О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2008 году

7.1. Совершенствование законодательной и нормативной правовой базы


Одним из важнейших направлений развития правового регулирования в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах является дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы в целях реализации единой государственной политики.

В 2008 году на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации была продолжена законодательная и нормативная правовая деятельность в указанной сфере правового регулирования по следующим основным направлениям:

- разработка и принятие новых законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в области предупреждения и ликвидации ЧС, пожарной, экологической и других видов безопасности, лицензирования отдельных видов деятельности, повышения уровня социальной защиты пострадавших в ЧС и террористических актах;

- внесение изменений и дополнений в действующие законодательные и нормативные правовые акты с целью приведения их в соответствие с современными требованиями, предъявляемыми к вопросам защиты населения, пожарной безопасности, функционирования РСЧС.

В 2008 году на федеральном уровне принято 8 федеральных законов, составляющих правовое поле в области обеспечения промышленной, пожарной, экологической и других видов безопасности, а также аварийно-спасательной деятельности, социальной защищенности военнослужащих, участвовавших в мероприятиях по борьбе с терроризмом, 2 Указа Президента Российской Федерации, около 100 постановлений Правительства Российской Федерации, более 30 приказов МЧС России, ряд приказов федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, пожарной безопасности.

На субъектовом уровне в 2008 году было принято 578 нормативных правовых актов, из них 77 законов субъектов Российской Федерации. Принятые нормативные правовые акты в основном направлены на решение проблем формирования эффективной системы управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, функционирования территориальных центров мониторинга и прогнозирования ЧС, создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС, разработки и реализации целевых программ субъектов Российской Федерации в области снижения рисков и смягчения последствий от чрезвычайных ситуаций, а также повышения безопасности дорожного движения.

Принятый Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" является основополагающим документом по обеспечению пожарной безопасности, который устанавливает требования во всех областях обеспечения пожарной безопасности - от утилизации ядерных отходов до проектирования поселений, а также требования к продукции, зданиям и сооружениям, промышленным объектам и т.п., вводит единый подход к организации и обеспечению пожарной безопасности и пожарной защиты.

Главная цель Регламента - обеспечение безопасности людей при пожаре и защиты имущества от воздействия опасных факторов пожара. При этом каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. В Регламенте раскрыты основные понятия в области пожарной безопасности, приведены классификации пожаров, пожарной опасности, веществ и материалов, пожароопасных зон, пожарной техники и т.п. Также определены системы предотвращения, обнаружения и тушения пожаров, защитные системы.

Положения Регламента определяют права и обязанности участников регулируемых отношений и обязательны для исполнения при выполнении:

- проектирования (конструирования), строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, изменения функционального назначения, технического обслуживания, эксплуатации (применения) и утилизации объектов защиты;

- разработки, принятия, применения и исполнения специальных технических регламентов, содержащих требования пожарной безопасности, и нормативных документов по пожарной безопасности;

- разработки технической документации на объекты защиты.

В 2008 году был внесен ряд существенных изменений в федеральные законы.

С целью устранения противоречия в части установления и применения административных наказаний за административные правонарушения в области пожарной безопасности, повлекшие за собой причинение средней тяжести вреда здоровью человека, принят Федеральный закон от 3 марта 2008 года N 21-ФЗ "О внесении изменений в статью 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" была отменена уголовная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью человека и иные тяжкие последствия. С принятием Федерального закона от 3 марта 2008 года N 21-ФЗ это правонарушение регулируется нормами административного права. В настоящее время уголовная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности наступает, если это привело к причинению по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека либо причинению смерти (статья 219 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Федеральным законом от 28 апреля 2008 года N 53-ФЗ "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" внесены изменения, которые направлены на совершенствование деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований по ликвидации ЧС на объектах и территориях на договорной основе.

Профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования могут осуществлять свою деятельность по обслуживанию объектов и территорий на договорной основе. В соответствии с ранее действовавшим законодательством все средства, полученные от выполненных договоров, направлялись в доход бюджета соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации. Согласно принятому федеральному закону в доход бюджета будут направляться лишь средства от договорной деятельности, полученные профессиональными аварийно-спасательными службами и формированиями, созданными федеральными, региональными органами власти, а также органами местного самоуправления. Указанные средства будут поступать в бюджет после уплаты всех установленных налогов и сборов.

Средства от договорной деятельности, полученные профессиональными аварийно-спасательными службами и формированиями, созданными в организациях (кроме бюджетных организаций), после уплаты в бюджет установленных налогов и сборов будут поступать в доход этих организаций.

В целях совершенствования законодательства Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 137-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 24 Федерального закона "О пожарной безопасности" внесены изменения, направленные на повышение уровня пожарной безопасности важнейших объектов экономики страны, а также на создание единой системы организации пожаротушения на промышленных объектах и в населенных пунктах силами Федеральной противопожарной службы.

С 1 января 2009 года в систему Федеральной противопожарной службы включаются подразделения, охраняющие имущество организаций от пожаров на договорной основе. Данные подразделения будут оказывать услуги в области пожарной безопасности на платной основе. Средства, полученные договорными подразделениями за эти услуги, будут направляться в доход федерального бюджета.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", направленный на совершенствование законодательства о местном самоуправлении и разграничение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления, внес изменение в пункт 1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

Договорные подразделения Федеральной противопожарной службы планируется создавать на базе существующих объектовых подразделений Государственной противопожарной службы, которые включаются в планы привлечения сил и средств и участвуют в тушении пожаров не только на охраняемых предприятиях, но и в ближайших населенных пунктах. В целях осуществления данной работы, без снижения уровня противопожарной защиты, период реформирования объектовых подразделений Государственной противопожарной службы продлен до 1 января 2010 года.


Федеральным законом от 16 мая 2008 года N 75-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и статьи 49 и 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации" в Федеральный закон от 23 ноября 1995 года N  174-ФЗ "Об экологической экспертизе" внесены изменения, касающиеся экологической безопасности. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт особо опасных объектов, объектов обороны и безопасности на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения разрешается в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 8 ноября 2008 года N 203-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам медико-психологической реабилитации военнослужащих" вносит изменения в части усиления социальной защищенности военнослужащих, участвовавших в дальних полетах, походах, мероприятиях по борьбе с терроризмом, выполнявших учебно-боевые задачи. После выполнения задач, неблагоприятно отражающихся на состоянии здоровья, военнослужащие будут направляться на медико-психологическую реабилитацию. Перечни показаний к медико-психологической реабилитации и категорий военнослужащих, подлежащих реабилитации, а также порядок ее проведения будут определены федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Федеральным законом от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" определена сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при ЧС, в области обороны и безопасности государства, в области охраны окружающей среды, а также при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда и других видов деятельности.

Среди принятых в 2008 году нормативных актов необходимо отметить Указ Президента Российской Федерации от 23 октября 2008 года N 1515 "О федеральном государственном учреждении "Национальный центр управления в кризисных ситуациях". Создание Национального центра управления в кризисных ситуациях обусловлено необходимостью развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.

Указом Президента РФ от 17 ноября 2008 года N 1625 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" установлено, что в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу; продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты государственной тайны или иной информации ограниченного доступа; продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну; продукции (работ, услуг) и объектов в области атомной энергии, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения указанной продукции обязательными требованиями наряду с требованиями технических регламентов являются требования, установленные государственными заказчиками - соответствующими федеральными органами исполнительной власти.