В 2008 году продолжалась нормотворческая работа в субъектах Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, принятые в субъектах Российской Федерации, решают проблемы формирования эффективной системы управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, функционирования территориальных центров мониторинга и прогнозирования ЧС, создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС, разработки и реализации целевых программ субъектов Российской Федерации в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций, повышения безопасности дорожного движения, пожарной безопасности.
62 субъекта Российской Федерации представили подробные данные о совершенствовании своей нормативной правовой базы, указав количественный состав и тематику принятых в 2008 году нормативных правовых актов на уровне субъекта Российской Федерации.
В 2008 году этими субъектами Российской Федерации было принято 578 нормативных правовых актов, из них 77 законов субъектов Российской Федерации.
Большая часть этих законов посвящена внесению изменений и дополнений в действующие законы субъектов Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (11 законов), "О пожарной безопасности" (25 законов) и "Об аварийно-спасательной службе и статусе спасателей" (2 закона), а также в целевые программы субъектов федерации (23 закона).
По направлениям правового регулирования принято следующее количество нормативных правовых актов (НПА):
по общим вопросам защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера; разработке, совершенствованию и реализации правовых и экономических норм по обеспечению этой защиты - 324 документа, что составляет 56% от общего количества НПА и организационно-методических документов (ОМД);
по целевым научно-техническим программам по предупреждению ЧС и повышению устойчивости функционирования объектов экономики в экстремальных условиях - 44 (7,6%);
по формированию (созданию), подготовке и поддержанию в готовности органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС; подготовке населения к действиям в условиях производственных аварий и стихийных бедствий - 81 (14%);
по подготовке к эвакуации населения и ведению аварийно-спасательных работ в ЧС - 32 (5,5%);
по совершенствованию системы управления, информации, оповещения и связи - 28 (4,9%);
по порядку финансового, материально-технического обеспечения мероприятий по защите населения и территорий, созданию специальных резервов и запасов материальных, продовольственных, медицинских и иных ресурсов - 52 (9%);
по совершенствованию системы социальной защиты пострадавших от ЧС, проведению гуманитарных акций и мероприятий по поддержанию общественного порядка в зонах бедствий - 17 (3%).
На уровне субъектов Российской Федерации целенаправленно шел процесс приведения в соответствие с федеральным законодательством своей законодательной базы. В настоящее время субъектами принято 97% от общего числа рекомендованных МЧС России нормативно-правовых документов. Организована работа по формированию соответствующей муниципальной правовой базы.
Принятые нормативные правовые акты вносят изменения и дополнения в действующие законы субъектов Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (11 законов), "О пожарной безопасности" (25 законов) и "Об аварийно-спасательной службе и статусе спасателей" (2 закона), а также в целевые программы субъектов Федерации (23 закона).
В 2009 году будут завершены все необходимые процедуры по принятию двух федеральных законов - технических регламентов, связанных с обеспечением безопасности продукции в области гражданской обороны, защиты населения и территорий. МЧС России планирует в 2009 году подготовку технического регламента по безопасности людей на водных объектах с тем, чтобы в 2010 году он был принят в установленном порядке. Принятие этого акта высшей юридической силы позволит урегулировать деятельность ГИМС МЧС России, которая в настоящее время руководствуется рядом нормативных документов, большим количеством подзаконных актов, которые позволили заполнить существующий вакуум в этой сфере деятельности.
В 2009 году в МЧС России планируется также завершить работу по подготовке административных регламентов. Это касается регламентов осуществления всех видов надзора - пожарной безопасности, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий, регламента деятельности ГИМС МЧС России, безопасности людей на водных объектах и ряда других.
На 2009 год важными задачами в субъектах Российской Федерации являются:
дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в муниципальных образованиях в области гражданской обороны, предупреждения ЧС, обеспечения первичных мер пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, создания, содержания аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований;
создание условий для соблюдения "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности".
Необходимо также продолжить дальнейшее формирование современной законодательной и нормативной правовой базы в области безопасности жизнедеятельности.