ПИСЬМО
от 8 июля 2010 года N МН-37-6/6275@
____________________________________________________________________
Утратило силу в связи с отменой
Временных методических рекомендаций,
доведенных настоящим письмом на основании
приказа ФНС России от 22 июня 2011 года N ММВ-7-6/381@
____________________________________________________________________
Направляем Временные методические рекомендации по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - Временные методические рекомендации), разработанные в целях реализации порядка обмена между налоговыми органами и налогоплательщиками (представителями налогоплательщика) при информировании налогоплательщиков и при предоставлении налогоплательщикам информационных услуг в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в соответствии с Административным регламентом Федеральной налоговой службы, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.01.2008 N 9н.
Временные методические рекомендации вводятся в действие одновременно с внедрением в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего положения "Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи", утвержденных приказом ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@.
Руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам Межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам обеспечить доведение до всех участников информационного взаимодействия в электронном виде по ТКС (территориальных налоговых органов, региональных специализированных операторов связи, налогоплательщиков) информацию о вводе в действие Временных методических рекомендаций.
ФГУП "ГНИВЦ ФНС России" обеспечить доработку программных средств, обеспечивающих информационное обслуживание и информирование налогоплательщиков в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, разработать и утвердить форматы электронных документов в соответствии с настоящими Временными методическими рекомендациями.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Н.Е.Мельников
Временные методические рекомендации по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи
____________________________________________________________________
Утратили силу на основании
приказа ФНС России от 22 июня 2011 года N ММВ-7-6/381@
____________________________________________________________________
В настоящих Временных методических рекомендациях по организации электронного документооборота при обмене информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками (представителями налогоплательщика) при информационном обслуживании налогоплательщика в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи приняты (устанавливаются) следующие термины и сокращения:
Налогоплательщик - налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты.
Крупнейший налогоплательщик - налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты, отнесенные к категории крупнейших.
Представитель - физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Запрос - формируемый налогоплательщиком (представителем) запрос на предоставление информационных услуг (приложение N 1).
Ответ на запрос - формируемый налоговым органом документ в ответ на соответствующий запрос налогоплательщика (представителя) на предоставление информационных услуг.
Обращение - формируемый налогоплательщиком (представителем) документ в инспекцию ФНС России по месту постановки на учет налогоплательщика, месту нахождения его обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества, транспортных средств и иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации в целях получения информации (приложение N 2).
Письмо налогового органа - сформированный налоговым органом документ (письмо), содержащий ответ на соответствующее обращение налогоплательщика (представителя) или информацию для налогоплательщика (представителя) (приложение N 3).
Рассылка - сформированное налоговым органом письмо налогоплательщикам, содержащее информацию, размещаемую на информационных стендах (стойках) инспекции ФНС России и необходимую налогоплательщикам для исполнения ими своих обязанностей, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Информационное сообщение о доверенности - формируемый уполномоченным представителем налогоплательщика для налогового органа электронный документ, содержащий данные о реквизитах доверенности, выданной налогоплательщиком (представителем) уполномоченному представителю. Форма документа утверждена приказом ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@ (приложение N 1 Код по КНД 1166005).
Информационная услуга - индивидуальное информирование налогоплательщика о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам, а также предоставление иной информации, содержащейся в информационных ресурсах налогового органа, в электронном виде. Информационная услуга оказывается налоговым органом по запросу налогоплательщика и/или его уполномоченного представителя.
Подтверждение даты отправки - формируемый специализированным оператором связи (далее - спецоператор) электронный документ, содержащий данные о дате и времени отправки налогоплательщиком (представителем) документа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Форма документа утверждена приказом ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@ (приложение N 2 Форма по КНД 1166004).
Подтверждение о дате получения - формируемый налоговым органом электронный документ, содержащий данные о дате и времени получения налоговым органом документа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (приложение N 4).
Квитанция о приеме - формируемый налоговым органом электронный документ, подтверждающий факт приема на обработку представленного налогоплательщиком (представителем) запроса (обращения) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (приложение N 5).
Уведомление об отказе в приеме - формируемый налоговым органом электронный документ, подтверждающий факт отказа в приеме запроса на предоставление информационных услуг в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (приложение N 6).
Извещение о получении - формируемый получателем для отправителя электронный документ, информирующий отправителя о получении электронного документа. Форма документа утверждена приказом ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@ (приложение N 4 Код по КНД 1166008).
Сообщение об ошибке - формируемый получателем для отправителя электронный документ (без вложений), информирующий отправителя о получении электронного документа, содержащего ошибки, или о невозможности его расшифровывания. Текст, содержащий информацию об ошибке, содержится в теле сообщения.
Участники информационного взаимодействия - налогоплательщики (представители), налоговые органы, специализированные операторы связи.
Приемный комплекс налогового органа - специализированный программный комплекс, используемый на стороне налогового органа для ведения электронного документооборота по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС).
Программный комплекс налогового органа - специализированный программный комплекс, используемый налоговыми органами в целях осуществления налогового администрирования.
Транспортный контейнер - набор логически связанных документов и ЭЦП, а также сопутствующая транспортная информация, объединенных в один файл, в соответствии с требованиями, утвержденными приказом ФНС России от 18.12.2009 N ММ-7-6/693@.
