Недействующий

     

Проект N 247813-4  


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет систему регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон распространяется на все организации, зарегистрированные в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением бюджетных учреждений, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

3. Регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности в бюджетных учреждениях осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Статья 2. Бухгалтерское законодательство Российской Федерации

1. Бухгалтерское законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним положения по бухгалтерскому учёту и стандартов финансовой отчётности.

2. Положение по бухгалтерскому учёту и стандарты финансовой отчётности, принятые в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются нормативными правовыми актами бухгалтерского законодательства. Положением по бухгалтерскому учету устанавливается порядок ведения бухгалтерского учета. Стандартами финансовой отчётности устанавливается порядок формирования и представления финансовой отчётности. В случае возникновения противоречий между положением по бухгалтерскому учету и стандартами финансовой отчетности применяются стандарты финансовой отчетности. Положение по бухгалтерскому учёту и стандарты финансовой отчетности изменяются и отменяются, соответственно, положениями о внесении изменений в положение по бухгалтерскому учёту или отмене положения по бухгалтерскому учёту и положениями о внесении изменений в стандарты финансовой отчётности и (или) отмене стандартов финансовой отчётности.

3. Нормы, затрагивающие вопросы ведения бухгалтерского учета, формирования и представления финансовой отчетности, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Федеральному закону. В случае возникновения противоречий с содержанием других федеральных законов, нормативные правовые акты бухгалтерского законодательства имеют приоритет по вопросам бухгалтерского учёта и финансовой отчётности.

4. Бухгалтерское законодательство имеет свой понятийный аппарат. Акты бухгалтерского законодательства могут давать определения институтов, понятий и терминов, отличающиеся от их определений в других областях законодательства.

5. Официальные разъяснения, указанные в подпункте г) пункта 5 статьи 4 настоящего Федерального закона, применяются для разъяснения требований стандартов финансовой отчётности и не являются актами бухгалтерского законодательства. Официальные разъяснения не могут противоречить требованиям актов бухгалтерского законодательства.

Статья 3. Применение актов бухгалтерского законодательства российскими организациями

1. Организации, указанные в пункте 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, обязаны вести бухгалтерский учёт в соответствии с положением по бухгалтерскому учёту.

2. Организации, указанные в пункте 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, за исключением указанных в пункте 3 настоящей статьи, обязаны составлять и представлять финансовую отчётность в соответствии со стандартами финансовой отчётности.

3. Организации, являющиеся субъектами малого предпринимательства в соответствии с Федеральным Законом "О государственной поддержке малого предпринимательства", за исключением общественно значимых организаций, определённых в пункте 4 настоящей статьи, могут не составлять финансовую отчетность при согласии всех акционеров (участников) организации.

4. В целях настоящего Федерального закона к общественно значимым организациям относятся:

1) организации, ценные бумаги которых допущены к обращению через организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

2) открытые акционерные общества;

3) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

4) страховые организации;

5) кредитные организации;

6) пенсионные фонды;

7) биржи.

Глава 2. Система регулирования бухгалтерского учета
и финансовой отчетности в Российской Федерации

Статья 4. Органы регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Российской Федерации и их компетенция

     

1. Регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, Центральным Банком Российской Федерации, уполномоченным федеральным органом по реализации государственных полномочий в сфере регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности (далее - уполномоченный государственный орган) и негосударственным органом регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности (далее - негосударственный орган регулирования).

2. К компетенции Правительства Российской Федерации относятся:

а) определение уполномоченного государственного органа в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;

б) определение негосударственного органа регулирования в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;

в) разрешение неурегулированных разногласий между уполномоченным государственным органом и негосударственным органом регулирования.

3. К компетенции Центрального Банка Российской Федерации относится установка особых правил применения бухгалтерского законодательства кредитными организациями, обусловленных спецификой деятельности кредитных организаций.

4. К компетенции уполномоченного государственного органа относятся:

а) одобрение положения по бухгалтерскому учету;

б) одобрение стандартов финансовой отчетности;

в) одобрение положений о внесении изменений в стандарты финансовой отчетности и положение по бухгалтерскому учету и об их отмене.

