ПРИКАЗ
от 2 ноября 2009 года N ММ-7-6/534@
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 сентября 2014 года на основании
приказа ФНС России от 31 июля 2014 года N ММВ-7-6/398@
____________________________________________________________________
В целях приведения в соответствие с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 января 2008 года N 9н ведомственных документов ФНС России, регулирующих представление отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС), и доработки соответствующих программных средств
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - Методические рекомендации).
2. Административному управлению (И.В.Акунова) разместить настоящий приказ на сайте ФНС России в течение 5 дней с даты его утверждения.
3. Управлению информатизации (В.Г.Колесников) и ФГУП ГНИВЦ ФНС России (И.Н.Задворнов):
3.1. Установленным порядком доработать программные средства, обеспечивающие прием, хранение и первичную обработку налоговых деклараций (расчетов) и документов в электронном виде по ТКС (далее - ПО) в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями.
3.2. В месячный срок с даты утверждения настоящего приказа установленным порядком:
разработать и утвердить форматы электронных документов в соответствии с утвержденными Методическими рекомендациями;
внести изменения в унифицированный формат транспортного сообщения в соответствии с утвержденными Методическими рекомендациями.
4. ФГУП ГНИВЦ ФНС России (И.Н.Задворнов):
4.1. Провести на базе Центра тестирования и сопровождения ПО ФГУП ГНИВЦ ФНС России с участием специализированных операторов связи тестовые испытания программного обеспечения, реализующего положения Методических рекомендаций.
4.2. Установить сроки проведения тестовых испытаний с 15 декабря 2009 года по 15 февраля 2010 года.
4.3. В 10-дневный срок со дня окончания тестовых испытаний обобщить результаты и представить в Управление информатизации предложения по срокам внедрения ПО в промышленную эксплуатацию.
5. Установить, что Методические рекомендации, утвержденные настоящим приказом, вступают в силу с даты, установленной приказом о внедрении в промышленную эксплуатацию программного обеспечения участников информационного взаимодействия в электронном виде, обеспечивающего исполнение положений Методических рекомендаций.
6. Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации:
в недельный срок с даты издания настоящего приказа довести до всех участников информационного взаимодействия в электронном виде по ТКС (территориальных налоговых органов, региональных специализированных операторов связи, налогоплательщиков) информацию о вводе в действие Методических рекомендаций и необходимости доработки ПО в установленные настоящим приказом сроки;
обеспечить исполнение утвержденных Методических рекомендаций.
7. Признать утратившими силу с даты вступления в силу настоящих Методических рекомендаций:
пункт 2.1 раздела 2 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@.
8. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Н.Е.Мельникова.
Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.П.Мокрецов
СОГЛАСОВАНО
Статс-секретарь -
заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Шаталов
Методические рекомендации по организации электронного документооборота при представлении
налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи
В настоящих Методических рекомендациях по организации электронного документооборота при представлении налогоплательщиками налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи приняты (устанавливаются) следующие термины и сокращения:
Налогоплательщик - налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты.
Представитель - физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Информационное сообщение о доверенности - формируемый уполномоченным представителем налогоплательщика для налогового органа электронный документ, содержащий данные о реквизитах доверенности, выданной налогоплательщиком (представителем) уполномоченному представителю (приложение N 1).
Подтверждение даты отправки - формируемый специализированным оператором связи (далее - спецоператор) или налоговым органом электронный документ, содержащий данные о дате и времени отправки налогоплательщиком (представителем) налоговой декларации (расчета) и документа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (приложение N 2).
Квитанция о приеме - формируемый налоговым органом электронный документ, подтверждающий факт приема представленной налогоплательщиком (представителем) налоговой декларации (расчета). Форма документа утверждена приказом ФНС России от 28.02.2009* N ММ-7-6/85.
_________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 25.02.2009". - Примечание изготовителя базы данных.
Уведомление об отказе - формируемый налоговым органом электронный документ, подтверждающий факт отказа в приеме представленной налогоплательщиком (представителем) налоговой декларации (расчета) с указанием причин отказа. Форма документа утверждена приказом ФНС России от 28.02.2009* N ММ-7-6/85.
_________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 25.02.2009". - Примечание изготовителя базы данных.
Уведомление об уточнении - формируемый налоговым органом электронный документ, подтверждающий факт приема налоговой декларации (расчета), содержащей ошибки, с указанием таких ошибок, а также содержащий сообщение о необходимости представления пояснений или внесения соответствующих исправлений (приложение N 5).
Извещение о вводе - формируемый налоговым органом для налогоплательщика (представителя) электронный документ, подтверждающий факт переноса данных представленной налоговой декларации (расчета) в информационные ресурсы налогового органа (приложение N 3).
