Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 апреля 2000 года N 347


О совершенствовании законопроектной деятельности
Правительства Российской Федерации

(с изменениями на 17 марта 2009 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 30 апреля 2009 года N 389

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 года N 576 (Российская газета, N 151-152, 09.08.2001) (вступило в силу с 1 сентября 2001 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2004 года N 424 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 35, 30.08.2004);

постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009 года N 242 (Российская газета, N 53, 27.03.2009).

____________________________________________________________________


Правительство Российской Федерации считает участие в законодательном процессе одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

В результате целенаправленной работы Правительства Российской Федерации законопроектная деятельность Правительства Российской Федерации стала более ориентирована на решение социально-экономических проблем, улучшилось планирование разработки законопроектов, взаимодействие Правительства Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законодательном процессе, активизировалась деятельность федеральных органов исполнительной власти в палатах Федерального Собрания Российской Федерации по отстаиванию позиций Правительства Российской Федерации на всех стадиях рассмотрения законопроектов (законов), достигнуты определенные успехи в продвижении и принятии первоочередных законодательных инициатив Правительства Российской Федерации.

Вместе с тем законопроектная деятельность недостаточно систематична. Представляемые в Правительство Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти законопроекты зачастую плохо подготовлены, не основываются на тщательной инвентаризации действующих нормативных правовых актов, а также должным образом не согласованы. Отмечаются случаи лоббирования узковедомственных интересов, требует дальнейшего совершенствования порядок планирования законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации.

В целях совершенствования организации законопроектной деятельности Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Установить, что:

планы законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации формируются в соответствии с программами социально-экономического развития страны, а также на основе концепции развития законодательства Российской Федерации;

проекты планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации разрабатываются Министерством юстиции Российской Федерации с привлечением Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2004 года N 424 - см. предыдущую редакцию);

проекты планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации с приложением концепций и проектов технических заданий на разработку проектов федеральных законов после предварительной экспертной оценки вносятся в установленном порядке Министерством юстиции Российской Федерации в Правительство Российской Федерации (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2004 года N 424).

Принятые планы законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации направляются Президенту Российской Федерации и в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

2. Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают проработку, научное обоснование и своевременное представление в Министерство юстиции Российской Федерации предложений о разработке проектов федеральных законов.

Предложение о разработке проекта федерального закона, представляемое в Министерство юстиции Российской Федерации для включения в проект плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, должно содержать рабочее наименование проекта федерального закона и его концепцию, наименование федерального органа исполнительной власти - головного исполнителя и перечень соисполнителей, ориентировочные сроки рассмотрения проекта федерального закона в Правительстве Российской Федерации и внесения его в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, а также проект технического задания на разработку проекта федерального закона (абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2001 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 года N 576, - см. предыдущую редакцию).

Проекты планов законопроектной деятельности, а также планы мероприятий по введению в действие актов законодательства, предусматривающих разработку законопроектов, подлежат обязательному рассмотрению Комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

3. Министерство юстиции Российской Федерации:

а) разрабатывает предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;

б) координирует работу федеральных органов исполнительной власти по подготовке предложений к проектам планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации и при необходимости дает правовые заключения о целесообразности разработки законопроектов;

в) разрабатывает и вносит в Правительство Российской Федерации предложения об изменении и дополнении планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;

г) принимает в обязательном порядке участие в разработке системообразующих законопроектов;

д) привлекает в установленном порядке к разработке планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации представителей федеральных органов исполнительной власти, научных учреждений, экспертов и специалистов;

е) запрашивает информацию по вопросам законопроектной работы федеральных органов исполнительной власти;

ж) докладывает Правительству Российской Федерации о ходе выполнения законопроектных работ федеральными органами исполнительной власти;

з) осуществляет методическое обеспечение подготовки федеральными органами исполнительной власти проектов федеральных законов;

и) обобщает практику подготовки федеральными органами исполнительной власти проектов федеральных законов.

4. Министерство юстиции Российской Федерации взаимодействует по вопросам законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации с Комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности и иными координационными и консультативными органами при Президенте Российской Федерации и при Правительстве Российской Федерации.

5. Установить, что участие Министерства юстиции Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в законопроектной деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации осуществляется в соответствии с решениями Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности и по согласованию с полномочными представителями Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации.

Подготовленные федеральными органами исполнительной власти проекты заключений, поправок и официальных отзывов Правительства Российской Федерации вносятся в Правительство Российской Федерации исключительно руководителями федеральных органов исполнительной власти либо лицами, исполняющими их обязанности, с приложением всех материалов, поступивших от субъектов права законодательной инициативы или Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2004 года N 424 - см. предыдущую редакцию).

Неурегулированные разногласия по проектам заключений, поправок и официальных отзывов Правительства Российской Федерации рассматриваются на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности с участием руководителей, имеющих разногласия (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2004 года N 424).

