Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (постатейный)

Введение


Конец 2011 года был обусловлен значительными изменениями в законодательстве: по налогам и налоговой отчетности; по страховым взносам и отчетности по ним; по финансовому контролю; по бухгалтерской отчетности.

Изменения в бухгалтерском учете выразились принятием Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) вместо аналогичного Закона от 21.11.96 N 129-ФЗ (далее - Закон N 129-ФЗ), вступающим в силу с 01.01.2013.

Роль бухгалтерского учета в современное время сложно недооценить, он выступает инструментом рыночных отношений. Конституционным Судом РФ неоднократно подчеркивалось публичность, императивность, необходимость единообразных требований к бухгалтерскому учету. В пункте 4 Постановления от 01.04.2003 N 4-П Конституционный Суд РФ подчеркнул, что из статьи 71 (пункты "ж", "р") Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 8 (часть 1), 29 (часть 4), 34 и 114 (пункт "б" части 1) следует, что в Российской Федерации официальный бухгалтерский учет служит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой (в том числе налоговой) политики; обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, основанной на принципах юридического равенства сторон и договорных отношениях, конкуренции и риске, бухгалтерский учет является одной из конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Данная правовая позиция Конституционного Суда РФ подтверждается также Постановлением от 18.07.2003 N 14-П и Определением от 13.06.2006 N 319-О.

Следует отметить, что отрасль бухгалтерского учета в нашей стране является устоявшейся (Закон N 129-ФЗ действует в РФ уже более 15 лет), а потому достаточно консервативной, трудно поддающейся каким-либо преобразованиям, изменениям и новшествам. Однако условия современной экономики, темпы развития рыночных отношений таковы, что положения Закона N 129-ФЗ не всегда им соответствуют и удовлетворяют.

В связи с этим отечественные законодатели стремятся сблизить российский бухгалтерский учет и международный, более прогрессивный, отвечающий современным тенденциям.

Так, Постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 N 107 утверждено Положение о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации (далее - Положение N 107). В соответствии с пунктом 23 Положения N 107 решение о введении документа международных стандартов в действие на территории Российской Федерации оформляется Министерством финансов Российской Федерации. Во исполнение данной нормы законодательства Приказом Минфина России от 25.11.2011 N 160н (далее - Приказ N 160н) введены в действие Международные стандарты финансовой отчетности и Разъяснения Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации. Международные стандарты финансовой отчетности и Разъяснения Международных стандартов финансовой отчетности (на основании пункта 2 Приказа N 160н) вступают в силу на территории Российской Федерации со дня их официального опубликования в журнале "Бухгалтерский учет", являющемся официальным печатным изданием для опубликования Международных стандартов финансовой отчетности, Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности, а также изменений, которые вносятся в Международные стандарты финансовой отчетности и их Разъяснения, иных документов, определенных Фондом Международных стандартов финансовой отчетности в качестве неотъемлемой части Международных стандартов финансовой отчетности и (или) их Разъяснений (опубликованы в Приложении к журналу "Бухгалтерский учет", N 12, 2011, дата подписания Приложения в печать - 15.12.2011).

В соответствии с Пояснительной запиской "К проекту Федерального закона "О бухгалтерском учете" (далее - Пояснительная записка) новая редакция Федерального закона "О бухгалтерском учете" разработана с целью устранения устаревших норм, положений и пробелов действующего Закона N 129-ФЗ, выявленных в результате анализа соответствующей правоприменительной практики. Законопроект направлен на приведение норм Закона N 129-ФЗ, регулирующих систему бухгалтерского учета, в соответствие с изменившимися экономическими условиями деятельности экономических субъектов для формирования и раскрытия надежной и полезной информации о финансовом положении этих субъектов, изменениях в их финансовом положении и финансовом результате их деятельности.

По сути, проект Закона N 402-ФЗ представляет собой новую редакцию Закона N 129-ФЗ, на что указывает Комитет по бюджету и налогам в Решении от 15.12.2010 "О проекте Федерального закона N 385329-5 "О бухгалтерском учете" (первое чтение) (далее - Решение от 15.12.2010). Он является альтернативным по отношению к проекту Федерального закона N 247813-4 "О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности", внесенному А.В.Бурениным в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы.

