МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ
 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     
ПРИКАЗ

от 15 февраля 2010 года N 123

Об утверждении Ведомственной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле"



В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года N 753 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства", а также во исполнение протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шувалова от 7 мая 2009 года N ИШ-П13-24пр и протокола заседания Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства от 3 июля 2009 года N 3

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Ведомственную целевую программу "Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле".

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра С.А.Наумова.


Врио Министра
А.В.Дементьев

     

УТВЕРЖДЕНА
приказом Минпромторга России
от 15 февраля 2010 года N 123

     

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

     
"Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле"

     

     

Паспорт
ведомственной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле"


Наименование субъекта бюджетного планирования (главного распорядителя средств федерального бюджета)

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России)

Наименование программы

Ведомственная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле" (далее - Программа)

Должностное лицо, утвердившее программу

Министр промышленности и торговли Российской Федерации

Номер и дата учета в Минэкономразвития России

Цели и задачи

Цели программы:

1. Содействие снятию административных барьеров при ведении предпринимательской деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства в сфере промышленности и в торговле;

2. Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в промышленности;

3. Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в торговле.

Задачи программы:

- Разработка и внесение в установленном порядке пакета мероприятий по снижению административных барьеров для малых и средних промышленных предприятий;

- Сокращение перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и ее перевод в режим декларирования соответствия;

- Информационно-консультационное содействие субъектам малого и среднего предпринимательства в участии в программах государственной поддержки промышленности;

- Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в промышленности и торговле в монопрофильных городах Российской Федерации;

- Обеспечение широкого применения методов и средств промышленного дизайна для повышения уровня конкурентоспособности промышленной продукции, производимой отечественными предприятиями малого и среднего бизнеса;

- Повышение доступности недвижимого имущества для субъектов малого и среднего предпринимательства;

- Содействие инвестиционному и инновационному развитию малых и средних промышленных предприятий;

- Создание условий для развития импортозамещения в легкой промышленности;

- Поддержка российских производителей детских товаров;

- Создание условий для развития импортозамещения в фармацевтической промышленности;

- Создание условий для развития импортозамещения в химической промышленности;

- Развитие организаций народных художественных промыслов;

- Совершенствование государственного регулирования торговой деятельности.

Целевые индикаторы и показатели

Целевые индикаторы:

- доля издержек на преодоление административных барьеров в выручке субъектов малого и среднего предпринимательства (опросный показатель, по данным Минэкономразвития России);

- количество малых предприятий, занятых в обрабатывающей промышленности, в % от общего числа малых предприятий;

- оборот малых предприятий, занятых в обрабатывающей промышленности, в % от общего оборота малых предприятий;

- доля позиций продукции, подлежащей декларированию соответствия, от общего числа позиций, подлежащих обязательному подтверждению соответствия;

- объем субсидий, предоставленных малому и среднему бизнесу по линии Минпромторга России, млн.руб.;

- доля заказов, переданных малым предприятиям в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ, от общего объема размещенных заказов Минпромторга России;

- количество консультаций по вопросам формирования программ развития малого и среднего предпринимательства в промышленности и торговле, оказанных органам местного самоуправления монопрофильных городов Российской Федерации;

- количество предприятий, ознакомленных с лучшими практиками применения технологий дизайна в промышленности в рамках реализации мероприятий "Концепции развития промышленного дизайна на период до 2015 года";

- доля субъектов МСП, удовлетворяющих требованиям подпункта "б" пункта 2 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.07.2009, продливших договор аренды недвижимого имущества на желаемый срок с ФГУПами, подведомственными Минпромторгу России;

- количество проектов, предложенных Минпромторгом России ГК "Российская корпорация нанотехнологий" для возможного финансирования;

- доля продукции малых и средних предприятий легкой промышленности в регионах Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов от общего объема реализации продукции легкой промышленности в УФО, СФО и ДФО;

- объем выпуска продукции малых и средних предприятий - производителей товаров для детей (млрд.руб., без НДС, по данным Ассоциации индустрии детских товаров);

- количество малых инновационных предприятий в фармацевтической промышленности;

- количество малых инновационных предприятий в химической промышленности;

- объем выпуска изделий организациями народных художественных промыслов (млрд.руб., без НДС и акцизов);

- количество утвержденных региональных программ развития торговли.

