Профессиональные справочные системы для специалистов
медицинской и фармацевтической промышленности

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 января 2015 года N 83

О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации

(с изменениями на 31 декабря 2020 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2015 года N 896 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.09.2015, N 0001201509030034) (о порядке вступления в силу см. пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2015 года N 896);

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2016 года N 613 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.07.2016, N 0001201607050001);

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2018 года N 1026 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.08.2018, N 0001201808310010);

постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2453 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.01.2021, N 0001202101090049).

____________________________________________________________________



Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов;

изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

2. Министерству экономического развития Российской Федерации давать разъяснения о применении Правил, утвержденных настоящим постановлением.

3. Министерству экономического развития Российской Федерации утвердить:

а) до 1 октября 2015 года:

методику оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования;

методику проведения публичных (общественных) консультаций (обсуждений);

б) до 1 января 2016 года:

форму проекта плана проведения федеральным органом исполнительной власти оценки фактического воздействия нормативных правовых актов;

форму отчета об оценке фактического воздействия нормативного правового акта;

форму заключения об оценке фактического воздействия нормативного правового акта;

методику оценки фактического воздействия нормативных правовых актов.

4. Реализация настоящего постановления осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

5. Оценка фактического воздействия нормативных правовых актов в соответствии с пунктами 18-21 Правил, утвержденных настоящим постановлением, осуществляется до 1 июля 2017 года Министерством экономического развития Российской Федерации.

6. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 2011 года N 633 "Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 32, ст.4834).

7. Абзац второй пункта 1 и пункт 6 настоящего постановления вступают в силу с 1 января 2016 года.

Изменения, утвержденные настоящим постановлением, вступают в силу с 1 июля 2015 года, за исключением:

абзацев четырнадцатого и сорок пятого подпункта "б" пункта 9 изменений, утвержденных настоящим постановлением, которые вступают в силу с 1 октября 2015 года;

подпункта "а" пункта 1, абзацев второго - пятого подпункта "б" пункта 1, подпункта "а" пункта 2, пунктов 3 и 4 и подпункта "б" пункта 5 изменений, утвержденных настоящим постановлением, которые вступают в силу с 1 января 2016 года.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

     

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 января 2015 года N 83
(В редакции, введенной в действие
с 17 января 2021 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 декабря 2020 года N 2453
. -
См. предыдущую редакцию)

Правила проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов

     

     

          I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (далее - нормативные правовые акты), порядок и основания признания утратившими силу или пересмотра устанавливающих обязательные требования нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - уполномоченная организация, уполномоченные организации), их положений.

2. Оценка фактического воздействия нормативных правовых актов проводится:

а) в отношении нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, в случае принятия решения о необходимости проведения оценки фактического воздействия в соответствии с порядком оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, подготовки, рассмотрения доклада о достижении целей введения обязательных требований и принятия решения о продлении срока действия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, или о проведении оценки фактического воздействия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, утвержденным в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - порядок оценки применения обязательных требований);

б) в отношении иных нормативных правовых актов по решению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по проведению административной реформы (далее - Комиссия) или ее подкомиссии, в том числе в отношении нормативных правовых актов, в отношении проектов которых проводилась оценка регулирующего воздействия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Оценка фактического воздействия нормативных правовых актов проводится в целях анализа достижения целей регулирования, заявленных в сводном отчете о результатах проведения оценки их регулирующего воздействия (при наличии), определения и оценки фактических положительных и отрицательных последствий принятия нормативных правовых актов, а также выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и иной экономической деятельности и (или) приводящих к возникновению необоснованных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Оценка фактического воздействия нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, проводится в целях, указанных в абзаце первом настоящего пункта, а также в целях анализа обоснованности установленных обязательных требований, определения и оценки фактических последствий их установления, выявления избыточных условий, ограничений, запретов, обязанностей.

При оценке фактического воздействия нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, проводится их оценка на соответствие принципам установления и оценки применения обязательных требований, установленным Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".

4. Процедура проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов состоит из следующих этапов:

а) подготовка отчета об оценке фактического воздействия нормативного правового акта и его публичное обсуждение;

б) подготовка заключения Министерства экономического развития Российской Федерации об оценке фактического воздействия нормативного правового акта;

в) рассмотрение Комиссией или ее подкомиссией отчета об оценке фактического воздействия нормативного правового акта и заключения Министерства экономического развития Российской Федерации об оценке фактического воздействия нормативного правового акта.

II. Подготовка и публичное обсуждение отчета об оценке фактического воздействия нормативного правового акта

     

5. Оценка фактического воздействия нормативных правовых актов проводится федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативное правовое регулирование в сферах осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, затрагиваемых нормативным правовым актом и содержащимися в нем обязательными требованиями, или разработавшими нормативный правовой акт (далее - уполномоченный орган, уполномоченные органы), а также уполномоченными организациями.

