, касающихся качества управления ЦК, на текущий календарный год - не позднее 1 февраля текущего календарного года;

отчет о произошедших изменениях в деятельности ЦК, касающихся качества управления ЦК, за предыдущий календарный год - не позднее 15 февраля текущего календарного года;

сведения о расчете коэффициентов кредитного риска, рыночного риска, риска ликвидности в соответствии с методикой, приведенной в приложении 1 к настоящему Указанию, по состоянию на первое число каждого месяца - не позднее 5-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным.

ЦК, в отношении которого Банком России принято решение о признании качества управления ЦК удовлетворительным, обязан по требованию Банка России предоставлять сведения о расчете коэффициентов кредитного риска, рыночного риска, риска ликвидности и их значениях на внутримесячную дату (даты) в установленный Банком России срок.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 октября 2014 года указанием Банка России от 21 августа 2014 года N 3367-У. - См. предыдущую редакцию)

12. Банк России осуществляет оценку качества управления ЦК, в отношении которого принято решение о признании качества управления ЦК удовлетворительным, с периодичностью не реже одного раза в два года для подтверждения соответствия качества управления ЦК оценке "удовлетворительно".

(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 мая 2015 года указанием Банка России от 6 апреля 2015 года N 3612-У. - См. предыдущую редакцию)

13. В ходе осуществления оценки качества управления ЦК для подтверждения соответствия качества управления ЦК оценке "удовлетворительно" Банк России:

рассматривает документы и сведения, перечисленные в пункте 11 настоящего Указания;

при необходимости запрашивает у ЦК дополнительные документы и (или) сведения с указанием в запросе сроков их представления и (или) организует совещания с уполномоченными представителями ЦК.

При выявлении фактов несоответствия качества управления ЦК, в отношении которого Банком России принято решение о признании качества управления ЦК удовлетворительным, Банк России вправе направить письменную информацию в адрес ЦК с рекомендацией устранить факты несоответствия качества управления ЦК с указанием сроков их устранения.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 октября 2014 года указанием Банка России от 21 августа 2014 года N 3367-У. - См. предыдущую редакцию)

14. Банк России вправе принять решение об отзыве решения о признании качества управления ЦК удовлетворительным, если Банком России выявлено несоответствие качества управления ЦК оценке "удовлетворительно" и рекомендации об устранении фактов несоответствия качества управления ЦК оценке "удовлетворительно" не исполнены в установленный срок, а также в случае непредставления или несвоевременного представления ЦК документов и сведений, перечисленных в пункте 11 настоящего Указания.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 октября 2014 года указанием Банка России от 21 августа 2014 года N 3367-У. - См. предыдущую редакцию)

15. В случае принятия Банком России решения об отзыве решения о признании качества управления ЦК удовлетворительным Банк России письменно информирует ЦК о принятом решении с указанием оснований отзыва в срок не позднее трех рабочих дней с даты принятия такого решения.

16. Банк России размещает на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также опубликовывает в "Вестнике Банка России" информацию о ЦК, в отношении которого Банком России принято решение об отзыве решения о признании качества управления ЦК удовлетворительным, с указанием даты принятия такого решения, в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня принятия такого решения.

16_1. Особенности использования рейтингов кредитоспособности в целях применения настоящего Указания могут быть установлены иными нормативными актами Банка России.

(Пункт дополнительно включен с 22 декабря 2014 года указанием Банка России от 25 ноября 2014 года N 3454-У)

17. Настоящее Указание подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Банка России" и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 30.11.2012 N 23) вступает в силу с 1 января 2013 года.

Председатель Центрального банка
Российской Федерации
С.М.Игнатьев


Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

21 декабря 2012 года,

регистрационный N 26273

Приложение 1
к Указанию Банка России
от 3 декабря 2012 года N 2919-У
"Об оценке качества управления
кредитной организации, осуществляющей
функции центрального контрагента"

     

Методика оценки качества управления ЦК

(с изменениями на 1 сентября 2015 года)

     

     

1. Общие положения  

1.1. Оценка качества управления ЦК в соответствии с настоящей Методикой оценки качества управления ЦК (далее - Методика) осуществляется по результатам оценок качества системы управления рисками ЦК, внутреннего контроля и корпоративного управления ЦК.

1.2. Оценка качества внутреннего контроля и корпоративного управления ЦК осуществляется по результатам оценки показателя состояния внутреннего контроля и корпоративного управления ЦК (далее - ПВК).

1.3. Оценка качества системы управления рисками ЦК осуществляется по результатам оценок качества:

управления рисками ЦК;

управления правовым риском ЦК;

управления кредитным риском ЦК;

управления рыночным риском ЦК;

управления риском ликвидности ЦК;

управления операционным риском ЦК;

управления риском потери деловой репутации ЦК.

1.4. Настоящая Методика применяется в отношении ЦК, являющегося клиринговой организацией, и в отношении клиринговой организации, с которой у ЦК заключен договор, определяющий обязанности сторон по управлению рисками и порядок их взаимодействия при осуществлении клиринга (далее - клиринговая организация).

1.5. Если ЦК не является клиринговой организацией, то при осуществлении оценки качества управления ЦК рассматриваются и документы клиринговой организации, указанной в пункте 1.4 настоящей Методики, определяющие порядок осуществления клиринга с участием такого ЦК, в том числе правила клиринга (далее - правила клиринга).

1.6. В целях настоящей Методики оценка качества управления ЦК осуществляется на основании внутренних документов ЦК и внутренних документов клиринговой организации, указанной в пункте 1.4 настоящей Методики (далее - внутренние документы ЦК).

1.7. В целях настоящей Методики величины, включенные в расчет коэффициентов кредитного риска, рыночного риска и риска ликвидности, выражаются в рублевом эквиваленте, рассчитанном по официальному курсу иностранной валюты по отношению к рублю, установленному Банком России, на дату расчета.

(Пункт дополнительно включен с 12 октября 2014 года указанием Банка России от 21 августа 2014 года N 3367-У)

1.8. В целях настоящей Методики под обеспечением понимается индивидуальное клиринговое обеспечение, предназначенное для обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу, в значениях, определяемых в Федеральном законе "О клиринге и клиринговой деятельности", а также иное полученное обеспечение (за исключением коллективного клирингового обеспечения), предназначенное для обеспечения исполнения обязательств участника клиринга.

(Пункт дополнительно включен с 12 октября 2014 года указанием Банка России от 21 августа 2014 года N 3367-У; в редакции, введенной в действие с 25 мая 2015 года указанием Банка России от 6 апреля 2015 года N 3612-У. - См. предыдущую редакцию)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»