Характеристика программных мероприятий

Программные мероприятия:

- Анализ действующих нормативно-правовых актов в сфере ответственности Минпромторга России и внесение в установленном порядке предложений по снижению административных барьеров для малых и средних промышленных предприятий;

- Изучение возможностей содействия программам крупных компаний, осуществляющих реструктуризацию своей деятельности за счет формирования малых и средних предприятий и развития системы аутсорсинга;

- Внесение в установленном порядке изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, обязательное подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии";

- Мониторинг предоставления субсидий по линии Минпромторга России на предмет участия в них субъектов малого и среднего предпринимательства;

- Мониторинг размещения государственного заказа по линии Минпромторга России на предмет участия в нем субъектов малого предпринимательства;

- Мониторинг проведения единых российских экспозиций на зарубежных выставках на предмет участия в них субъектов малого и среднего предпринимательства;

- Поддержка специального тематического раздела для субъектов малого и среднего предпринимательства на официальном сайте Минпромторга России;

- Рассмотрение вопросов, затрагивающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, на заседаниях рабочей группы по развитию малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и торговле;

- Консультирование субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам мер государственной поддержки во время проведения выставочных и конгрессных мероприятий, проводимых на территории Российской Федерации;

- Консультирование органов местного самоуправления монопрофильных городов по формированию программ развития малого и среднего предпринимательства в промышленности и торговле;

- Разработка "Концепции развития промышленного дизайна на период до 2015 года";

- Создание перечня недвижимого имущества федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Минпромторгу России, которое может быть передано в долгосрочную аренду субъектам малого и среднего предпринимательства без ущерба для выполнения ФГУПами своих основных функций;

- Обеспечение возможности для малых и средних предприятий, арендующих недвижимое имущество у федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Минпромторгу России, продления арендных соглашений;

- Подготовка предложений по разработке и реализации программы по субсидированию для промышленных предприятий авансового платежа при лизинге промышленного оборудования;

- Организация взаимодействия Минпромторга России и Российской корпорации нанотехнологий с целью поддержки наиболее перспективных инновационных малых и средних предприятий;

- Консультирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов при формировании региональных программ по развитию швейных, текстильных, обувных и кожгалантерейных производств;

- Оказание информационной и организационной поддержки отраслевым выставкам предприятий легкой промышленности;

- Подготовка предложений по внесению изменений в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности с целью выделения деятельности предприятий, осуществляющих производство и реализацию детской игровой продукции;

- Подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" на предмет расширения данного перечня за счет непищевых видов детских товаров;

- Оказание организационной поддержки проекту создания технопарка по производству игр и игрушек в Самарской области;

- Мониторинг и последующая корректировка (при необходимости) реализации "Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года" на предмет создания условий для возникновения и развития малых и средних инновационных предприятий;

- Мониторинг и последующая корректировка (при необходимости) реализации "Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года" на предмет создания условий для возникновения и развития малых и средних инновационных предприятий;

- Предоставление субсидий организациям народных художественных промыслов;

- Мониторинг реализации и последующая корректировка (при необходимости) основных положений Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";

- Методическая поддержка органов государственной власти субъектов Российской Федерации по формированию региональных программ в области развития торговли с учетом разрабатываемой Минпромторгом России "Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2010-2015 годы и на период до 2020 года".

