ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 февраля 2008 года N 103
О федеральной целевой программе "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 годы
(с изменениями на 19 декабря 2015 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года N 1010;
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 136;
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2013 года N 950;
постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2014 года N 1029;
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 года N 1394.
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 годы.
2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год включать Программу, указанную в пункте 1 настоящего постановления, в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Зубков
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 годы
(с изменениями на 19 декабря 2015 года)
ПАСПОРТ
федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 годы
(В редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2013 года N 950. - См. предыдущую редакцию)
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 годы |
Основание для принятия решения о разработке Программы | - | поручение Президента Российской Федерации от 9 марта 2007 года N Пр-395, распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2007 года N 1571-р |
Государственный заказчик - координатор Программы | - | Министерство промышленности и торговли Российской Федерации |
Государственные заказчики Программы | - | Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральное агентство морского и речного транспорта |
Основные разработчики Программы | - | Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, Федеральное агентство по промышленности |
Цель и задачи Программы | - | целью Программы является развитие отечественного научно-технического и проектного потенциала и создание условий для выпуска конкурентоспособной гражданской морской техники, обеспечивающих принципиальное изменение стратегической конкурентной позиции гражданского судостроения России и завоевание к 2016 году значительной доли мирового рынка продаж. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - | количество вновь разработанных технологий - |
(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2014 года N 1029. - См. предыдущую редакцию) | ||
Сроки и этапы реализации Программы | - | 2009-2016 годы: |
Объемы и источники финансирования Программы | - | всего по Программе - 126275,064 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе: |
(Позиция в редакции, введенной в действие с 5 января 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 года N 1394. - См. предыдущую редакцию) | ||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | - | выполнение Программы в полном объеме позволит: обеспечить разработку комплексных проектов морских платформ для освоения месторождений нефти и газа на арктическом континентальном шельфе, газовозов и крупнотоннажных танкеров ледового плавания, мощных арктических ледоколов нового поколения и других объектов морской техники; |
сократить общее научно-техническое и технологическое отставание России от передовых стран, сохраняя и развивая в то же время приоритет в отношении ряда направлений развития морской техники; | ||
(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2014 года N 1029; в редакции, введенной в действие с 5 января 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 года N 1394. - См. предыдущую редакцию) |
Федеральная целевая программа "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 годы (далее - Программа) направлена на создание конкурентоспособной отечественной гражданской морской техники путем преодоления научно-технического и технологического отставания России от промышленно развитых стран мира, а также на развитие производственного потенциала судостроительной промышленности.
Рынок продукции гражданского судостроения формируется на основе интересов трех таких групп хозяйствующих субъектов, как грузовладельцы, судовладельцы и организации судостроительной промышленности Российской Федерации.
Промышленные, энергетические и торговые компании - грузовладельцы определяют потребности в номенклатуре и объеме грузоперевозок.
Морские и речные пароходства-судовладельцы, являющиеся преимущественно частными организациями и уже интегрированными в мировой рынок транспортных услуг, определяют потребности в продукции судостроения. Государство регулирует экономические условия функционирования и приоритеты развития судостроительной промышленности, а также формирует заказ на строительство судов для нужд научно-исследовательской деятельности, аварийно-спасательной службы и ледокольного флота.
Судостроительная промышленность, призванная удовлетворять потребности грузовладельцев и судовладельцев, представляет собой совокупность научно-исследовательских, проектно-конструкторских, судостроительных, судоремонтных, машиностроительных, приборостроительных и электромонтажных организаций, выполняющих работы по созданию и обеспечению жизненного цикла судов и других объектов морской техники.
Основными секторами гражданской морской техники, способной обеспечить эффективную деятельность указанных хозяйствующих субъектов в рыночных условиях, являются:
средства освоения месторождений нефти и газа на континентальном шельфе;
транспортные суда для перевозок морским путем;
транспортные суда внутреннего плавания и смешанного (река - море) плавания;
скоростные суда для использования на морских и внутренних линиях;
научно-исследовательские суда, в том числе суда для обеспечения экологического контроля;
ледоколы и суда технического флота;
рыбопромысловый флот.
Динамика объема грузооборота российских портов по видам перевозок морским путем показывает абсолютно устойчивый рост, который создает возможность развития отечественного транспортного флота. Однако даже на внутреннем рынке грузовых перевозок доминируют сегодня иностранные перевозчики.