6. Уполномоченный орган (уполномоченная организация) в течение 20 рабочих дней со дня принятия уполномоченным органом (уполномоченной организацией) решения о необходимости проведения оценки фактического воздействия нормативного правового акта или после поступления решения Комиссии или ее подкомиссии о необходимости проведения оценки фактического воздействия нормативного правового акта согласно порядку оценки применения обязательных требований готовит отчет об оценке фактического воздействия нормативного правового акта, содержащего обязательные требования (далее - отчет об оценке фактического воздействия), либо решения в отношении нормативных правовых актов, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящих Правил, содержащий следующие сведения:

а) реквизиты и источники официального опубликования нормативного правового акта;

б) сведения о внесенных в нормативный правовой акт изменениях (при наличии);

в) сведения о полномочиях уполномоченного органа (уполномоченной организации) на установление соответствующих требований;

г) сведения о результатах оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта, включая сводный отчет о результатах оценки его регулирующего воздействия, заключение об оценке его регулирующего воздействия, сводку предложений, поступивших по итогам проведения публичных консультаций (далее - сводка предложений), полные электронные адреса размещения указанных сводного отчета и заключения на официальном сайте (regulation.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) (при наличии);

д) период действия нормативного правового акта и его отдельных положений (при наличии);

е) цели введения регулирования, предусмотренного нормативным правовым актом, во взаимосвязи с целями, указанными в сводном отчете о проведении оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта, и сведения о качественном результате регулирования (вывод на основе анализа качественных и количественных параметров, характеризующих результат введения указанного регулирования), а также о показателях количественной динамики, характеризующих степень достижения таких целей с течением времени;

ж) сведения о достижении целей введения обязательных требований (снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление соответствующих обязательных требований), в том числе на основе сравнительного анализа с использованием качественных и количественных результатов регулирования (индикативных показателей), указанных в сводном отчете о проведении оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта;

з) основные группы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, к которым применяются требования, содержащиеся в нормативном правовом акте (далее - субъекты регулирования), иные заинтересованные лица, включая органы государственной власти, органы местного самоуправления, интересы которых затрагиваются нормативным правовым актом, оценка количества субъектов регулирования и иных заинтересованных лиц на день подготовки отчета об оценке фактического воздействия, изменение численности и состава таких групп по сравнению со сведениями, представленными разработчиком при проведении оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта;

и) изменение бюджетных расходов и доходов от реализации предусмотренных нормативным правовым актом функций, полномочий, обязанностей и прав федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

к) оценка фактических расходов и доходов субъектов регулирования, связанных с необходимостью соблюдения установленных нормативным правовым актом обязанностей, запретов или ограничений;

л) оценка фактических положительных и отрицательных последствий (в том числе социально-экономических) установления обязательных требований;

м) сведения о реализации методов контроля эффективности достижения цели регулирования, установленных нормативным правовым актом, а также организационно-технических, методологических, информационных и иных мероприятий с указанием соответствующих расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

н) оценка эффективности достижения заявленных целей установления обязательных требований;

о) сведения о привлечении к ответственности за нарушение установленных нормативным правовым актом обязательных требований (в случае если нормативным правовым актом установлена такая ответственность) и анализ основных причин нарушения соответствующих обязательных требований, в том числе на предмет исполнимости обязательных требований без несоразмерных издержек субъектов регулирования и (или) наличия необоснованных ограничений;

п) анализ влияния социально-экономических последствий реализации нормативного правового акта на деятельность субъектов регулирования, в том числе на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства;

р) подготовленные на основе полученных выводов предложения о признании утратившими силу, или пересмотре, или продлении срока действия нормативного правового акта, его отдельных положений (о целесообразности сохранения действия нормативного правового акта, его отдельных положений) - в случае оценки нормативного правового акта, содержащего срок действия в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";

с) иные сведения, которые, по мнению разработчика, позволяют оценить фактическое воздействие нормативного правового акта.

7. В целях публичного обсуждения отчета об оценке фактического воздействия уполномоченный орган (уполномоченная организация) размещает текст нормативного правового акта (в действующей редакции) и отчет об оценке фактического воздействия на официальном сайте.

8. Срок публичного обсуждения отчета об оценке фактического воздействия не может составлять менее 20 рабочих дней со дня размещения его на официальном сайте.

9. Уполномоченный орган (уполномоченная организация) обязан рассмотреть все предложения, поступившие в установленный срок в связи с проведением публичного обсуждения отчета об оценке фактического воздействия, и составить сводку предложений с указанием сведений об их учете или о причинах их отклонения не позднее 20 рабочих дней со дня окончания публичного обсуждения отчета об оценке фактического воздействия, разместив ее на официальном сайте.

10. По результатам публичного обсуждения отчета об оценке фактического воздействия уполномоченный орган (уполномоченная организация) дорабатывает отчет об оценке фактического воздействия. При этом в отчет включаются:

а) сведения о проведении публичного обсуждения отчета и сроках его проведения;

б) сводка предложений, поступивших в ходе публичного обсуждения отчета;

в) подготовленные на основе полученных выводов предложения о признании утратившими силу, или пересмотре, или продлении срока действия нормативного правового акта, его отдельных положений (в случае оценки нормативного правового акта, содержащего срок действия в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации").

11. В случае если обязательное требование установлено нормативным правовым актом, принятым совместно несколькими уполномоченными органами, подготовка отчета об оценке фактического воздействия осуществляется одним из уполномоченных органов по согласованию с соответствующими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (далее - заинтересованные федеральные органы исполнительной власти).

Согласование заинтересованными федеральными органами исполнительной власти отчета об оценке фактического воздействия проводится в течение 10 рабочих дней с даты его поступления от уполномоченного органа.

12. Доработанный отчет об оценке фактического воздействия, подписанный руководителем или заместителем руководителя уполномоченного органа (уполномоченной организации), направляется в Министерство экономического развития Российской Федерации для подготовки заключения об оценке фактического воздействия нормативного правового акта и в Министерство юстиции Российской Федерации для представления правовой позиции с приложением письма о согласовании доработанного отчета об оценке фактического воздействия заинтересованными федеральными органами исполнительной власти одновременно с его размещением на официальном сайте в течение 3 рабочих дней с даты подписания отчета об оценке фактического воздействия. При наличии разногласий отчет об оценке фактического воздействия направляется в Министерство экономического развития Российской Федерации вместе с протоколом согласительного совещания и документами, содержащими поступившие в установленном порядке в уполномоченный орган (уполномоченную организацию) замечания.