РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 8 декабря 2010 года N 2205-р
[Об утверждении Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года]
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Правительства Российской Федерации
от 30 августа 2019 года N 1930-р
____________________________________________________________________
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года.
2. Рекомендовать федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитывать положения утвержденной настоящим распоряжением Стратегии при принятии в пределах своей компетенции мер по развитию морской деятельности Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин
Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года
В Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года (далее - Стратегия) определяются стратегические цели, задачи и перспективные пути развития основных видов морской деятельности.
Стратегия направлена на обеспечение интересов Российской Федерации в Мировом океане, предусмотренных в Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Морская доктрина), повышение эффективности основных видов морской деятельности, поддержание сбалансированности специализированного флота, а также на развитие морской деятельности в целом.
Стратегия сформирована с учетом определенных Морской доктриной критериев эффективности национальной морской политики - степени реализации краткосрочных и долгосрочных задач национальной морской политики, степени реализации торговым, рыбопромысловым, научно-исследовательским флотом и другим специализированным флотом суверенных прав Российской Федерации в ее исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, свобод открытого моря в районах Мирового океана, способности военной составляющей морского потенциала России во взаимодействии с видами Вооруженных Сил Российской Федерации, другими войсками и воинскими формированиями обеспечить защиту интересов и безопасность Российской Федерации.
Для реализации Стратегии необходимо сконцентрировать внимание, организационные усилия и средства органов государственной власти, органов местного самоуправления, деловых кругов, научного сообщества и общественных организаций на главных проблемах развития морской деятельности. Поэтапное разрешение этих проблем должно способствовать повышению уровня национальной безопасности государства, позитивным изменениям социально-экономической ситуации в стране, сохранению российских морских традиций и морского наследия, а также возрастанию эффективности функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации, системы государственной безопасности, транспортной системы, продовольственного, топливно-энергетического и сырьевого комплексов с учетом их влияния друг на друга и на морскую среду.
Основные проблемы развития морской деятельности и риски определены на основе анализа современного состояния и характера ее развития, основных мировых тенденций, а также прогнозной оценки возможного развития морской деятельности.
Исходя из основных проблем развития морской деятельности и рисков применительно к функциональным и региональным направлениям национальной морской политики определены стратегические цели, задачи и целевые показатели развития морской деятельности Российской Федерации согласно приложению N 1, которые представляют собой краткое описание конечных результатов, отражающих степень реализации федеральными органами исполнительной власти стратегических задач.
Прогнозные значения целевых показателей I этапа (2010-2012 годы) развития морской деятельности Российской Федерации определены согласно приложению N 2. Прогнозные значения целевых показателей II этапа (2013-2020 годы) развития морской деятельности Российской Федерации определены согласно приложению N 3. На дальнейшую перспективу для III этапа (2020-2030 годы) определены наиболее перспективные пути развития основных видов морской деятельности Российской Федерации согласно приложению N 4.
Достижение стратегических целей будет обеспечиваться федеральными органами исполнительной власти. При этом федеральные органы исполнительной власти будут исходить из целевых ориентиров, предусмотренных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также руководствоваться федеральными целевыми и другими программами, стратегиями развития, концепциями, проектами и планами, реализуемыми в сферах их ведения и деятельности.
Реализация Стратегии будет осуществляться в рамках государственных программ, включающих в себя федеральные целевые программы и подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти.
Основную часть проектов, связанных с развитием морской деятельности, предполагается осуществлять посредством реализации таких федеральных целевых программ, как "Мировой океан", "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)" (подпрограммы "Морской транспорт" и "Развитие экспорта транспортных услуг"), "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 годы, "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2014 годах", "Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2005-2020 годах", "Государственная граница Российской Федерации (2003-2011 годы)", а также других федеральных целевых программ, имеющих отношение к морской деятельности.
При реализации Стратегии предполагается последовательное выполнение проектов, осуществляемых на функциональных и региональных направлениях морской политики, их согласование с целевыми показателями, предусмотренными Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, другими документами, определяющими перспективы социально-экономического развития страны, а также координация действий органов государственной власти, участвующих в реализации Стратегии.
Стратегия в первую очередь направлена на достижение целей национальной морской политики, непосредственно связанных с социально-экономическим развитием Российской Федерации, обеспечением ее государственного суверенитета в территориальном море и внутренних водах, реализацией юрисдикции и защитой суверенных прав на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне, обеспечением безопасности морской деятельности, включая экономическую безопасность, использованием Российской Федерацией свобод открытого моря.