Извещение о получении - формируемый получателем для отправителя электронный документ, информирующий отправителя о получении электронного документа (приложение N 4).
Сообщение об ошибке - формируемый получателем для отправителя электронный документ (без вложений), информирующий отправителя о получении электронного документа, содержащего ошибки, или о невозможности его расшифровывания. Текст, содержащий информацию об ошибке, содержится в теле сообщения.
Участники информационного взаимодействия - налогоплательщики (представители), налоговые органы, специализированные операторы связи.
Приемный комплекс налогового органа - специализированный программный комплекс, используемый на стороне налогового органа для ведения электронного документооборота по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС).
Программный комплекс налогового органа - специализированный программный комплекс, используемый налоговыми органами в целях осуществления налогового администрирования.
Транспортное сообщение - формируемый получателем для отправителя электронный документ, оформленный в соответствии с требованиями к формату обмена сообщениями между налогоплательщиками, специализированными операторами связи и налоговыми органами по телекоммуникационным каналам связи.
Электронный документ - документ, представленный в электронном виде, в соответствии с требованиями формата для данного вида документа.
2.1. Настоящие Методические рекомендации по организации электронного документооборота при представлении налогоплательщиками налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях реализации порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в соответствии со статьей 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) и приказа Министерства финансов Российской Федерации от 18.01.2008 N 9н "Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения".
2.2. Настоящие Методические рекомендации определяют последовательность электронного документооборота с электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП) при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по ТКС, перечень обязательных функций и периодичность их выполнения для каждого участника взаимодействия, которые должны быть реализованы в соответствующих программных продуктах, а также требования:
к временным характеристикам выполнения функций;
к программным продуктам, применяемым участниками взаимодействия при электронном документообороте в части программного модуля, осуществляющего контроль представленных налогоплательщиками документов на соответствие требованиям, установленным законодательством о налогах и сборах;
к взаимодействию при нештатных ситуациях.
2.3. Средства криптографической защиты, используемые при информационном взаимодействии, должны быть сертифицированы в соответствии с законодательством Российской Федерации и совместимы с аналогичными средствами, используемыми Федеральной налоговой службой.
2.4. В процессе электронного документооборота стороны обмениваются следующими электронными документами:
налоговая декларация (расчет);
информационное сообщение о доверенности;
квитанция о приеме;
уведомление об отказе;
извещение о вводе;
подтверждение даты отправки электронного документа;
уведомление об уточнении;
извещение о получении;
сообщение об ошибке.
2.5. Информационное взаимодействие электронными документами налогоплательщика и налогового органа через спецоператора связи осуществляется в зашифрованном виде за исключением подтверждения даты отправки, извещения о получении и сообщения об ошибке. Документы шифруются отправителем для получателя.
Обмен извещениями о получении и сообщениями об ошибке, а также подтверждениями даты отправки, формируемыми спецоператором связи, осуществляется в открытом виде.
В случае невозможности расшифровать поступивший электронный документ получатель формирует открытое сообщение адресату-отправителю с описанием выявленной ошибки (сообщение об ошибке).
2.6. Участники информационного взаимодействия обеспечивают хранение электронных документов в электронном виде в порядке и в течение сроков, установленных законодательством Российской Федерации и настоящими Методическими рекомендациями.
2.7. Программно-аппаратные средства налогового органа и специализированного оператора связи, обеспечивающие электронный документооборот, должны функционировать круглосуточно. Временные характеристики выполнения функций (2 часа, 4 часа) действуют при автоматическом функционировании премного комплекса налогового органа.
2.8. При представлении налоговой декларации (расчета) в электронном виде по ТКС представителем налогоплательщика доверенность (копия доверенности), подтверждающая право представителя подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации (расчете), предоставляется налоговому органу до представления налоговой декларации (расчета). Копия доверенности сохраняется в налоговом органе в течение 3 лет после истечения срока действия доверенности.
2.9. Электронный документооборот по представлению налогоплательщиком (представителем) налоговой декларации (расчета) за налоговый (отчетный) период в налоговый орган завершается в полном объеме при получении налогоплательщиком от налогового органа квитанции о приеме и извещения о вводе.
2.10. При получении налогоплательщиком (представителем) от налогового органа уведомления об отказе в приеме декларация считается непредставленной, налогоплательщик (представитель) устраняет ошибки и повторно представляет налоговую декларацию (расчет) с тем же признаком вида документа (первичная, корректирующая, N корректировки).
2.11. Право подписи документов, участвующих в электронном документообороте, электронной цифровой подписью имеют те должностные лица налогоплательщика (представителя), налогового органа, спецоператора, чьи полномочия установлены (подтверждены) в соответствии с законодательством Российской Федерации.