Транспортные суда, плавающие под Государственным флагом Российской Федерации и принадлежащие российским судовладельцам, составляют по тоннажу около 2 процентов суммарного тоннажа флотов мира и имеют средний возраст более 18 лет, что требует принятия незамедлительных мер по его обновлению.
Российские судовладельцы ежегодно размещают за рубежом заказы на строительство морских судов на сумму около 1 млрд.долларов США. Доля же российских судостроительных заводов в объеме их заказов составляла за последние 10 лет всего около 6 процентов, хотя по техническим возможностям российского судостроения она могла бы быть около 30 процентов.
В России действует более 20 речных пароходств, многие из которых обеспечивают жизнедеятельность регионов Сибири, где реки являются практически единственными транспортными магистралями. Речной флот в настоящее время насчитывает свыше 9 тыс.судов, средний возраст которых составляет более 28 лет. В ближайшие 5-10 лет около 90 процентов этих судов будут списаны по техническому состоянию.
Среди факторов, препятствующих обновлению речного флота, выделяются прежде всего сезонность его работы, вследствие чего происходит увеличение срока окупаемости судов, а также неудовлетворительное состояние судоходных путей и гидросооружений.
Рыбопромысловый флот России состоит из более 2,5 тыс.судов различного назначения, причем возраст более половины из них превышает 20 лет, а около 60 процентов судов эксплуатируются сверх нормативного срока службы.
Отечественная промышленность практически не принимает участия в создании больших и средних рыбопромысловых судов, а малые строятся в очень ограниченном количестве. Так, в 2006 году заказчикам сдано всего 4 малых рыбопромысловых судна. При этом в период с 1991 по 2005 год ввезено из заграницы 1174 бывших в эксплуатации рыболовецких судна и списано за эти годы 2244 судна.
Основная часть востребованной на рынке гражданской морской техники выполнена по зарубежным проектам. Практически все сложное судовое комплектующее оборудование импортируется сейчас из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Негативные последствия в развитии отечественного судостроения в наибольшей степени затронули научно-исследовательские работы и особенно фундаментальные и поисковые исследования. Снижение объемов проведения фундаментальных исследований и прикладных научно-технических разработок, задачей которых является обеспечение качественно нового уровня развития продукции как гражданского, так и военного назначения, привело к тому, что многие организации могут поставить только морально и технически устаревшую, более энергоемкую, сложную в эксплуатации и обслуживании, а также менее надежную продукцию.
Доля инвестиций в научные разработки в России уже почти 2 десятилетия на порядок ниже, чем в зарубежных странах. В эти годы научный задел, необходимый для проведения разработок любой перспективной техники, практически не создавался. Сопоставление зарубежного и отечественного уровней развития критических технологий в области создания гражданской морской техники выявило факты заметного отставания России от стран с развитым гражданским судостроением.
К настоящему времени научно-технический и технологический потенциал в области гражданского судостроения в значительной степени исчерпан. Государственная поддержка научных исследований и разработок недостаточна, происходит старение экспериментальной базы, ощущается недостаток научных кадров, основные производственные фонды устарели.
Сложные высокотехнологичные наукоемкие суда, на которых целесообразно сосредоточить усилия российского судостроения, характеризуются большой степенью использования в них перспективных научных разработок. Создание таких судов невозможно без постоянного увеличения инвестиций в научно-исследовательские, опытно- конструкторские работы и поддержания инновационной деятельности для завоевания и сохранения лидирующих позиций.
Эффективность решения задач повышения конкурентоспособности отечественной гражданской морской техники во многом определяется наличием и совершенством стендовой и испытательной базы ведущих научных организаций.
В настоящее время ведущие мировые испытательные центры имеют существенные преимущества в этой области благодаря новому оборудованию, введенному в строй в 1990-2000 годах, а также более быстрому развитию компьютерных технологий.
По сравнению с зарубежными испытательными центрами наша научно-экспериментальная база с ее устаревшим оборудованием оказывается неконкурентоспособной. Без широкого использования объектов стендовой базы, а сегодня в ремонте и модернизации нуждаются более 50 процентов объектов, невозможно создание конкурентоспособной наукоемкой гражданской морской техники. Более того, ряд задач остается нерешенным из-за невозможности смоделировать ситуацию на имеющихся установках.
