ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2009 года N 389
О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации
(с изменениями на 5 апреля 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 72 (Российская газета, N 42, 02.03.2010);
постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2011 года N 407 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 22, 30.05.2011);
постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 года N 539 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 29, 18.07.2011);
постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2012 года N 1025 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 42, 15.10.2012);
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 года N 274 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.04.2013);
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2013 года N 819 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.09.2013);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 года N 83 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.02.2015, N 0001201502040038) (о порядке вступления в силу изменений см. пункт 7 постановления Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 года N 83);
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2015 года N 222 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.03.2015, N 0001201503180003);
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 года N 758 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.07.2015, N 0001201507290020);
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2017 года N 98 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.01.2017, N 0001201701310039);
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 года N 954 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.08.2018, N 0001201808210002);
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2019 года N 1470 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.11.2019, N 0001201911200008) (вступило в силу с 1 января 2020 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 года N 1301 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.09.2020, N 0001202009030011);
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2024 года N 432 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.04.2024, N 0001202404050027).
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации.
2. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам законопроектной деятельности.
3. Установить, что абзац первый пункта 33 Положения, утвержденного настоящим постановлением, в части, касающейся исключения законопроектов о бюджетах государственных внебюджетных фондов и об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов из числа законопроектов, по которым даются поручения о подготовке нормативных правовых актов, необходимых для их реализации, действует до 1 июня 2011 года.
4. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2000 года N 347 "О совершенствовании законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 17, ст.1877);
пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 года N 576 "Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 32, ст.3335) и пункт 14 Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов, утвержденных указанным постановлением;
постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года N 803 "О совершенствовании организации исполнения федеральных законов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст.4582);
пункты 1 и 3 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам законопроектной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2004 года N 424 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам законопроектной деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст.3636);
пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009 года N 242 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 12, ст.1443).
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин
ПОЛОЖЕНИЕ
о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации
(с изменениями на 5 апреля 2024 года)
(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2019 года N 1470. - См. предыдущую редакцию)
1. Законопроектная деятельность Правительства Российской Федерации (далее - Правительство) осуществляется в соответствии с планом законопроектной деятельности Правительства. План законопроектной деятельности Правительства принимается в целях реализации мероприятий, предусмотренных основными направлениями деятельности Правительства, утверждаемыми на определенный период, программами социально-экономического развития государства и иными программными документами Президента Российской Федерации и Правительства.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2019 года N 1470. - См. предыдущую редакцию)
2. Проект плана законопроектной деятельности Правительства разрабатывается Министерством юстиции Российской Федерации на основе предложений о разработке законопроектов федеральных органов исполнительной власти и организаций, которым федеральными законами предоставлено право вносить в установленном порядке в Правительство законопроекты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности (далее - организации).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2019 года N 1470. - См. предыдущую редакцию)
3. Предложения о разработке законопроектов для включения в проект плана законопроектной деятельности Правительства направляются федеральными органами исполнительной власти и организациями в Министерство юстиции Российской Федерации до 1 октября года, предшествующего планируемому периоду.
Федеральные органы исполнительной власти и организации в обязательном порядке разрабатывают и представляют в Министерство юстиции Российской Федерации предложения о подготовке законопроектов, которые должны обеспечивать в полном объеме реализацию мероприятий по основным направлениям деятельности Правительства, связанных с совершенствованием законодательства, в рамках компетенции соответствующего федерального органа исполнительной власти или организации.
4. Предложение о разработке законопроекта, представляемое в Министерство юстиции Российской Федерации для включения в проект плана законопроектной деятельности Правительства, должно содержать рабочее наименование законопроекта, наименование федерального органа исполнительной власти либо организации - головного исполнителя и перечень соисполнителей, ориентировочные сроки представления законопроекта в Правительство и внесения его в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума), указание на наличие или отсутствие необходимости рассмотрения проекта федерального закона Экспертным советом при Правительстве, а также пояснительную записку, содержащую изложение предмета законодательного регулирования и основной идеи законопроекта.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 августа 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 года N 758. - См. предыдущую редакцию)
По решению Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности (далее - Комиссия) законопроект может быть включен в проект плана законопроектной деятельности Правительства только после разработки и представления в установленном порядке концепции этого законопроекта и проекта технического задания на его разработку.
