ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2011 года N 523
О федеральной целевой программе "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года"
(с изменениями на 25 мая 2016 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 83 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 7, 13.02.2012);
постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2013 года N 624 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.07.2013);
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2014 года N 59 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.01.2014);
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1558 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.01.2015, N 0001201501040006);
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2015 года N 176 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.03.2015, N 0001201503030027);
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2015 года N 548 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.06.2015, N 0001201506080010);
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2016 года N 464 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.06.2016, N 0001201606060038).
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года".
2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год и плановый период включать Программу, утвержденную настоящим постановлением, в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин
Федеральная целевая программа
"Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года"
(с изменениями на 25 мая 2016 года)
Паспорт федеральной целевой программы "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года"
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года" |
Дата принятия решения о разработке Программы | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2011 года N 186-р |
Государственные заказчики Программы | - | Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральное агентство лесного хозяйства |
(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2013 года N 624. - См. предыдущую редакцию) | ||
Государственный заказчик - координатор Программы | - | Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий |
Основные разработчики Программы | - | Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральное агентство лесного хозяйства |
(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2013 года N 624. - См. предыдущую редакцию) | ||
Цели Программы | - | обеспечение необходимых условий безопасной жизнедеятельности и ведения хозяйства на радиоактивно загрязненных территориях; |
Задачи Программы | - | создание инфраструктуры, необходимой для обеспечения условий безопасной жизнедеятельности населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях; |
разработка и реализация комплекса мер в сфере охраны здоровья подвергшихся радиационному воздействию граждан, включая адресную специализированную медицинскую помощь; | ||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - | обеспеченность граждан, проживающих на радиоактивно загрязненных территориях, объектами газо- и теплоснабжения (доля в общей численности граждан, проживающих на радиоактивно загрязненных территориях); |
граждан, проживающих на радиоактивно загрязненных территориях); | ||
уровень информированности населения по вопросам безопасного проживания на радиоактивно загрязненных территориях | ||
Срок реализации Программы | - | 2011-2015 годы |
Объем и источники | - | общий объем финансирования Программы в 2011-2015 годах составляет 8523,8757 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе: |
(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 83; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2013 года N 624; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2014 года N 59; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1558; в редакции, введенной в действие с 16 июня 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2015 года N 548. - См. предыдущую редакцию)
| ||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее | - | повышение инвестиционной привлекательности радиоактивно загрязненных территорий и обеспечение их устойчивого экономического роста; |
В 2015 году планируется достичь следующих значений показателей: | ||
уровень готовности органов управления и сил Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий к действиям по минимизации последствий радиационных аварий составит 86 процентов; | ||
(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 83; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2013 года N 624; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1558; в редакции, введенной в действие с 16 июня 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2015 года N 548. - См. предыдущую редакцию) |
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р, к числу приоритетных направлений отнесено принятие мер по обеспечению безопасности и комфортности среды проживания человека и разработке механизмов поэтапного приведения экологической ситуации в населенных пунктах, расположенных на радиоактивно загрязненных территориях, в соответствие с нормативными требованиями.
Преодоление последствий радиационных аварий является приоритетной задачей социально-экономического развития Российской Федерации. Главным образом это связано с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, в результате которой подверглись радиоактивному загрязнению территории 14 субъектов Российской Федерации (Республика Мордовия, Белгородская, Брянская, Воронежская, Калужская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Орловская, Пензенская, Рязанская, Тамбовская, Тульская и Ульяновская области). Радиационное воздействие на население оказали испытания ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, затронувшие территории Алтайского края и Республики Алтай, авария в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросы радиоактивных отходов в реку Теча в 1949-1956 годах, что привело к загрязнению территорий Курганской, Свердловской и Челябинской областей.
Обязательства Российской Федерации в отношении преодоления последствий радиационных аварий зафиксированы в Законе Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральном законе "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Федеральном законе "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" и Федеральном законе "О радиационной безопасности населения".
В 1991-2000 годах реализован ряд целевых программ по решению проблем преодоления последствий радиационных аварий и катастроф.
