(с изменениями на 13 марта 2015 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2004 года N 424 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 35, 30.08.2004);
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2006 года N 62 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 6, 06.02.2006);
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009 года N 242 (Российская газета, N 53, 27.03.2009);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 389 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 19, 11.05.2009);
постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 72 (Российская газета, N 42, 02.03.2010);
постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 года N 539 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 29, 18.07.2011);
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2013 года N 819 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.09.2013);
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 года N 1075 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.11.2013);
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2015 года N 222 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.03.2015, N 0001201503180003).
____________________________________________________________________
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные требования к концепции и разработке проектов федеральных законов.
2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти обеспечить соблюдение Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов в процессе реализации решений Правительства Российской Федерации о разработке проектов федеральных законов.
3. Пункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 389. - См. предыдущую редакцию.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2001 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к концепции и разработке проектов федеральных законов
(с изменениями на 13 марта 2015 года)
1. Основные требования к концепции и разработке проектов федеральных законов (далее именуются Основные требования) установлены во исполнение положений о законопроектной деятельности Регламента Правительства Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2000 года N 347 "О совершенствовании законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 17, ст. 1877).
Настоящие Основные требования не распространяются на разработку проектов федеральных законов, связанных с ратификацией международных договоров и соглашений Российской Федерации, проектов федеральных законов о федеральном бюджете, бюджетах государственных внебюджетных фондов и их исполнении, а также проектов федеральных законов о технических регламентах (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2006 года N 62 - см. предыдущую редакцию).
2. Концепция проекта федерального закона (далее именуется законопроект) и проект технического задания на его разработку в случае необходимости разрабатываются федеральными органами исполнительной власти и организациями, которым федеральными законами предоставлено право вносить в установленном порядке в Правительство законопроекты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, по законопроектам, предлагаемым ими для включения в план законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, по собственной инициативе, по решению Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности, а также в случае, если разработка концепции законопроекта и проекта технического задания предусмотрена правовым актом, поручением или указанием Президента Российской Федерации либо правовым актом или поручением Правительства Российской Федерации (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 389; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 года N 539 - см. предыдущую редакцию).
3. Концепция законопроекта представляет собой документ, в котором должны быть определены:
основная идея, цели и предмет правового регулирования, круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта, их новые права и обязанности, в том числе с учетом ранее имевшихся;
место будущего закона в системе действующего законодательства с указанием отрасли законодательства, к которой он относится, положений Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и системообразующих законов Российской Федерации, на реализацию которых направлен данный законопроект, а также значение, которое будет иметь законопроект для правовой системы;
общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений с приложением анализа действующих в этой сфере нормативных правовых актов Российской Федерации, Договора о Евразийском экономическом союзе и иных международных договоров Российской Федерации. При этом указываются пробелы и противоречия в действующем законодательстве, наличие устаревших норм права, фактически утративших силу, а также неэффективных положений, не имеющих должного механизма реализации, рациональные и наиболее эффективные способы устранения имеющихся недостатков правового регулирования. Общая характеристика состояния правового регулирования должна также содержать анализ соответствующей российской и зарубежной правоприменительной практики, а также результаты проведения статистических, социологических и политологических исследований;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 26 марта 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2015 года N 222. - См. предыдущую редакцию)
социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего закона;
информация о соответствии законопроекта положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
(Абзац дополнительно включен с 26 марта 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2015 года N 222)
4. Проект технического задания на разработку законопроекта (далее именуется - техническое задание) должен содержать следующие разделы:
а) основание разработки законопроекта, его форма, вид и рабочее наименование;
б) заказчик и разработчики законопроекта;
в) перечень документов, подлежащих разработке;
г) примерная структура законопроекта;
д) виды, этапы и сроки работы;
е) порядок финансирования и смета расходов (при заключении заказчиком договора на разработку законопроекта);
ж) порядок приемки работы.
5. В разделе "Основание разработки законопроекта, его форма, вид и рабочее наименование" указывается полное наименование документа, на основании которого разрабатывается законопроект, форма разрабатываемого законопроекта, его вид, а также рабочее наименование.
6. В разделе "Заказчик и разработчики законопроекта" указываются полное наименование заказчика и разработчиков, их местонахождение, банковские реквизиты. В случае проведения конкурса среди разработчиков законопроекта в разделе указываются только основные требования к разработчику: наличие соответствующей квалификации, опыта работы в определенной сфере и т. п.
Заказчиком является, как правило, федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку законопроекта. По законопроектам, имеющим особо важное значение, заказчиком может выступать Правительство Российской Федерации.
7. В разделе "Перечень документов, подлежащих разработке" указываются подлежащие разработке документы: законопроект или пакет законопроектов; проекты или основное содержание иных нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации федерального закона (согласуются с заинтересованными органами исполнительной власти вместе с законопроектом); перечень нормативных правовых актов, подлежащих отмене или изменению в связи с будущим законом (согласуются с концепцией и проектом технического задания на разработку законопроекта); пояснительная записка; финансово-экономическое обоснование; расчеты социально-экономических последствий принятия федерального закона, другие необходимые документы (пункт дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2004 года N 424 - см. предыдущую редакцию).
8. В разделе "Виды, этапы и сроки работы" определяются этапы, сроки и содержание работ, выполняемых в процессе подготовки законопроекта, с указанием работ, подлежащих приемке заказчиком, которая проводится в том же порядке, что и приемка разработанного законопроекта. В качестве этапов разработки законопроекта могут рассматриваться подготовка концепции законопроекта, разработка его отдельных глав (разделов), доработка законопроекта с учетом высказанных замечаний и т. п.
9. В разделе "Примерная структура законопроекта" определяется порядок расположения составных частей (разделов, глав) законопроекта. Структура законопроекта должна обеспечивать логическое развитие темы, являющейся предметом правового регулирования.
10. В разделе "Порядок финансирования и смета расходов" определяются источники и порядок финансирования разработки законопроекта, в случае если разработка законопроекта проводится на договорной (контрактной) основе, приводится смета расходов с распределением по источникам финансирования.
11. В разделе "Порядок приемки работы" устанавливаются порядок предварительного согласования и требования к приемке законопроекта, определяется ответственный за его приемку. Ответственным за приемку законопроекта является, как правило, заказчик федеральный орган исполнительной власти, ответственный за его разработку. К приемке законопроекта могут в установленном порядке привлекаться специалисты Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
12. По законопроектам, предусмотренным частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации, а также абзацем вторым пункта 53 Регламента Правительства Российской Федерации, составляется финансово-экономическое обоснование, оформленное в соответствии с пунктами 53_1 и 53_2 Регламента Правительства Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 28 сентября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2013 года N 819. - См. предыдущую редакцию)
13. Концепция законопроекта и проект технического задания после согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти направляются федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку законопроекта, для проведения правовой экспертизы в Министерство юстиции Российской Федерации. Указанные документы также направляются в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации для проведения правовой экспертизы.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 апреля 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009 года N 242; в редакции, введенной в действие с 10 марта 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 72; в редакции, введенной в действие с 6 декабря 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 года N 1075. - См. предыдущую редакцию)
Концепция законопроекта и проект технического задания с приложением заключений Министерства юстиции Российской Федерации и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации представляются в Правительство Российской Федерации и утверждаются Комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 389).
14. Пункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 389. - См. предыдущую редакцию.
15. Контроль за реализацией концепции и выполнением технического задания осуществляется федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку законопроекта.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"