Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 августа 1998 года N 919


О федеральной целевой программе "Мировой океан"

(с изменениями на 18 декабря 2012 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1999 года N 768;

постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года N 1457;

постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2002 года N 623 (утратило силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 года N 317);

постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2004 года N 380;

постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2004 года N 649;

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 года N 317;

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2008 года N 731;

постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года N 619;

постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 81;

постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 года N 1335.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2002 года N 623 в федеральную целевую программу "Мировой океан", утвержденную настоящим постановлением, включена подпрограмма "Создание высокотехнологичных установок, машин и оборудования для морской добычи нефти, газа и освоения углеводородных месторождений на континентальном шельфе Арктики на 2003-2012 годы" (подпрограмма "Шельф"), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2002 года N 623 .

Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2002 года N 623 утратило силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 года N 317.

____________________________________________________________________


Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17 января 1997 года N 11 "О федеральной целевой программе "Мировой океан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 4, ст.513) Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Мировой океан" (далее - Программа) (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2008 года N 731 - см. предыдущую редакцию).  

2. Утвердить:

а) государственным заказчиком - координатором Программы Министерство экономического развития Российской Федерации;

б) государственными заказчиками:

подпрограммы "Исследование природы Мирового океана" - Министерство образования и науки Российской Федерации (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года N 619 - см. предыдущую редакцию);

подпрограммы "Военно-стратегические интересы России в Мировом океане" - Министерство обороны Российской Федерации;

подпрограммы "Освоение и использование Арктики" - Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральное агентство по рыболовству, Федеральное космическое агентство, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральное агентство связи, Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

(Абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года N 619; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 года N 1335. - См. предыдущую редакцию)


подпрограмм "Изучение и исследование Антарктики" и "Создание единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане" - Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2008 года N 731 - см. предыдущую редакцию)

2_1. Разрешить государственным заказчикам подпрограмм передавать на договорной основе осуществление части своих полномочий предприятиям, учреждениям и другим организациям (пункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2008 года N 731).

3. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации ежегодно, начиная с 1999 года, включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2004 года N 649; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2008 года N 731 - см. предыдущую редакцию).

4. Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации предусматривать ежегодно, начиная с 1999 года, при формировании проектов федерального бюджета выделение ассигнований для реализации Программы (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2004 года N 649; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2008 года N 731; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года N 619 - см. предыдущую редакцию).

5. Установить, что в ходе реализации Программы отдельные мероприятия могут уточняться, а объемы финансирования мероприятий подлежат корректировке с учетом утвержденных расходов федерального бюджета.

6. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах средств их бюджетов принять участие в реализации Программы.

7. Пункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2004 года N 380. - См. предыдущую редакцию.

Председатель Правительства
Российской Федерации
С.Кириенко

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 10 августа 1998 года N 919
(в редакции постановления Правительства
 Российской Федерации от 30 сентября 2008 года N 731

 см. предыдущую редакцию)



ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Мировой океан"

(с изменениями на 18 декабря 2012 года)

     

     

ПАСПОРТ
федеральной целевой программы "Мировой океан"

Наименование Программы

-

федеральная целевая программа "Мировой океан"

Дата принятия решения о
разработке Программы и
дата ее утверждения



-





Указ Президента Российской Федерации от 17 января 1997 года N 11,
постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 года N 192,
постановление Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 года N 919

Государственный
заказчик - координатор
Программы

-


Министерство экономического развития
Российской Федерации

Основные разработчики
Программы

-

Министерство обороны Российской
Федерации, Министерство экономического
развития Российской Федерации,
Министерство промышленности и торговли
Российской Федерации, Министерство
здравоохранения Российской Федерации, Федеральная
служба по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды,
Федеральная служба по экологическому,
технологическому и атомному надзору,
Федеральное агентство по рыболовству,
Федеральное космическое агентство,
Федеральное агентство морского и
речного транспорта, Федеральное
агентство связи, Федеральное агентство
по науке и инновациям, Российская
академия наук

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 года N 1335. - См. предыдущую редакцию)