Действие целевых программ распространялось на территории 19 субъектов Российской Федерации, где проживало свыше 3 млн. человек, подвергшихся воздействию неблагоприятных факторов вследствие радиационных аварий и катастроф.
В результате реализации мероприятий целевых программ удалось в значительной мере нормализовать радиационно-гигиеническую обстановку на большинстве радиоактивно загрязненных территорий. Это было обеспечено в основном за счет проведения комплекса защитных и реабилитационных мероприятий в сельском хозяйстве (применение специальных технологий обработки почвы, внесение дополнительных доз минеральных удобрений, известкование и коренное улучшение сенокосно-пастбищных угодий, применение в животноводстве препаратов, поглощающих радиоцезий, и др.).
С 2002 года реализовывались мероприятия федеральной целевой программы "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2001 года N 637. Общий объем финансирования этой Программы за счет всех источников составил в 2002-2010 годах 8,17 млрд. рублей, в том числе 6,21 млрд. рублей - за счет средств федерального бюджета, 1,91 млрд. рублей - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, около 50 млн. рублей - за счет средств внебюджетных источников. Анализ реализации мероприятий указанной Программы показал, что за 2002-2010 годы на радиоактивно загрязненных территориях введены в эксплуатацию больницы (на 1529 коек), поликлиники (на 2560 посещений в смену), школы (на 2973 ученических места), детские дошкольные учреждения (на 292 места), газовые и водопроводные сети (1457,9 км), жилье для переселенцев (55,3 тыс.кв.метров). Это позволило обеспечить повышение качества жизни более чем 600 тыс. человек, проживающих на этих территориях.
Оснащены необходимым оборудованием 5 специализированных медицинских центров, оказывающих медицинскую помощь гражданам, в том числе детям, подвергшимся радиационному воздействию, и участникам ликвидации последствий радиационных аварий. Это позволило ежегодно оказывать специализированную высокотехнологичную помощь более чем 2,5 тыс. граждан, подвергшихся радиационному воздействию.
В базе данных Национального радиационно-эпидемиологического регистра (далее - Регистр) накоплена медико-дозиметрическая информация на 788755 человек, входящих в категорию лиц, подвергшихся радиационному воздействию, в том числе в результате аварий на Чернобыльской АЭС - 701397 человек, на производственном объединении "Маяк" - 27536 человек, а также в результате испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне - 59822 человека.
Межведомственными экспертными советами по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с последствиями радиационного воздействия проведена экспертиза более 50 тыс. медицинских документов, установлена связь заболеваний с радиационным фактором более чем у 4 тыс. человек.
Приобретены радиологические лаборатории для обеспечения проведения мониторинга радиационной обстановки в лесах, оснащены специализированной техникой и оборудованием (1019 единиц на 285,8 млн. рублей) организации и специальные подразделения, обеспечивающие выполнение комплекса защитных мероприятий в лесах, загрязненных радионуклидами (Брянская, Калужская, Курганская, Орловская, Тульская и Челябинская области).
В зоне радиоактивного загрязнения ежегодно проводились рубки леса на площади до 100 гектаров и более, устройство минерализованных полос (более 1,3 тыс.км) и уход за ними (около 6,3 тыс.км), а также ремонт дорог противопожарного назначения (26 км) и другие виды противопожарных работ. Площадь лесов, возвращенных в хозяйственный оборот по состоянию на конец 2010 года, составила около 90 тыс. гектаров.
В рамках указанной Программы реализован комплекс практических мероприятий, обеспечивающих:
проведение радиационного обследования земель лесного фонда и радиационного контроля лесных ресурсов;
внедрение научно обоснованных нормативных и методических документов по организации производства на радиоактивно загрязненных территориях продуктов питания, соответствующих установленным нормам радиационной безопасности;
внедрение новых и модернизированных технологий реабилитации сельскохозяйственных земель на площади более 7 тыс. гектаров;
проведение более 270 тыс. обработок крупного рогатого скота ферроцен-содержащими препаратами для производства молока и мяса, соответствующих санитарно-гигиеническим нормативам;
проведение радиационного мониторинга и создание баз данных загрязнения сельскохозяйственной продукции и сырья в наиболее загрязненных юго-западных районах Брянской области;
уточнение радиационной обстановки в населенных пунктах, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения (более 100 населенных пунктов), и мониторинг доз внутреннего облучения населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях (более 4 тыс. населенных пунктов), с целью обеспечения прогнозирования изменений радиационной обстановки и доз облучения населения;
создание карт радиоактивного загрязнения отдельных территорий для обеспечения прогнозирования изменений радиационной обстановки и доз облучения населения.