Сроки реализации

2010-2012 годы

Объемы и источники финансирования

591939 тыс.руб. из бюджета действующих обязательств

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности

В результате реализации программы ожидается:

- Снижение издержек на преодоление административных барьеров для малых и средних промышленных предприятий;

- Создание новых рабочих мест на малых и средних предприятиях, работающих в промышленном производстве;

- Повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий торговли, совершенствование социальной направленности их деятельности

     

     

 Введение


Целевая программа ведомства "Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле" (далее - Программа) разработана в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации от 6 декабря 2008 года N ПР-2577, протоколом совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шувалова от 7 мая 2009 года N ИШ-П13-24пр и с учетом требований, предъявляемых постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 года N 239 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ".

Программа подготовлена в соответствии с положениями "Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р), "Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года" (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р), действующими и разрабатываемыми отраслевыми стратегиями развития.

Реализация Программы направлена на поддержку малых и средних предприятий, выпускающих конкурентоспособную промышленную продукцию, создание новых рабочих мест в промышленности, снятие административных барьеров, совершенствование государственного регулирования внутренней торговли. Однако Программа не предусматривает "механического" увеличения числа малых предприятий, занятых в промышленности и торговле. В ряде отраслей, курируемых Минпромторгом России, целям повышения конкурентоспособности национальной экономики, роста уровня благосостояния населения Российской Федерации более соответствует развитие крупного бизнеса, способного реализовывать масштабные инвестиционные проекты.

В то же время даже в таких отраслях, как автомобильная промышленность, характеризующихся значительным положительным эффектом масштаба, есть место для малых предприятий. В этой связи одной из задач Минпромторга России является недопущение прекращения их деятельности с тем, чтобы со временем малые предприятия смогли перейти в категорию средних, а средние - в категорию крупных.

Программа не предполагает выделения дополнительных средств из бюджета на реализацию планируемых мероприятий и будет профинансирована из бюджета действующих обязательств. В связи с ограничениями, наложенными данным форматом, не все мероприятия, потенциально способные стимулировать развитие малого и среднего предпринимательства в промышленности и торговле, вошли в Программу. В этой связи программные мероприятия следует рассматривать как часть общего комплекса мер, подготавливаемого Минпромторгом России для поддержки малого и среднего предпринимательства. Мероприятия, требующие дополнительного финансирования из бюджета, будут прописаны в соответствующих разделах отраслевых стратегий.

В частности, такие мероприятия есть в Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года, в Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года. Минпромторг России будет следить за тем, чтобы в отраслевых стратегиях развития вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства не были забыты.

I. Характеристика проблем, на решение которых направлена программа


Субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) играют важную роль в экономике любой страны. Россия в этом смысле не является исключением, и поддержка малого бизнеса сегодня является одним из приоритетов государственной политики. Тем более, что в условиях экономического кризиса роль малого и среднего бизнеса как источника занятости населения становится особенно велика.

В настоящее время вопросы государственной поддержки МСП регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Этот закон направлен на создание единого правового пространства в сфере поддержки развития малого и среднего бизнеса, упорядочивание требований к конкретным видам и формам поддержки, а также установление четких критериев, которым должен соответствовать субъект малого и среднего предпринимательства.

На данный момент ситуацию с развитием малого и среднего предпринимательства в России трудно оценить позитивно. Выпуск продукции таких компаний составляет всего 21 процент от объема валового внутреннего продукта, на них занято только 13 процентов экономически активного населения страны, что в разы меньше, чем в развитых западных странах. Неблагоприятна и структура бизнеса - оборот предприятий, занятых в неторговой сфере, составляет всего 28 процентов от общего оборота субъектов малого и среднего предпринимательства.

Причины, по которым малый и средний бизнес не получил достаточного развития в экономике России, понятны. Еще с советских времен особый акцент делался на крупные государственные предприятия, индустриальные гиганты, способные обеспечить продукцией всю страну. В 90-е годы появилось множество частных небольших компаний, но они были вынуждены существовать, мирясь с поборами со стороны криминальных структур и коррумпированных государственных служащих. В 2000-е годы проблемы с криминалом для большинства компаний ушли в прошлое, но административные барьеры остались. Все это не способствовало повышению эффективности малого и среднего бизнеса.