5. Проект плана законопроектной деятельности Правительства с приложением в случае необходимости концепций законопроектов и проектов технических заданий на их разработку вносится в установленном порядке Министерством юстиции Российской Федерации в Правительство до 1 ноября года, предшествующего планируемому периоду.
6. Департамент сопровождения законопроектной деятельности и нормативно-правового регулирования Правительства направляет проект плана законопроектной деятельности Правительства в структурные подразделения Аппарата Правительства, к сфере ведения которых относятся вопросы, затрагиваемые во включенных в проект плана законопроектах.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 августа 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 года N 954; в редакции, введенной в действие с 11 сентября 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 года N 1301; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2024 года N 432. - См. предыдущую редакцию)
Указанные структурные подразделения Аппарата Правительства проводят оценку проекта плана законопроектной деятельности Правительства в пределах своих сфер ведения с учетом полноты реализации в проекте плана законопроектной деятельности Правительства мероприятий по основным направлениям деятельности Правительства, связанных с совершенствованием законодательства, готовят предложения по уточнению проекта плана законопроектной деятельности Правительства и не позднее 14 дней со дня получения данного проекта плана направляют указанные предложения в Департамент сопровождения законопроектной деятельности и нормативно-правового регулирования Правительства.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 августа 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 года N 954; в редакции, введенной в действие с 11 сентября 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 года N 1301; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2024 года N 432. - См. предыдущую редакцию)
Департамент сопровождения законопроектной деятельности и нормативно-правового регулирования Правительства осуществляет доработку проекта плана законопроектной деятельности Правительства.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 августа 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 года N 954; в редакции, введенной в действие с 11 сентября 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 года N 1301; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2024 года N 432. - См. предыдущую редакцию)
7. Проект плана законопроектной деятельности Правительства рассматривается Комиссией. План законопроектной деятельности Правительства утверждается Правительством.
8. Утвержденный план законопроектной деятельности Правительства направляется Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Федеральное Собрание), а также в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2019 года N 1470. - См. предыдущую редакцию)
9. Контроль за исполнением плана законопроектной деятельности Правительства федеральными органами исполнительной власти и организациями осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти и организации - головные исполнители по законопроектам ежеквартально, не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, направляют в Министерство юстиции Российской Федерации информацию об исполнении ими плана законопроектной деятельности Правительства.
Министерство юстиции Российской Федерации ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляет в Правительство отчет об исполнении плана законопроектной деятельности Правительства.
Одновременно с отчетом об исполнении плана законопроектной деятельности Правительства за II квартал Министерство юстиции Российской Федерации вносит в Правительство предложения о внесении изменений в план законопроектной деятельности Правительства.
Предложения о внесении изменений в план законопроектной деятельности Правительства направляются федеральными органами исполнительной власти и организациями в Министерство юстиции Российской Федерации до 10 июня. Указанные предложения должны соответствовать требованиям, установленным пунктом 4 настоящего Положения.
Министерство юстиции Российской Федерации ежегодно, до 20 января, направляет в Правительство отчет об исполнении плана законопроектной деятельности Правительства за истекший год.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2019 года N 1470. - См. предыдущую редакцию)
10. Разработка федеральными органами исполнительной власти либо организациями проектов федеральных законов в целях выполнения международных обязательств Российской Федерации, во исполнение решений Конституционного Суда Российской Федерации, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, актов Правительства, поручений или указаний Президента Российской Федерации, поручений, содержащихся в протоколах заседаний Правительства, и поручений Председателя Правительства может осуществляться без их включения в план законопроектной деятельности Правительства.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2019 года N 1470. - См. предыдущую редакцию)
11. Разработка федеральными органами исполнительной власти либо организациями проектов федеральных законов, не предусмотренных планом законопроектной деятельности Правительства или документами, указанными в пункте 10 настоящего Положения, а также включение в разрабатываемые законопроекты положений, не относящихся к предмету правового регулирования, определенному указанными документами, допускаются по решению Председателя Правительства.