Академией гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий разработана Концепция системы оказания психологической помощи населению, подвергшемуся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, катастроф и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Созданы информационно-справочная система по населенным пунктам, находящимся в границах зон радиоактивного загрязнения (более 10 тыс. населенных пунктов), электронная библиотека источников по вопросам преодоления последствий радиационного воздействия (более 8 тыс. источников).
На базе главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Брянской и Тульской областям создана и внедрена пилотная зона системы электронных ресурсов для информирования населения и органов власти на радиоактивно загрязненных территориях. Разработана электронная энциклопедия по вопросам радиационной безопасности для органов исполнительной власти и населения. Разработан и внедрен программный модуль комплексной оценки риска проживания на радиоактивно загрязненных территориях применительно к Тульской области. Создана система анализа и оценки радиационной обстановки на территориях Алтайского края и Челябинской области.
В рамках проекта программы развития ООН "Международная научно-исследовательская и информационная сеть по вопросам Чернобыля" создана система популяризации безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях.
В целом к концу 2010 года обеспечено достижение основных целевых показателей, а именно:
60 процентов граждан, проживающих на радиоактивно загрязненных территориях, обеспечены безопасными устойчивыми источниками газоснабжения;
доля граждан, подвергшихся радиационному воздействию и получивших специализированную медицинскую помощь (амбулаторную и стационарную), в общем числе граждан, подвергшихся радиационному воздействию, составила 55 процентов;
доля граждан, подвергшихся радиационному воздействию и зарегистрированных в Регистре, в общем числе граждан, подвергшихся радиационному воздействию, составила 55 процентов;
в хозяйственный оборот возвращено 7 процентов лесов радиоактивно загрязненных территорий (по отношению к общей площади лесов на радиоактивно загрязненных территориях);
уровень информированности населения по вопросам безопасной жизнедеятельности на радиоактивно загрязненных территориях достиг 60 процентов.
В целом долговременный характер и масштабы последствий радиационных аварий не позволяют говорить о полном решении всех проблемных социально значимых вопросов.
Основными неблагоприятными факторами радиационных аварий являются:
наличие повышенных радиационных рисков и негативных последствий для здоровья населения;
загрязнение долгоживущими радионуклидами цезия и стронция с периодом полураспада около 30 лет, что негативно сказывается на радиационно-гигиенической ситуации (сверхнормативное загрязнение продукции сельского и лесного хозяйства радионуклидами);
масштабы и неоднородность загрязнения территорий.
В этих условиях требуют продолжения следующие работы, связанные с обеспечением безопасных условий проживания населения:
мониторинг радиационной обстановки и уточнение перечней населенных пунктов, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
повышение готовности органов управления и сил Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий к действиям по минимизации последствий радиационных аварий на основе совершенствования технической, технологической, нормативно-методической и организационной базы;
развитие инфраструктуры, необходимой для обеспечения условий безопасной жизнедеятельности, включая полный охват населения радиоактивно загрязненных территорий устойчивыми источниками газоснабжения, водоснабжения и канализацией;
совершенствование системы радиационного контроля сельскохозяйственной продукции и лесных ресурсов промышленного, культурно-бытового и пищевого назначения на основе обязательной сертификации по радиационному признаку;
обеспечение населения, проживающего в зонах радиоактивного загрязнения, экологически чистыми продуктами питания.
Повышение эффективности мер по оказанию специализированной медицинской помощи гражданам, подвергшимся воздействию радиации, должно быть обеспечено выполнением следующих работ:
совершенствование организационно-методического и аналитического обеспечения федерального и регионального уровней Регистра, а также медико-дозиметрических регистров и банков данных на федеральном и региональном уровнях;