Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (постатейный)

Комментарий к статье  7. Организация ведения бухгалтерского учета


В соответствии с Законом N 402-ФЗ организация ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета возложена на руководителя экономического субъекта.

Исключением из общего правила являются случаи, когда индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, ведут бухгалтерский учет в соответствии с Законом N 402-ФЗ - тогда они сами организуют ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета, а также несут иные обязанности, установленные Законом N 402-ФЗ для руководителя экономического субъекта.

С 01.01.2013 руководителям организаций, за исключением руководителей субъектов малого и среднего предпринимательства, нельзя будет исполнять функции главного бухгалтера.

Отметим, что критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства определены пунктом 1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ, в соответствии с которым к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Так, Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" с 01.01.2008 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия - 60 млн. рублей; малые предприятия - 400 млн. рублей; средние предприятия - 1000 млн. рублей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона N 402-ФЗ руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Следовательно, лицам, не отвечающим перечисленным критериям Закона N 209-ФЗ, необходимо будет ввести в штатное расписание должность главного бухгалтера или заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Причем исходя из формулировки указанной нормы, руководителям экономического субъекта можно будет и не вводить в штатное расписание должность именно главного бухгалтера, достаточно будет возложить обязанность по ведению бухгалтерского учета на другое должностное лицо этого субъекта, который может и не занимать должность главного бухгалтера, но фактически выполнять его обязанности по письменному распоряжению руководителя.

Важно, что такая возможность не предоставлена руководителю кредитной организации: руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера.

Напомним, что в настоящее время руководитель организации самостоятельно решает вопрос об организации бухгалтерского учета в организации. Так, в силу пункта 2 статьи 6 Закона N 129-ФЗ руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

Очевидно, что достаточно размытая формулировка "в зависимости от объема учетной работы" четких критериев разграничения форм организации бухгалтерского учета не устанавливала. Единственное, что отмечал Роструд в Письме от 28.12.2006 N 2263-6-1 - если директор фирмы лично ведет бухгалтерский учет, это должно быть отражено в приказе об учетной политике организации.

Непосредственное установление случаев применения той или иной формы (способа) его организации выгодно отличает Закон N 402-ФЗ от его предшественника.

Еще одно новшество Закона N 402-ФЗ - установление "ужесточенных" требований к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, в:

- открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций);

- страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах;

- акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов;

- иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций);

- в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов.

Таким образом, в связи с принятием комментируемого Закона в ряде перечисленных экономических субъектов смогут работать только самые высококвалифицированные и профессиональные бухгалтеры, соответствующие определенным требованиям, установление которых обусловлено определенными особенностями, сложностями осуществления бухгалтерского учета в названных субъектах, требующих повышенного уровня ответственности, знаний, навыков и опыта в рассматриваемой сфере.