В Стратегии выделяются следующие основные проблемы и риски:
недостаточное участие морских судов, зарегистрированных под Государственным флагом Российской Федерации, в обслуживании российской грузовой базы, что снижает эффективность транспортной системы страны в целом и ставит Российскую Федерацию в зависимость от иностранных государств, обладающих конкурентоспособным морским транспортом;
малая доля судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, в мировом торговом флоте, слабое участие российского торгового флота в глобальных международных перевозках (между портами иностранных государств);
значительное отставание от принятых норм уровня удовлетворения физиологических потребностей жителей Российской Федерации в протеине морского происхождения, отрицательно влияющее на качество и продолжительность жизни населения;
высокий уровень экономических потерь от незаконной эксплуатации и реализации в иностранных портах водных биологических ресурсов, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации;
тенденция к истощению месторождений углеводородов на территории Российской Федерации, определяющая необходимость включения в хозяйственный оборот запасов континентального шельфа Российской Федерации. Дефицит энергомощностей, недостаточность научно-технической базы разработки новых методов и средств для поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, сдерживающие освоение месторождений полезных ископаемых и развитие береговой инфраструктуры, включая морские и речные порты;
длительная стагнация производства, повлекшая за собой потерю большинства секторов внутреннего и внешнего рынков российского судостроения;
недостаточный уровень военной защищенности национальных интересов, связанных с реализацией суверенитета, суверенных и иных прав Российской Федерации в Мировом океане, а также безопасности морехозяйственной и других видов деятельности, военной безопасности страны с океанских и морских направлений;
отставание развития транспортной инфраструктуры от темпов включения в хозяйственный оборот запасов углеводородов континентального шельфа Российской Федерации, недостаточное навигационно-гидрографическое обеспечение морской деятельности, в особенности в арктических районах и районах, отдаленных от морских портов;
сокращение комплексных экспедиционных научных исследований в ключевых районах Мирового океана, необходимых для воспроизводства ресурсной базы, предупреждения и уменьшения опасных последствий стихийных бедствий, а также постоянного мониторинга природных, антропогенных и техногенных явлений глобального и регионального масштабов;
увеличение интенсивности судоходства, активизация разведки и добычи нефти на континентальном шельфе Российской Федерации, строительство нефтяных терминалов и увеличение перевозок нефти морем, требующие усиления мер по обеспечению безопасности мореплавания и защите морской среды от загрязнения с судов, в том числе в сотрудничестве с сопредельными государствами и международными организациями, действующими в этой области;
недостаточный уровень развития информационного обеспечения морской деятельности на основе систем, комплексов и средств различного подчинения, их интеграции и рационального использования;
возрастающее антропогенное загрязнение морских акваторий, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, и не отвечающее современным требованиям оснащение контролирующих органов техническими средствами морского экологического контроля и надзора;
необходимость дополнения существующего преимущественно отраслевого подхода к планированию развития морской деятельности комплексным подходом.
Стратегические цели, задачи и целевые показатели развития морской деятельности Российской Федерации
Стратегические цели | Стратегические задачи | Целевые показатели, |
1. Повышение конкурентоспособности российского морского транспорта на рынке морских перевозок | повышение конкурентоспособности транспортного флота, эксплуатирующегося под Государственным флагом Российской Федерации, совершенствование российского международного реестра судов с целью | доля перевозок национальных, внешнеторговых и транзитных грузов судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации, в общем объеме перевозок (процентов) (Минтранс России) |
упрощения регистрации судов в нем и уменьшения административных (включая налоговые и таможенные) барьеров | суммарный тоннаж судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации (млн. тонн) | |
средний срок эксплуатации судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации (лет) (Минтранс России) | ||
повышение конкурентоспособности действующих и строительство новых морских портов на территории Российской Федерации | доля перевалки экспортно- | |
2. Насыщение российского внутреннего рынка рыбопродукцией отечественного производства, повышение эффективности | увеличение добычи (вылова) российскими судами, в том числе в исключительных экономических зонах иностранных государств, | объем добычи водных биологических ресурсов |
использования судов рыбопромыслового флота | конвенционных и открытых районах Мирового океана, а также развитие рыбоводства (аквакультуры) и товарного рыбоводства | доля отечественной пищевой рыбной продукции на внутреннем рынке в общем объеме рыбной продукции (процентов) (Росрыболовство) |
среднедушевое потребление рыбной продукции (килограммов) (Росрыболовство) | ||
сохранение водных биоресурсов | прирост выпуска молоди промысловых видов рыб в естественные водоемы и водохранилища (процентов) (Росрыболовство) | |
увеличение загрузки производственных мощностей и терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота в морских портах | рост объема перевалки грузов рыбными терминалами морских портов (процентов) (Росрыболовство) | |
3. Совершенствование системы защиты и охраны государственной границы, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации, а также российской части Каспийского и Азовского морей и их природных | обновление и наращивание на долгосрочной основе корабельного состава Береговой охраны ФСБ России, способного действовать в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за ее пределами (в ближней морской зоне) | доля прироста потенциальных возможностей боеготового корабельного состава |