5. К компетенции негосударственного органа регулирования относятся :

а) разработка положения по бухгалтерскому учету и его представление уполномоченному государственному органу для одобрения;

б) разработка стандартов финансовой отчетности и их представление уполномоченному государственному органу для одобрения;

в) разработка положений о внесении изменений в стандарты финансовой отчетности и положение по бухгалтерскому учету или об их отмене;

г) выпуск официальных разъяснений по применению стандартов финансовой отчётности.

6. Правительство Российской Федерации определяет уполномоченный государственный орган исходя из его функций. Уполномоченный государственный орган не может совмещать функцию регулирования бухгалтерского учёта и финансовой отчётности с функциями в сфере налогообложения.

7. Правительство Российской Федерации определяет негосударственный орган регулирования в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Федерального закона.

     

Статья 5. Негосударственный орган регулирования

     

1. Негосударственным органом регулирования определяется организация, созданная по законодательству Российской Федерации в форме фонда.

2. Фонд в течение не менее двенадцати месяцев до признания его негосударственным органом регулирования должен с привлечением общественности осуществлять деятельность по выработке экспертных мнений и подготовке проектов нормативно-правовых актов в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

3. После признания его негосударственным органом регулирования, фонд помимо деятельности, предусмотренной пунктом 5 статьи 4 настоящего закона, вправе осуществлять деятельность, не направленную на извлечение прибыли. Фонд может осуществлять деятельность, приносящую прибыль, только если такая деятельность является образовательной и (или) научной деятельностью, и при условии, что она не ограничивает независимость фонда при осуществлении регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

4. Безвозмездные поступления и пожертвования, получаемые негосударственным органом регулирования в течение календарного года от одной организации или физического лица, не должны превышать 25% от их общей суммы.

5. Попечительский совет фонда, признанного негосударственным органом регулирования, формирует совет по стандартам финансовой отчётности (далее - Совет) из 15 членов, который является коллегиальным органом, обладающим исключительной компетенцией по вопросам, указанным в пункте 5 статьи 4 настоящего закона.

6. В Совете должны быть представлены лица, имеющие подтвержденный опыт использования, составления, или аудита финансовой отчетности, либо научной и преподавательской деятельности в областях, связанных с бухгалтерским учетом или финансовой отчетностью.

7. Совет формируется на конкурсной основе при наличии не менее двух кандидатур на каждое вакантное место. Член Совета избирается на срок не более пяти лет и не может быть избран более двух сроков подряд.

8. Решения по утверждению проектов нормативно-правовых актов для представления уполномоченному государственному органу принимаются квалифицированным большинством голосов членов Совета. По требованию членов Совета, голосовавших против утверждения проекта, их особое мнение должно прилагаться к проекту и представляться уполномоченному органу.

9. Негосударственный орган регулирования должен обеспечивать открытость обсуждения и утверждения проектов нормативно-правовых актов для заинтересованных лиц.

10. В случае если высший коллегиальный орган управления фонда, признанного негосударственным органом регулирования, примет решение о добровольном сложении с фонда полномочий негосударственного органа регулирования, он должен уведомить об этом Правительство Российской Федерации не менее чем за 12 месяцев до даты добровольного сложения полномочий.

11. В случае нарушения требований настоящего закона, негосударственный орган регулирования может быть лишен полномочий судом по иску Правительства Российской Федерации.

Статья 6. Порядок разработки и одобрения нормативных правовых актов в области регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности

1. Негосударственный орган регулирования разрабатывает стандарты финансовой отчётности исходя из лучшей международной практики стандартов финансовой отчетности в той степени, в которой это отвечает интересам российских пользователей финансовой отчетности.

2. Порядок разработки и проведения общественной экспертизы нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяются негосударственным органом регулирования самостоятельно, исходя из необходимости обеспечения публичности и достижения их однозначного понимания заинтересованными сторонами.

3. Уполномоченный государственный орган осуществляет одобрение представленных негосударственным органом регулирования документов, указанных в пункте 4 статьи 4 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - документы), в течение одного месяца с момента их представления негосударственным органом регулирования.

4. Одобрение части документа, представленного негосударственным органом регулирования, не допускается.

5. Документ считается одобренным, подлежит опубликованию и обязательному применению на территории Российской Федерации, если в течение срока, установленного в пункте 3 настоящей статьи, уполномоченным государственным органом не вынесено мотивированное решение о его отклонении.