Федеральный орган исполнительной власти или организация, к установленной сфере деятельности которых относится соответствующий вопрос, представляет в Правительство предложение о разработке проекта федерального закона или об изменении предмета правового регулирования разрабатываемого законопроекта. Указанное предложение должно соответствовать требованиям, установленным пунктом 4 настоящего Положения.
При необходимости оперативного решения задач, требующих законодательного регулирования, предложение о разработке соответствующего проекта федерального закона для рассмотрения Председателем Правительства представляется Заместителем Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2019 года N 1470. - См. предыдущую редакцию)
12. Федеральные органы исполнительной власти и организации ежегодно утверждают и представляют в Правительство ведомственные годовые планы организации законопроектных работ с указанием оснований разработки проектов федеральных законов, сроков представления проектов федеральных законов в Правительство, а также объемов и порядка финансирования этих работ. В ведомственном годовом плане организации законопроектной работы должна быть отражена информация обо всех проектах федеральных законов, разрабатываемых федеральным органом исполнительной власти или организацией.
Информация о ходе разработки проектов федеральных законов, затрагивающих вопросы, относящиеся к установленной сфере деятельности федерального органа исполнительной власти или организации, представляется в Правительство в порядке и сроки, которые установлены Типовым должностным регламентом статс-секретарей -заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2005 г. N 514 "Об особенностях статуса и Типовом должностном регламенте статс-секретарей - заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти".
Руководители федеральных органов исполнительной власти и организаций несут персональную ответственность за качество и соблюдение сроков подготовки законопроектов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2019 года N 1470. - См. предыдущую редакцию)
13. В целях подготовки законопроектов, включенных в план законопроектной деятельности Правительства, как правило, образуются рабочие группы (далее - рабочая группа). Перечень законопроектов, по которым должны быть образованы рабочие группы, утверждается Комиссией.
14. Рабочая группа образуется в целях разработки законопроекта, согласования его с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями, участия в рассмотрении законопроекта палатами Федерального Собрания (включая экспертно-правовое сопровождение), разработки проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих принятию в связи с данным законопроектом (далее - нормативные правовые акты, необходимые для реализации соответствующего федерального закона), а также выработки предложений по его совершенствованию.
15. В состав рабочей группы включаются представители федерального органа исполнительной власти либо организации - головного исполнителя по законопроекту, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (в обязательном порядке - заместители руководителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций и (или) руководители структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти и организаций, отвечающих за соответствующее направление деятельности), при необходимости представители палат Федерального Собрания и их аппаратов, сотрудники Аппарата Правительства, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов, а также представители научно-исследовательских, общественных и иных организаций.
16. Согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями предложения по составу рабочей группы представляются в Комиссию руководителем федерального органа исполнительной власти либо организации - головного исполнителя по законопроекту или статс-секретарем - заместителем руководителя этого федерального органа исполнительной власти в течение 30 дней со дня утверждения перечня законопроектов, по которым образуются рабочие группы.
Решения об образовании рабочей группы и утверждении ее состава принимаются на заседании Комиссии.
Рабочую группу возглавляет заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти либо организации головного исполнителя по законопроекту. Руководитель рабочей группы утверждает порядок и план работы рабочей группы и несет персональную ответственность за своевременную подготовку законопроекта.
По письменному представлению руководителя рабочей группы члены рабочей группы - государственные служащие федеральных органов исполнительной власти по согласованию с руководителем (заместителем руководителя) соответствующего федерального органа исполнительной власти освобождаются от выполнения иных должностных обязанностей по месту службы на период, определенный в соответствии с планом работы рабочей группы.
17. Рабочая группа:
а) обеспечивает подготовку законопроекта;
б) содействует согласованию законопроекта в установленном порядке с заинтересованными государственными органами;
в) инициирует на любом этапе подготовки законопроекта его рассмотрение у руководителя федерального органа исполнительной власти либо организации - головного исполнителя по законопроекту, Заместителя Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей) в целях урегулирования разногласий, возникающих в процессе деятельности рабочей группы, а также принятия решений концептуального характера;