ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

ПИСЬМО

от 12 декабря 2006 года N СК-02-10/3685

     

[О направлении Методических рекомендаций по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации]

____________________________________________________________________

В дополнение к настоящему документу см. письмо Росспорта от 21 марта 2008 года N ЮА-02-07/912.     

____________________________________________________________________       


Федеральное агентство по физической культуре и спорту направляет для использования в работе "Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации".

Одновременно информируем, что совместным письмом Минобрнауки России и Росспорта N ВФ-1544/06 от 10.08.2006 и N ЮА-00-10/2554 от 24.08.2006 письмо Министерства образования Российской Федерации от 01.02.95 N 03-М и Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму от 25 января 1995 года N 96-ИТ о направлении сборника "Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, расположенных на территории Российской Федерации" признано недействующим.

Заместитель Руководителя
Федерального агентства
по физической культуре
и спорту
С.Н.Король

     

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
 по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации



Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях оказания содействия в организации деятельности детско-юношеских спортивных школ всех наименований (ДЮСШ, ДЮСТШ), детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮШОР), независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы (далее по тексту - спортивная школа), а также других учреждений, осуществляющих физкультурно-спортивную деятельность, в т.ч. школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ), училищ олимпийского резерва (УОР), физкультурно-спортивных клубов по месту жительства и других физкультурно-спортивных организаций.

1. Организационные основы

1.1. Спортивная школа создается в целях реализации программ физического воспитания детей и организации физкультурно-спортивной работы по программам дополнительного образования детей.

Спортивная школа, как правило, создается в виде образовательного учреждения дополнительного образования детей и в этом случае, в части организации образовательного процесса, должна руководствоваться законодательством в сфере образования.

В соответствии со ст.28-31 Закона Российской Федерации "Об образовании" к вопросам, подлежащим нормативно-правовому регулированию в сфере образования, относятся:

- формирование, определение и осуществление политики в области образования;

- обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования;

- разработка и реализация целевых программ в области образования;

- установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

- создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений;

- разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях;

- установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;

- установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием;

- установление общих принципов финансирования образовательных услуг, норм труда и нормативов его оплаты в образовательных учреждениях;

- установление требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;

- установление государственных образовательных стандартов;

- формирование бюджетов в части расходов на образование;

- организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников.

1.2. В соответствии со ст.32 Закона "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.

Спортивным школам, являющимся учреждениями дополнительного образования детей, необходимо руководствоваться Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 233 (с последующими изменениями и дополнениями).

Непосредственно к компетенции спортивной школы как образовательного учреждения относятся следующие вопросы:

- материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;

- привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств;

- предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;

- подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;

- использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий;

- разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин;

- разработка программы деятельности спортивной школы с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций;

- разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных планов;

- установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;

- установление заработной платы работников спортивной школы, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования;

- разработка и принятие устава коллективом образовательного учреждения для внесения его на утверждение;

- разработка и принятие правил внутреннего распорядка спортивной школы, иных локальных актов;

- самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты;

- осуществление текущего контроля за физическим развитием и успеваемостью по реализуемым программам обучающихся;

- создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

- содействие деятельности тренерскому совету и методическим объединениям;

- координация в спортивной школе деятельности общественных организаций (объединений), в т.ч. физкультурно-спортивных организаций (федераций по видам спорта, спортивных обществ);

- осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации и предусмотренной уставом образовательного учреждения.

Спортивная школа как образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;

3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;

4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

5) иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

1.3. В соответствии со ст.5 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" спортивная школа является субъектом физкультурно-спортивного движения и в части организации физкультурно-спортивной деятельности соответственно руководствуется законодательством в сфере физической культуры и спорта.

К данным вопросам, по которым спортивная школа обязана руководствоваться законодательством в сфере физической культуры и спорта, относятся следующие:

- участие спортивной школой в реализации единой политики в области физической культуры и спорта;

- участие в реализации целевых программ развития физической культуры и спорта;

- ежегодное рассмотрение итогов развития физической культуры и спорта и утверждение мероприятий в данной области на следующий год;

- осуществление физического воспитания детей;

- организация спортивных соревнований и других мероприятий физкультурно-оздоровительного характера;

- формирование сборных команд территорий и обеспечение подготовки резервов для сборных команд по различным видам спорта;

- установление и выполнение нормативов физической подготовленности различных категорий населения;

- реализация установленных (в т.ч. федеральных) нормативов финансирования физической культуры и спорта;

- установление нормативов оказания физкультурно-оздоровительных услуг населению, создание льготных условий для занятий физической культурой детей и инвалидов;

- использование в работе Всероссийского реестра видов спорта;

- применение Единой всероссийской спортивной классификации и присвоение спортивных разрядов и званий;

- участие в составлении единого календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;

- исполнение социальных нормативов развития физической культуры и спорта, а также норм и правил использования физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;

- предоставление ежегодного анализа деятельности спортивной школы на основе данных государственной статистики (форма 5-ФК).

1.4. Спортивные школы призваны:

а) вовлекать максимально возможное число детей в систематическое занятие спортом, выявлять их склонность и пригодность для дальнейших занятий спортом, воспитывать устойчивый интерес к ним;

б) формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, осуществлять гармоничное развитие личности, воспитание ответственности и профессионального самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями обучающихся;

в) обеспечить повышение уровня общей и специальной физической подготовленности в соответствии с требованиями программ по видам спорта.

1.5. Структурные подразделения спортивной школы рекомендуется создавать в виде отделений (отделов) по виду (видам) спорта или этапу подготовки.

1.6. Количество учебных групп (секций) в отделении, а также количество специалистов (тренеров-преподавателей, хореографов, концертмейстеров и других), привлекаемых спортивной школой для работы с обучающимися (в т.ч. непосредственно в одном объединении (секции)), определяется учреждением исходя из утвержденной учредителем сметы доходов и расходов.

1.7. Обоснованием открытия спортивной школы в виде СДЮШОР, как правило, является необходимость обеспечения целенаправленной подготовки спортивного резерва для сборных команд (команд по игровым видам спорта) муниципального образования или субъекта Российской Федерации по олимпийским видам спорта.

Рекомендуемыми условиями функционирования СДЮШОР является:

- наличие необходимой материально-технической базы по культивируемому виду спорта и организация работы СДЮШОР на базе спортивного сооружения;

- наличие образовательных программ спортивной подготовки повышенного уровня (спортивное совершенствование и высшее спортивное мастерство), в т.ч. экспериментальных и авторских;

- наличие высококвалифицированных тренерских кадров, обеспечивающих реализацию данных образовательных программ;

- наличие региональной системы соревнований по культивируемому (олимпийскому) виду спорта (дисциплине), позволяющей выполнять юным спортсменам установленные нормативные требования по видам спорта;

- традиционность и популярность данного вида спорта в регионе;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»