6. При принятии уполномоченным государственным органом мотивированного решения об отклонении документа негосударственным органом регулирования в течение одного месяца должны быть приняты меры по устранению препятствий для его одобрения.

7. В случае повторного отклонения вновь представленного на одобрение документа решением уполномоченного государственного органа в течение десяти рабочих дней создается согласительная комиссия из равного количества представителей уполномоченного государственного органа и негосударственного органа регулирования.

8. В случае не одобрения документа в течение месяца после создания указанной в пункте 7 настоящей статьи комиссии вопрос передается уполномоченным государственным органом на рассмотрение Правительства Российской Федерации, которое в течение одного месяца создает согласительную комиссию для выработки окончательного решения, подлежащего одобрению Правительством Российской Федерации. Согласительная комиссия должна принять решение в течение одного месяца.

Глава 3. Финансовая отчетность

Статья 7. Финансовая отчетность и ее основная задача.

1. Финансовая отчетность - набор систематизированной, структурированной и взаимосвязанной информации, адресованной широкому кругу компетентных пользователей, необходимый для оценки финансового положения организации на отчетную дату, результатов финансово-хозяйственной деятельности и изменения в финансовом положении организации за отчетной период и составляемый в соответствии со стандартами финансовой отчетности, принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Финансовая отчетность является открытой для заинтересованных пользователей и не может быть отнесена к сведениям ограниченного доступа или коммерческой тайне, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

2. Основной задачей финансовой отчетности является удовлетворение информационных потребностей инвесторов, акционеров, кредиторов, контрагентов, работников организации, государственных органов и общественности, с целью принятия ими независимых экономических решений.

3. Финансовая отчётность формируется организацией на основе данных бухгалтерского учёта.

Бухгалтерский учет представляет собой систему сбора, накопления и обработки информации о финансово-хозяйственной деятельности организации в соответствии с правилами, установленными бухгалтерским законодательством Российской Федерации, с целью составления финансовой отчетности. Данные бухгалтерского учёта могут использоваться для иных целей, не связанных с подготовкой финансовой отчётности, в той степени, в которой такое использование не влияет на формирование финансовой отчётности.

Статья 8. Общие требования к финансовой отчетности

     

1. Финансовая отчетность должна достоверно отражать финансовое положение организации на отчетную дату, результаты финансово-хозяйственной деятельности и изменение финансового положения за отчетный период, иную информацию о деятельности организации, подлежащую раскрытию в соответствии с бухгалтерским законодательством Российской Федерации.

2. Финансовая отчетность подписывается единоличным исполнительным органом организации или председателем коллегиального исполнительного органа организации.

3. Необходимость составления и публикации промежуточной финансовой отчетности определяется организацией самостоятельно.

Статья 9. Представление и публикация финансовой отчетности

     

1. Финансовая отчетность организации на бумажных и (или) электронных носителях должна храниться по месту нахождения ее исполнительного органа.

2. Годовая финансовая отчетность организации в течение трех месяцев после отчетной даты представляется органу государственной статистики для предоставления заинтересованным пользователям. По решению органа государственной статистики, организация должна представлять финансовую отчетность на бумажных носителях и/или в электронном виде. Органы исполнительной власти, за исключением государственной статистики и правоохранительных органов, не вправе требовать от организации прямого представления финансовой отчётности.

3. Финансовая отчетность общественно значимых организаций, определенных в пункте 4 статьи 3 настоящего Федерального закона, и некоммерческих организаций, привлекающих общественные средства, подлежит обязательной публикации не позднее даты, определенной в пункте 2 настоящей статьи. Публикация производится в средствах массовой информации, в том числе через сеть Интернет. Выбранный организацией способ публикации финансовой отчетности должен обеспечить ее доступность для заинтересованных пользователей с учетом, в частности, тиража, региона распространения и целевой аудитории средства массовой информации. В газете или журнале финансовая отчетность может публиковаться с сокращениями при условии, что организация обеспечивает доступность полного текста финансовой отчетности для пользователей иными разумными способами с учетом обычаев делового оборота, и публикация содержит ссылку на источник получения пользователями полного текста финансовой отчетности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»