Цель и задачи Программы

-

целью Программы является комплексное
решение проблемы изучения, освоения и
эффективного использования ресурсов и
пространств Мирового океана в
интересах экономического развития,
обеспечения безопасности страны и
охраны ее морских границ.
Задачами Программы являются:
обеспечение геополитических и
экономических интересов России на
арктическом направлении;
создание нового зимовочного и
транспортного комплекса в Антарктиде
(на базе станции Прогресс);
накопление знаний о природной среде
Антарктики;
подготовка предложений по повышению
эффективности единой государственной
системы информации об обстановке в
Мировом океане;
увеличение количества прибрежных
субъектов Российской Федерации,
которые пользуются единой
государственной системой информации об
обстановке в Мировом океане;
разработка мероприятий по комплексному
управлению прибрежными зонами (в
рамках стратегий и программ
комплексного социально-экономического
развития приморских регионов, программ
развития прибрежных муниципальных
образований), морскими ресурсами и
пространствами;
разработка предложений по повышению
эффективности комплексных
межведомственных проектов,
направленных на интеграцию подходов
заинтересованных сторон в области
развития морской деятельности
Российской Федерации

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 года N 1335. - См. предыдущую редакцию)

Важнейшие целевые
индикаторы и показатели
Программы

-

количество построенных и введенных в эксплуатацию объектов на антарктической станции Прогресс;

прирост количества параметров, характеризующих состояние обстановки в Мировом океане, включенных в единую государственную систему информации об обстановке в Мировом океане;

рост доли прибрежных регионов (субъектов Российской Федерации), органы государственной власти которых используют единую государственную систему информации об обстановке в Мировом океане, в общем числе прибрежных регионов;

прирост среднесуточного количества обращений к единой государственной системе информации об обстановке в Мировом океане всех категорий пользователей;

прирост объема информации о природной среде Антарктики в информационной системе "Антарктика";

количество подготовленных проектов методических документов;

количество полученных патентов на результаты интеллектуальной деятельности;
выпуск товарной продукции производственного комплекса по переработке рыбы и морепродуктов на архипелаге Шпицберген;

количество реализуемых комплексных межведомственных проектов;

очистка загрязненных территорий в Арктической зоне Российской Федерации и на архипелаге Шпицберген

(Позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года N 619; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 года N 1335. - См. предыдущую редакцию)

Срок и этапы реализации
Программы

-

Программа реализуется с 1998 по 2013 год в 3 этапа:
I этап - 1998-2002 годы;
II этап - 2003-2007 годы;
III этап - 2008-2013 годы

(Позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года N 619 - см. предыдущую редакцию)     

Перечень подпрограмм
Программы

-

подпрограмма "Исследование природы
Мирового океана"
;
подпрограмма "Военно-стратегические
интересы России в Мировом океане"
;
подпрограмма "Освоение и использование
Арктики"
;
подпрограмма "Изучение и исследование
Антарктики"
;
подпрограмма "Создание единой
государственной системы информации об
обстановке в Мировом океане"

Объемы и источники
финансирования Программы

-

общий объем финансирования Программы на 2008-2013 годы составляет 6002,3337 млн. рублей, в том числе за счет:
средств федерального бюджета - 4825,3268 млн. рублей;
средств внебюджетных источников - 1177,0069 млн. рублей.
Средства направляются:
на капитальные вложения - в размере 1748,0739 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета -

1748,0739 млн. рублей;

на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - в размере 3536,0417 млн. рублей, из них
за счет средств федерального бюджета - 2414,7348 млн. рублей;
на прочие нужды - в размере 718,2181 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 662,5181 млн. рублей

(Позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года N 619; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 года N 1335. - См. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные
результаты реализации
Программы












-














реализация мероприятий Программы
должна способствовать сохранению и
развитию научно-технического,
социально-экономического и сырьевого
потенциалов России, повысить
достоверность и оперативность
получения информации о состоянии
обстановки в Мировом океане,
достоверность прогнозов климатических
изменений, а также способствовать
социально-экономическому развитию
приморских регионов страны и создать
основу для дальнейшей реализации
проектов комплексного освоения,
использования, сохранения и
исследования Арктики

     

     

I. Характеристика проблемы

Основной целью федеральной целевой программы "Мировой океан" (далее - Программа) является комплексное решение проблем изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Для достижения этой цели необходимо обеспечить формирование скоординированной государственной политики, нацеленной на консолидацию внутригосударственных и международных интересов России в деле использования Мирового океана.