Рассмотрев проект Закона N 402-ФЗ, Комитет по бюджету и налогам отмечал наличие в нем целого ряда концептуально важных, отвечающих интересам государства и бизнеса положений, направленных на реальное совершенствование системы бухгалтерского учета и отчетности.

Заслуживает, в частности, внимания предлагаемая законопроектом система регулирования бухгалтерского учета, основанная на взаимодействии органов государственной власти и негосударственных организаций, включая саморегулируемые профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов, предпринимателей, пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности. К ведению субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета отнесены: разработка проектов национальных стандартов бухгалтерского учета, их разъяснение, обобщение практики их применения и разработка предложений по их совершенствованию, взаимодействие с международными неправительственными организациями в области бухгалтерского учета.

По мнению Комитета, введение в состав субъектов регулирования бухгалтерского учета негосударственных организаций будет способствовать повышению эффективности нормотворческой деятельности в указанной сфере.

Для обеспечения взаимодействия органов государственного и субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета в законопроекте предусмотрены такие механизмы, как программа разработки национальных стандартов бухгалтерского учета, совет по стандартам бухгалтерского учета, процедура разработки и утверждения национальных стандартов.

Принципиально важным в предлагаемой законопроектом модели разработки национальных стандартов представляется введение процедуры публичного обсуждения проектов соответствующих стандартов, что позволит обеспечить открытость и информационную прозрачность процесса разработки данных документов с привлечением к участию в нем представителей широкого круга профессиональной общественности в лице бухгалтеров, аудиторов, деятелей науки и т.д.

С учетом современных экономических и правовых реалий, а также международной практики в законопроекте предусматривается:

уточнение терминологии, используемой в законодательстве Российской Федерации о бухгалтерском учете;

введение дополнительных требований (к образованию, стажу работы, отсутствие судимости) к главным бухгалтерам отдельных категорий экономических субъектов;

определение учетной политики экономического субъекта, уточнение требований к ее применению;

расширение прав экономических субъектов при оформлении первичных учетных документов (отменяется требование об унификации указанных документов, право утверждать их формы предоставляется руководителю экономического субъекта);

установление требований к составу реквизитов учетных регистров;

регламентация возможности использования в бухгалтерском учете электронных документов;

введение особенностей бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица;

формирование общедоступного государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности;

обязанность экономического субъекта по организации и осуществлению внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной деятельности;

регламентация принципов регулирования бухгалтерского учета и т.д.

Настоящий Комментарий является попыткой проанализировать весь Закон N 402-ФЗ, 32 его статьи, и предоставить читателю информацию, действительно необходимую для целей его применения.

Комментарий подготовлен таким образом, что к каждой статье приведена только самая важная информация, помогающая понять изложенные в комментируемом нормативном правовом акте положения. Поскольку Закон N 402-ФЗ на настоящий момент еще не вступил в силу, а Закон N 129-ФЗ продолжает действовать, в связи с чем официальная позиция и судебная практика по возможным спорным вопросам не сформирована, значительное место в Комментарии занимает сравнение положений действующего и нового законов и их анализ с приведением подзаконных нормативных правовых актов, принятых во исполнение предписаний действующего Закона N 129-ФЗ, иных законов, регулирующих упоминающиеся в нем понятия и правоотношения, важных разъяснений Минфина России и ФНС России, ключевых судебных решений, позволяющих сделать выводы об особенностях, возможных трудностях применения нового Закона N 402-ФЗ.

Отличительной особенностью Комментария является точечный характер комментария к каждой статье комментируемого нормативного правового акта - внимание читателя обращено на самые главные, проблемные, моменты применения той или иной нормы.

Приведенные к каждой статье комментарии доступным каждому языком акцентируют внимание на основных положениях рассматриваемых положений комментируемого нормативного правового акта и приводят информацию, без которой применение любой закрепленной в нем нормы было бы невозможно.