ресурсов, усиление контроля за проведением промысла в конвенционных районах рыболовства | проектирование и строительство патрульных судов Росрыболовства, способных действовать в конвенционных районах рыболовства, за пределами исключительной экономической зоны (дальняя зона) | количество построенных патрульных судов Росрыболовства (единиц) (Росрыболовство) |
обеспечение присутствия кораблей Береговой охраны ФСБ России в районах интенсивного рыболовства, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации | доля районов интенсивного рыболовства, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, в которых обеспечивается систематическое присутствие кораблей Береговой охраны ФСБ России, в общем количестве районов (единиц) (ФСБ России) | |
обеспечение присутствия патрульных судов Росрыболовства в районах действия международных соглашений в области рыболовства, подписанных Российской Федерацией | выполнение обязательств Российской Федерации по международным конвенциям и соглашениям в области рыболовства (процентов) (Росрыболовство) | |
развитие средств комплексной системы освещения надводной, подводной и воздушной обстановки на акваториях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации | доля площади внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, а также российской части Каспийского и Азовского морей, охваченная физическими полями систем наблюдения | |
4. Интенсификация освоения Российской Федерацией шельфовых месторождений минеральных и энергетических ресурсов при создании механизмов выполнения международных обязательств России по защите морской среды | увеличение производства отечественной промышленностью современных технических средств и оборудования для разработки морских месторождений полезных ископаемых | количество технических комплексов, производимых на отечественных предприятиях для освоения морских нефтегазовых месторождений, включая морские платформы и подводно-надводные комплексы (единиц) |
развитие энергомощностей в приморских арктических и дальневосточных регионах на базе плавучих атомных теплоэлектростанций и альтернативных источников энергии с целью освоения месторождений полезных ископаемых, развитие береговой инфраструктуры, включая морские порты | количество плавучих атомных энергоблоков, производимых на отечественных предприятиях (единиц) | |
увеличение объемов добычи углеводородов на континентальном шельфе Российской Федерации | доля углеводородных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации в общем объеме добычи углеводородов (процентов) | |
5. Удовлетворение потребностей государства и предпринимателей в современной продукции судостроения отечественного производства | комплексная модернизация, реконструкция и техническое перевооружение существующих судостроительных мощностей | среднегодовое увеличение объема капитальных вложений в модернизацию и реконструкцию судостроительных предприятий (процентов) |
увеличение объемов выпуска судостроительной продукции с использованием современных технологий | увеличение объема выпуска продукции российского судостроения в денежном выражении (процентов, кратность) | |
6. Повышение оперативных возможностей Военно-Морского Флота по обеспечению безопасности морской деятельности в важных для России районах морей и океанов | обновление и наращивание на долгосрочной основе морских сил общего назначения, способных действовать как в морских зонах, так и в океанских районах | доля прироста потенциальных возможностей боеготового состава морских сил общего назначения в общем составе (процентов) |
обеспечение военно- | доля выполненных дальних походов и визитов в иностранные государства кораблей и судов Военно-Морского Флота в общем объеме запланированных таких походов (процентов) (Минобороны России) | |
создание Единой государственной системы освещения надводной и подводной обстановки в Мировом океане (ЕГСОНПО) | доля площади внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также российской части Каспийского и Азовского | |
морей, охваченная физическими полями отечественных информационных систем, входящих в ЕГСОНПО, в общей площади указанных акваторий (процентов) | ||
7. Обеспечение безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов | развитие навигационно- | доля районов интенсивной морской деятельности, в которых гидрографическая изученность обеспечивает безопасную и эффективную морскую деятельность Российской Федерации, в общей площади акваторий (процентов) (Минобороны России) |
доля обновленных морских навигационных карт и пособий для плавания в общей численности коллекции (процентов) | ||
количество вновь созданных гидрографических судов и средств измерения (единиц) (Минобороны России) | ||
доля средств навигационного оборудования, работающих с установленным коэффициентом исправного действия, в общем количестве средств (процентов) (Минобороны России, | ||
участие в работе Международной морской организации | доля комитетов и подкомитетов, рабочих и корреспондентских групп, в которых принимает участие Российская Федерация, в общем количестве организаций (процентов) (Минтранс России, | |
обеспечение выполнения требований международных конвенций судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации | доля задержаний российских судов органами государственного портового контроля иностранных государств и России за невыполнение требований международных конвенций в общем количестве заходов (процентов) | |
8. Развитие методологии и средств для комплексных исследований Мирового океана, обеспечения гидрометеорологической безопасности, | развитие системы обеспечения гидрометеорологической безопасности населения и морской деятельности Российской Федерации | экономический эффект от использования гидрометеорологической информации (млрд. рублей) (Минприроды России) |