Кроме того, субъекты малого и среднего предпринимательства нуждаются в особой государственной поддержке, которой они не получали на протяжении практически всей новейшей российской истории. Ситуация стала меняться только в последние годы, однако на сегодняшний день сделано явно недостаточно.

К ключевым факторам, обуславливающим низкую долю малого бизнеса в ВВП, следует отнести существование различного рода избыточных административных барьеров ведения предпринимательской деятельности и сложности с реализацией производимой продукции. Неблагоприятная инновационно-производственная структура МСП является следствием недостаточной инвестиционной и инновационной активности небольших промышленных компаний. Ведомственная целевая программа Минпромторга России "Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле" направлена на снятие указанных ограничений.

Разработанная Программа будет способствовать выполнению целей и задач Минпромторга России. Необходимость поддержки субъектов МСП полностью согласуется с Докладом о результатах и основных направлениях деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на 2009-2011 годы. Так, Цель 1. "Обеспечение конкурентоспособности российской обрабатывающей промышленности" предполагает реализацию Задачи 1. "Усиление конкурентных позиций российских компаний на внутреннем рынке". Очевидно, что решение данной задачи предполагает работу с самым широким кругом предприятий, включая представителей МСП. Содействуя усилению конкурентных позиций субъектов МСП, Программа вносит значительный вклад в реализацию Задачи "Усиление конкурентных позиций российских компаний на внутреннем рынке".

Кроме того, ключевым показателем Цели 1 является "Индекс промышленного производства". Целевые индикаторы Программы показывают, насколько более благоприятными станут условия для российских компаний малого и среднего бизнеса после реализации программных мероприятий. Очевидно, что чем лучше условия созданы для российского производителя, тем более конкурентоспособный товар он сможет поставить на рынок и тем больше будет объем производства в отрасли. В этой связи существует устойчивая связь между программными индикаторами и индикаторами соответствующей стратегической цели. По экспертным оценкам, за счет реализации Программы удастся увеличить ежегодные темпы промышленного производства на 0,05%.

II. Основные цели и задачи Программы


Минпромторг России в рамках настоящей Программы стремится содействовать развитию малых и средних предприятий, занятых в промышленности и в торговле. Предполагается снять административные барьеры, снизить издержки предприятий на подтверждение безопасности продукции за счет совершенствования системы технического регулирования, способствовать притоку инвестиций в легкую, химическую и фармацевтическую промышленность, в производство товаров для детей, содействовать развитию народных художественных промыслов.

Разработанная Программа направлена на совершенствование законодательства в сфере промышленности и торговли и предполагает обеспечение координации между федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проводимую политику (Минпромторгом России), и представителями делового сообщества. В рамках реализации Программы планируется стимулировать развитие торговли на региональном уровне, что позволит повысить доступность товаров, производимых субъектами МСП.

Структура целей, задач и мероприятий Программы приведена в приложении 1 к настоящей Программе.

III. Ожидаемые результаты реализации программы и целевые индикаторы


Основным показателем эффективности выполнения Программы является реализация всех мероприятий в установленные сроки и с заданным результатом.

Целевые индикаторы решения поставленных задач приведены в приложении 2 к настоящей Программе.

В результате реализации Программы ожидается:

- Снижение издержек на преодоление административных барьеров для малых и средних промышленных предприятий;

- Создание новых рабочих мест на малых и средних предприятиях, работающих в промышленном производстве;

- Повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий торговли, совершенствование социальной направленности их деятельности.

IV. Перечень и описание программных мероприятий


Цель 1. Содействие снятию административных барьеров при ведении предпринимательской деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства в сфере промышленности и в торговле

Достижение данной цели предполагает реализацию следующих мероприятий:

1. Анализ действующих нормативно-правовых актов в сфере ответственности Минпромторга России и внесение в установленном порядке предложений по снижению административных барьеров для малых и средних промышленных предприятий;

2. Изучение возможностей содействия программам крупных компаний, осуществляющих реструктуризацию своей деятельности за счет формирования малых и средних предприятий и развития системы аутсорсинга;

3. Внесение в установленном порядке изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, обязательное подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".