Цель I этапа реализации Программы (1998-2002 годы) сводилась к стабилизации основных показателей деятельности Российской Федерации в Мировом океане. Приоритет был отдан проектам, реализующим политику сокращения ущерба от свертывания морской деятельности Российской Федерации в Мировом океане, при одновременном глубоком и всестороннем анализе состояния дел, возможностей, а также текущих и перспективных потребностей.

Позитивным результатом реализации Программы на I этапе стало начало работ по многим направлениям морской деятельности. В частности, началось постепенное восстановление российского присутствия в Антарктике, для чего были осуществлены работы по модернизации инфраструктуры российских антарктических станций, проведена закупка и изготовление природоохранного оборудования, начаты проектные работы по созданию нового зимовочного комплекса и строительству снежно-ледовой взлетно-посадочной полосы на станции Прогресс.

С 2000 года возобновились геолого-разведочные работы на железо-марганцевые конкреции и кобальто-марганцевые корки, которые практически не велись в 1990-е годы. В результате проведенных работ удалось ликвидировать неравномерность изученности всего российского разведочного региона в Тихом океане, получить уникальные результаты геоэкологических исследований в районе будущей добычи железо-марганцевых конкреций. Впервые в России началась промышленная добыча нефти на шельфе острова Сахалин, активизировались после почти 10-летнего перерыва региональные геолого-геофизические работы на баренцевоморском, северокаспийском шельфе и в Азово-Черноморском бассейне.

В результате работ, выполненных на I этапе реализации Программы, были созданы организационно-методические и технологические условия для введения в эксплуатацию центрального Web-сервера единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане, разработана технология распределения сети баз метаданных, данных и информации о морской среде системы, реализована технология ведения оперативной базы данных, поступающих по каналам глобальной системы телесвязи, и доступа к этой базе данных пользователей и центров единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане, проведено оснащение центров указанной системы современным телекоммуникационным оборудованием и системным программным обеспечением, реализован спутниковый проект по включению в нее потока данных с космического аппарата "ТЕРРА", опробована интегрированная схема получения, дешифровки и оперативного использования спутниковой информации, включая ледовые, гидрологические и метеорологические прогнозы на трассах Северного морского пути.

Существенно расширились морские экспедиционные исследования в прилегающих к России Черном, Каспийском и Балтийском морях, а также в Арктике и на Дальнем Востоке, в результате чего возрос объем всех видов наблюдений за состоянием Мирового океана, позволяющих на количественном уровне исследовать ключевые процессы, управляющие изменением климата Мирового океана и определяющие его влияние на глобальный климат.

Расширение исследований основных параметров морской среды способствовало научному обоснованию путей рационального использования биологических, минеральных и энергетических ресурсов Мирового океана преимущественно в прибрежных морях России. Ежегодно выполнялось более 100 комплексных морских экспедиций, по результатам которых оценивалось состояние запасов основных водных биологических ресурсов в промысловых районах Мирового океана. Также ежегодно разрабатывался прогноз общих допустимых уловов на предстоящий год. В проектах Программы решались задачи повышения эффективности использования транспортных коммуникаций России и устранения угрозы ее транспортной изоляции путем развития российской портовой системы.

Инвестиционная составляющая Программы на I этапе ее реализации была незначительна. За счет инвестиций были осуществлены работы по модернизации инфраструктуры российских антарктических станций, произведена закупка и изготовление природоохранного оборудования, выполнены проектные работы по созданию нового зимовочного комплекса и строительству снежно-ледовой взлетно-посадочной полосы на станции Прогресс.

Важным шагом к практической реализации национальных интересов России в Мировом океане стало утверждение Президентом Российской Федерации Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Морская доктрина), основная идея которой, а также многие ее основополагающие тезисы стали результатом научных проработок и обоснований, подготовленных в рамках Программы. В целях эффективной реализации основных положений, изложенных в Морской доктрине, был создан специальный надведомственный орган управления - Морская коллегия при Правительстве Российской Федерации.

Цель II этапа Программы (2003-2007 годы) - наращивание заделов в правовой, природоохранной, материально-технической, научной, технологической и иных сферах морской деятельности Российской Федерации, позволяющих обеспечивать долгосрочные интересы и потребности.

На II этапе реализации Программы большое внимание было уделено выполнению инвестиционных проектов. В рамках подпрограммы "Военно-стратегические интересы России в Мировом океане" осуществлено строительство 2 постов наблюдения на важнейших стратегических направлениях - в Приморском крае и Черноморско-Каспийском регионе (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года N 619 - см. предыдущую редакцию).