Электронный документ - документ, представленный в электронном виде, в соответствии с требованиями формата для данного вида документа.
2.1. Настоящие Временные методические рекомендации по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях реализации порядка обмена между налоговыми органами и налогоплательщиками (представителями налогоплательщика) при информировании налогоплательщиков и при предоставлении налогоплательщикам информационных услуг в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.01.2008 N 9н "Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения" (далее - Административный регламент ФНС России) и вводятся в действие одновременно с внедрением программного обеспечения, обеспечивающего исполнение положений "Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи", утвержденных приказом ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@.
2.2. Настоящие Методические рекомендации определяют последовательность электронного документооборота с использованием электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП) между налоговыми органами и налогоплательщиками (представителями налогоплательщика) при информировании налогоплательщиков и при предоставлении налогоплательщикам информационных услуг в электронном виде по ТКС, перечень обязательных функций и периодичность их выполнения для каждого участника взаимодействия, которые должны быть реализованы в соответствующих программных продуктах, а также требования:
к временным характеристикам выполнения функций;
к программным продуктам, применяемым участниками взаимодействия при электронном документообороте в части программного модуля, осуществляющего контроль представленных налогоплательщиками (представителями) документов на соответствие требованиям, установленным законодательством о налогах и сборах;
к взаимодействию при нештатных ситуациях.
2.3. Средства криптографической защиты, используемые при информационном взаимодействии, должны быть сертифицированы в соответствии с законодательством Российской Федерации и совместимы с аналогичными средствами, используемыми Федеральной налоговой службой.
2.4. В процессе электронного документооборота стороны обмениваются следующими электронными документами:
- запрос;
- обращение;
- информационное сообщение о доверенности;
- квитанция о приеме;
- уведомление об отказе в приеме;
- подтверждение даты отправки;
- подтверждение о дате получения;
- извещение о получении;
- ответ на запрос;
- письмо налогового органа;
- рассылка;
- сообщение об ошибке.
2.5. Предоставление налоговыми органами информационных услуг в электронном виде по ТКС осуществляется, если налогоплательщик (представитель) взаимодействует с налоговыми органами в электронном виде по ТКС и зарегистрирован в качестве участника электронного документооборота в соответствии с утвержденным порядком.
2.6. Основанием для информирования налогоплательщиков и предоставления налоговыми органами информационных услуг в электронном виде по ТКС является запрос (обращение) налогоплательщика (представителя) в электронном виде, подписанный ЭЦП налогоплательщика (представителя) в инспекцию ФНС России по месту учета.
2.7. Информационные услуги налогоплательщикам (представителям) включают предоставление налоговыми органами в электронном виде следующих документов:
- справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Форма документа утверждена приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н (приложения N 8, 9 к Административному регламенту ФНС России);
- выписка операций по расчетам с бюджетом. Форма документа приведена в приложении N 7;
- перечень налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности, представленной в отчетном году. Форма документа приведена в приложении N 8;
- акт сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, форма которого утверждена приказом ФНС России от 20 августа 2007 года N ММ-3-25/494@. Документ, предоставляемый по данной услуге, состоит из титульного листа и раздела II акта по заданному списку налогов.
2.8. Информационное взаимодействие в электронном виде по ТКС осуществляется между налогоплательщиками (представителями) и налоговыми органами, в которых они состоят на учете по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества, транспортных средств и иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.
2.9. Крупнейшие налогоплательщики (представители) осуществляют информационное взаимодействие в электронном виде по ТКС с налоговым органом по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика. Налоговые органы по месту нахождения крупнейшего налогоплательщика, месту нахождения его обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации взаимодействуют с крупнейшими налогоплательщиками через налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.
2.10. Информационное взаимодействие налогоплательщика и налогового органа через спецоператора или непосредственно осуществляется в зашифрованном виде за исключением подтверждения даты отправки, рассылки со стороны налоговых органов, извещения о получении и сообщения об ошибке. Документы шифруются отправителем для получателя.
Обмен извещениями о получении и сообщениями об ошибке, подтверждениями даты отправки, формируемыми спецоператором связи, а также подтверждениями даты получения и рассылками, формируемыми налоговым органом, осуществляется в открытом виде.
В случае невозможности расшифровать поступивший электронный документ, получатель формирует открытое сообщение адресату-отправителю с описанием выявленной ошибки (сообщение об ошибке).
2.11. Участники информационного взаимодействия обеспечивают хранение электронных документов в электронном виде в порядке и в течение сроков, установленных законодательством Российской Федерации и настоящими Методическими рекомендациями.
2.12. Программно-аппаратные средства налогового органа и специализированного оператора связи, обеспечивающие электронный документооборот, должны функционировать круглосуточно. Временные характеристики выполнения функций (2 часа, 4 часа) действуют при автоматическом функционировании приемного комплекса налогового органа.
2.13. При отправке обращения или запроса в электронном виде по ТКС представителем налогоплательщика доверенность (копия доверенности), подтверждающая право представителя на получение информационных услуг или ответа налогового органа, предоставляется налоговому органу до представления запроса (обращения). Копия доверенности сохраняется в налоговом органе в течение 3 лет после истечения срока действия доверенности.