6. Федеральный орган исполнительной власти - головной исполнитель по законопроекту:

а) организует разработку законопроекта и перечня актов федерального законодательства, подлежащих в связи с данным законопроектом признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию, в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, необходимых для обеспечения действия норм законопроекта, координирует работу федеральных органов исполнительной власти - соисполнителей, привлекает к работе представителей заинтересованных организаций, в необходимых случаях - представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организует проведение независимой экспертизы законопроекта в целях выявления в нем положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции и направляет согласованный законопроект и перечень правовых актов, необходимых для обеспечения действия норм законопроекта, в Правительство Российской Федерации (подпункт дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2004 года N 424; дополнен с 4 апреля 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009 года N 242 - см. предыдущую редакцию);

б) образует, как правило, рабочие группы с привлечением представителей общественных, научно-исследовательских и других организаций, в необходимых случаях - представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для разработки законопроекта и подготовки прилагаемых к нему материалов;

в) регулярно докладывает Правительству Российской Федерации о ходе подготовки законопроекта и вносит предложения по вопросам, требующим решения Правительства Российской Федерации;

г) не позднее первого числа первого месяца каждого квартала направляет в Министерство юстиции Российской Федерации информацию о выполнении им планов законопроектных работ.

7. Руководители федеральных органов исполнительной власти несут персональную ответственность за качество и соблюдение сроков подготовки проектов законодательных актов, предусмотренных планами законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации.

8. Представление федеральными органами исполнительной власти законопроектов в палаты Федерального Собрания Российской Федерации и иным субъектам права законодательной инициативы, а также передача иных материалов по вопросам, связанным с законопроектной деятельностью, не допускаются.

Копии материалов, представляемых федеральными органами исполнительной власти по парламентским запросам, а также запросам и обращениям комиссий, комитетов, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, комиссий, комитетов, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, направляются полномочным представителям Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации.

(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2004 года N 424 - см. предыдущую редакцию)

9. Законопроект и перечень актов федерального законодательства, подлежащих в связи с этим законопроектом признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию, в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также протоколы согласительных совещаний (при наличии разногласий) и замечания направляются до внесения в Правительство Российской Федерации на заключение в Министерство юстиции Российской Федерации.

Министерство юстиции Российской Федерации с участием при необходимости Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации дает оценку законопроекту и перечню правовых актов, необходимых для обеспечения действия норм законопроекта, в целях установления соответствия актам более высокой юридической силы, отсутствия внутренних противоречий и пробелов, а также отсутствия в законопроекте положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и соблюдения правил юридической техники (абзац дополнен с 4 апреля 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009 года N 242 - см. предыдущую редакцию).

Заключения на законопроекты до их внесения в Правительство Российской Федерации подписываются Министром юстиции Российской Федерации или его заместителями и направляются в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, как правило, в 5-дневный срок с даты поступления законопроектов. В зависимости от объема и сложности законопроекта по договоренности между Министерством юстиции Российской Федерации и соответствующим федеральным органом исполнительной власти может быть установлен иной срок подготовки заключения, который не может превышать 30 дней.

(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2004 года N 424 - см. предыдущую редакцию)

10. Правовое заключение Министерства юстиции Российской Федерации должно содержать следующие сведения:

а) предмет регулирования и его соответствие сфере федерального ведения или совместного ведения, установленной Конституцией Российской Федерации (с указанием конкретных статей и пунктов);

б) включение законопроекта в планы законопроектной деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, палат Федерального Собрания Российской Федерации;

в) состояние нормативного регулирования в данной сфере, необходимость и достаточность указанного законопроекта и перечня правовых актов, необходимых для обеспечения действия норм законопроекта, для урегулирования затрагиваемых общественных отношений с учетом компетенции Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти (подпункт дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2004 года N 424 - см. предыдущую редакцию);

г) оценка формы законопроекта (новый акт, внесение изменений и дополнений в действующие акты и т. д.) и соответствия его текста правилам юридической техники;

д) соответствие содержания законопроекта нормам Конституции Российской Федерации, общепринятым нормам и принципам международного права, международным договорам Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам, а также юридической практике;

е) иные юридические особенности законопроекта;

ж) соответствие представленного проекта федерального закона техническому заданию на его разработку (подпункт дополнительно включен с 1 сентября 2001 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 года N 576).

з) результаты экспертизы законопроекта, проводимой в целях выявления в нем положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (подпункт дополнительно включен с 4 апреля 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009 года N 242).

11. Министерству юстиции Российской Федерации совместно с Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации в 3-месячный срок разработать и утвердить методические правила по организации законопроектной работы федеральных органов исполнительной власти, а также представить в Правительство Российской Федерации предложения об унификации терминологии и правил подготовки документов, связанных с разработкой законопроектов федеральными органами государственной власти.

12. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству юстиции Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представить предложения по дополнительному финансированию организации законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации.

13. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 года N 733 "Об утверждении временного Положения о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 9, ст.1019).

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
ЗАО "Кодекс"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»