Учитывая, что одной из основных ниш для российского судостроения в ближайшие и более отдаленные годы будет создание технических средств освоения богатейших месторождений углеводородов на континентальном шельфе замерзающих морей Арктики и Дальнего Востока, требуется создание современной экспериментальной базы для исследования взаимодействия ледовых образований с ледоколами и судами ледового плавания, ледостойкими платформами и терминалами, а также для решения задач обеспечения безопасной эксплуатации создаваемых технических средств в условиях низких температур.
Низкий уровень технологического потенциала отечественного судостроения обусловлен существенным отставанием российских организаций от зарубежных в развитии производственных технологий и организации работ. В результате удельная трудоемкость судостроительного производства в отрасли в 3-5 раз выше, чем за рубежом, и суда строятся в 2-2,5 раза дольше.
В этих условиях крайне актуальной является разработка новых производственных технологий строительства и ремонта гражданской морской техники, технологий и средств механизации и автоматизации производственных процессов, новых технологий производства судового комплектующего оборудования, адаптированных к отечественным условиям. Требуются также модернизация и переоснащение большинства созданного в 1970-1980 годах отечественного уникального стендового и испытательного оборудования для отработки различных судовых комплексов и систем.
Непринятие срочных мер по устранению проблем развития отечественного гражданского судостроения может с высокой степенью вероятности привести уже в ближайшие годы к весьма серьезным следующим негативным последствиям:
вытеснение российских производителей с мирового и внутреннего рынков гражданского судостроения;
переоснащение парка российских судоходных компаний судами зарубежной постройки;
ослабление научно-технического и технологического потенциала страны из-за крайне низкого объема исследований на важных направлениях научно-технического развития, к которым относится развитие гражданской морской техники.
Все это отрицательно повлияет на обороноспособность страны, создаст угрозу ее транспортной, продовольственной и топливно-энергетической независимости. Возрастет угроза социальной напряженности в ряде регионов страны вследствие потери большого количества рабочих мест, особенно там, где судостроительные организации являются градообразующими.
Необходимость решения проблемы развития гражданской морской техники программно-целевым методом объясняется рядом факторов, среди которых основными являются:
масштабность и государственная значимость проблемы;
ресурсоемкость решения проблемы;
потребность в комплексной увязке мероприятий по развитию гражданской морской техники с текущими и перспективными задачами реализации других федеральных и государственных программ;
необходимость учета экономических, демографических, социальных и других факторов при реализации мероприятий Программы.
Применение этих методов обусловлено еще и тем, что судовое комплектующее оборудование и материалы, необходимые для создания перспективных образцов гражданской морской техники, производятся не только в судостроительной отрасли, но и в других отраслях российской промышленности.
Реализация мероприятий Программы с применением программно-целевого метода предусматривает создание механизма их координации, а также формирование системы индикаторов и показателей, позволяющих оценить эффективность реализации Программы.
Мероприятия Программы направлены на удовлетворение потребностей государственных и коммерческих заказчиков в современной гражданской судостроительной продукции.
Программа реализуется в 8-летний период и будет включать в себя длительный и технологически необходимый судостроительной промышленности цикл работ.
При подготовке Программы были проанализированы и сравнивались с инерционным путем развития 2 варианта решения проблемы, каждый из которых направлен на развитие гражданской морской техники, но отличается по темпам реализации, механизмам государственной поддержки, а следовательно, по объемам, динамике и структуре финансирования.
При первом варианте решения проблемы развитие отечественного гражданского судостроения осуществляется в рамках реализуемых программ, отражающих только некоторые интересы отрасли.
Этот вариант неэффективен, поскольку сложившаяся ситуация требует комплексного подхода к ее решению, полноценной бюджетной поддержки судостроения и адекватного управления процессом с корректировкой приоритетов по мере продвижения к цели. Очевидно, что финансирование по остаточному принципу в рамках общетехнических программ не позволяет сосредоточить бюджетные средства для комплексного и взаимоувязанного решения проблем гражданского судостроения. Ежегодное (или каждый 3-летний период) принятие решений Правительства Российской Федерации по различным частным аспектам развития и государственной поддержки гражданского судостроения позволяет решать лишь отдельные проблемы.