возобновление экспедиционной деятельности в ключевых районах, Арктике и Антарктике | оправдываемость штормовых предупреждений об опасных гидрометеорологических явлениях на акваториях морей (процентов) | |
создание многопрофильной системы эффективного наблюдения за состоянием Мирового океана и атмосферы | количество автоматизированных стационарных комплексов, дрейфующих и дистанционных платформ морского и аэрокосмического базирования для наблюдений за состоянием океана и атмосферы (единиц) (Минприроды России) | |
строительство научно- | ||
обеспечение государственных геополитических интересов Российской Федерации в Антарктике | количество действующих российских антарктических станций и полевых баз (единиц) (Минприроды России) | |
поэтапная модернизация инфраструктуры и транспортного обеспечения Российской антарктической экспедиции | количество введенного в эксплуатацию оборудования, техники и технологических средств на антарктических станциях (единиц, нарастающим итогом) | |
развитие научно-прикладных исследований и работ по изучению Антарктики | количество полевых научных проектов в программе работ Российской антарктической экспедиции (единиц) (Минприроды России) | |
обеспечение диверсифицированного, эффективного и мотивированного научного и промыслового присутствия России в Мировом океане, особенно в высокоширотных районах и южном полушарии | количество комплексных морских научных и рыбопромысловых экспедиций (единиц) | |
геолого-геофизические исследования дна и недр Мирового океана | количество вновь созданных и модернизированных с использованием инновационных технологий научно- | |
9. Повышение эффективности федеральной системы поиска и спасания на море | комплексная модернизация и техническое перевооружение существующих сил и средств системы поиска и спасания на море | количество вновь созданных и модернизированных спасательных судов (единиц) (Минтранс России, |
совершенствование организации взаимодействия аварийно-спасательных служб в условиях повседневной деятельности | доля спасательных операций на море, проведенных во взаимодействии с ведомственными спасательными службами, в общем количестве операций (процентов) | |
создание межведомственной автоматизированной системы информационной поддержки проведения морских спасательных операций | количество органов управления, участвующих в проведении спасательных операций, оснащенных автоматизированными системами обмена информацией по ведомствам (единиц) | |
10. Совершенствование информационного обеспечения морской деятельности на основе интеграции и рационального использования систем, комплексов и средств различного подчинения | развитие и использование единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане (ЕСИМО) как базового межотраслевого информационно-технологического комплекса для информационного обеспечения мероприятий по реализации национальной морской политики | прирост числа информационных ресурсов ведомственных, региональных и других информационных систем, интегрируемых в ЕСИМО и предоставляемых средствами системы для совместного применения (единиц) (Минприроды России, |
11. Защита и сохранение морской среды в районах, находящихся под суверенитетом и юрисдикцией Российской | проектирование и строительство природоохранного флота | количество построенных природоохранных судов (единиц) |
Федерации | совершенствование экологического контроля морских объектов | доля проверенных морских объектов в общем количестве подконтрольных морских объектов (процентов) (Минприроды России) |
выполнение обязательств Российской Федерации по международным конвенциям и соглашениям по предотвращению загрязнения морской среды (процентов) (Минприроды России) | ||
12. Переход к комплексному подходу к планированию развития приморских территорий и прибрежных акваторий конкретных побережий страны путем выделения их в отдельный единый объект государственного управления | нормативное правовое обеспечение практики разработки и реализации программ комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий конкретных побережий страны | предложения в типовые макеты комплексных стратегий и программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и программ развития муниципальных образований, обеспечивающие в качестве самостоятельного компонента разработку и реализацию программ комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий (процентов) (Минэкономразвития России) |
разработка и реализация программ комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий в качестве самостоятельного компонента комплексных стратегий и программ социально-экономического развития приморских субъектов Российской Федерации и программ развития приморских муниципальных образований | количество приморских субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, реализующих или разрабатывающих программы комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий | |
13. Мониторинг деятельности государственной власти Российской Федерации в отношении выполнения международных договоров Российской Федерации в области торгового мореплавания | постоянный контроль и проверка эффективности деятельности Российской Федерации в качестве государства флага, государства порта и прибрежного государства в отношении выполнения международных обязательств | выполнение обязательств Российской Федерации по международным конвенциям и соглашениям в области торгового мореплавания (процентов) |
14. Обеспечение достижения, поддержания и улучшения общей организационной деятельности и потенциала в части выполнения международных обязательств | оценка соответствия законодательства Российской Федерации положениям международных конвенций и соглашений в области торгового мореплавания | соответствие законодательства Российской Федерации положениям международных конвенций и соглашений в области торгового мореплавания (процентов) (Минтранс России) |
положительные результаты прохождения аудита со стороны Международной морской организации (процентов) (Минтранс России, |