Инвестиционные проекты подпрограммы "Изучение и исследование Антарктики" направлены на проектирование и строительство объектов в высоких широтах и обеспечение морских транспортных операций. На II этапе реализации Программы продолжено строительство зимовочного комплекса, электростанции и снежно-ледовой взлетно-посадочной полосы на станции Прогресс. В целях укрепления материально-технической базы Российской антарктической экспедиции и обеспечения походов на внутриконтинентальную станцию Восток произведена закупка техники, проведено дооснащение станций технологическим природоохранным оборудованием (в соответствии с требованиями Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1959 года), закуплено медицинское и противопожарное оборудование.

В целях повышения эффективности и конкурентоспособности технических средств освоения углеводородных месторождений на морском шельфе в рамках подпрограммы "Шельф" (утверждена и включена в Программу постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2002 года N 623) велись работы по реконструкции технической базы предприятий - участников этой подпрограммы.

Задачи международно-правового обеспечения национальных интересов России в Мировом океане прежде всего решались путем реализации мероприятий подпрограммы "Международно-правовые вопросы и их политический аспект". Подпрограмма была направлена на повышение эффективности участия России в универсальных морских конвенциях и международных организациях.

Активная работа по совершенствованию законодательной базы осуществлялась в рамках подпрограммы "Использование биологических ресурсов Мирового океана". Ежегодно готовились проекты актов Правительства Российской Федерации об утверждении сводных объемов общего допустимого улова водных промысловых объектов, о квотах на вылов (добычу) биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Были разработаны нормативно-правовые рекомендации по защите интересов России при разработке процедур разрешения споров в рамках Организации по рыболовству в северо-западной части Атлантического океана, Комиссии по рыболовству в северо-восточной части Атлантического океана, Международной комиссии по сохранению атлантических тунцов и других международных рыболовных организаций.

Выполненные на II этапе реализации Программы проекты, связанные с исследованием природы Мирового океана, способствовали получению достоверной количественной картины климатического состояния Мирового океана и его изменения на протяжении нескольких десятилетий, а также построению эффективной системы для диагноза и прогнозирования климатических характеристик океана.

Новые данные о биологии, динамике численности, распределении промысловых гидробионтов и среде их обитания позволили оценить состояние запасов, уточнить прогнозы и подготовить рекомендации по рациональному освоению водных биологических ресурсов в промысловых районах исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Кроме того, в ходе реализации II этапа Программы разработаны научные подходы к оптимальному решению задач по поиску месторождений полезных ископаемых на дне океанов и морей, предварительной оценке их экономической значимости, выполнен сбор и систематизация материалов в виде информационно-аналитической системы "Океангеоресурсы" по различным твердым полезным ископаемым, которая рекомендована к использованию при оценке ресурсов кобальто-марганцевых корок гайотов в Тихом океане и глубоководных полиметаллических сульфидов в Атлантическом океане, а также внедрены в производственные организации Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации результаты разработки указанной системы.

Эффективность проектов подпрограммы "Исследование природы Мирового океана", связанных с комплексными исследованиями процессов, характеристик и ресурсов морей, прилегающих к России, проявляется в большом прикладном значении выполненных исследований для ее прибрежных регионов. В процессе реализации указанной подпрограммы разработаны основы информационно-аналитической системы по океанографии и численные модели циркуляции вод дальневосточных морей, новые средства и методы регистрации цунами, завершено формирование электронных каталогов и архивов наблюдений за опасными стихийными явлениями по ветровым волнам, зыби, палеоцунами и обледенению судов в северной части Тихого океана, составлена сводка по геологической изученности арктического континентального шельфа Российской Федерации с использованием геоинформационных технологий, впервые даны оценки нефтегазоносности и минерагеническому потенциалу Северного Ледовитого океана, разработан комплект сейсмических и геологических карт арктического шельфа России на базе геоинформационных технологий (программный продукт ArcView), опубликован климатический атлас арктических морей, содержащий не имеющую аналогов по составу и объему комплексную океанологическую базу данных, включающую сведения по метеорологии, гидрологии, гидрохимии, планктону, бентосу, ихтиофауне, морским птицам и млекопитающим.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»