Мероприятие 1. Анализ действующих нормативно-правовых актов в сфере ответственности Минпромторга России и внесение в установленном порядке предложений по снижению административных барьеров для малых и средних промышленных предприятий

Для эффективного функционирования предприятий малого и среднего бизнеса в промышленности необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфику малого и среднего предпринимательства.

Совершенствование законодательной базы и правового регулирования предпринимательской деятельности позволит создать условия, способствующие свободе предпринимательства и устранению административного вмешательства в деятельность субъектов малого и среднего бизнеса. Предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров, регламентация контролирующих функций государства должны стать главными составляющими законотворческой деятельности, направленной на развитие предпринимательской деятельности в промышленности.

В рамках данного мероприятия Минпромторг России совместно с общественными организациями предпринимателей ("ОПОРА РОССИИ", "Деловая Россия", Российский союз промышленников и предпринимателей), Федеральным собранием Российской Федерации (Экспертный совет по вопросам законодательного обеспечения развития малого и среднего предпринимательства в промышленности Комитета Государственной Думы по промышленности), Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, экспертным сообществом проведет анализ нормативно-правовых актов с целью подготовки предложений по снижению административных барьеров для малых и средних промышленных предприятий, включая вопросы лицензирования, подключения коммуникаций, гармонизации налогового законодательства. По итогам данного анализа будет подготовлен пакет мероприятий по снижению административных барьеров для малых и средних промышленных предприятий.

Выполнение Мероприятия 1 приведет к снижению административных барьеров для малых и средних промышленных предприятий.

Мероприятие 2. Изучение возможностей содействия программам крупных компаний, осуществляющих реструктуризацию своей деятельности за счет формирования малых и средних предприятий и развития системы аутсорсинга

Одной из наиболее актуальных проблем для малых и средних предприятий является поиск покупателя на производимую продукцию. Эффективным способом решения данного вопроса может стать развитие системы аутсорсинга с тем, чтобы крупные компании передавали часть своих производственных процессов относительно небольшим предприятиям. В некоторых случаях возможно и выделение непрофильных бизнес-процессов во вновь созданные дочерние компании - малые и средние предприятия, имеющие гарантированный спрос со стороны материнской структуры.

В рамках данного мероприятия Минпромторг России совместно с Минэкономразвития России планирует исследовать возможности стимулирования крупных компаний осуществлять реструктуризацию своей деятельности за счет формирования малых и средних предприятий и развития системы аутсорсинга. При этом следует особо отметить, что поддержку со стороны государства не должны получать неэффективные предприятия, производящие никому не нужную продукцию. Такие компании должны банкротиться вне зависимости от своего размера. Развитие системы аутсорсинга должно повышать общую эффективность экономики, снижая издержки крупных компаний и создавая спрос на конкурентоспособную продукцию малых и средних предприятий.

Выполнение Мероприятия 2 приведет к появлению ясности в вопросе о том, как следует содействовать программам крупных компаний, осуществляющих реструктуризацию своей деятельности за счет формирования малых и средних предприятий и развития системы аутсорсинга.

Мероприятие 3. Внесение в установленном порядке изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, обязательное подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии"

Обязательная сертификация была введена в 1992 году законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1013 "Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации". Декларирование соответствия введено "Об утверждении перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации". В соответствии с указанными постановлениями Госстандартом России утверждена номенклатура продукции, подлежащей обязательной сертификации и декларированию соответствия. В целях правового обеспечения замены обязательной сертификации продукции на декларирование соответствия принят Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия", который направлен на снижение административных барьеров в сфере предпринимательства.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»