Недействующий
Решение для управления процессами
производственной безопасности

     

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 01 февраля 1995 года N 03-М

        

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ

от 25 января 1995 года N 96-ИТ

ПИСЬМО

Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность
спортивных школ

(с изменениями на 28 сентября 2000 года)
____________________________________________________________________
Не применяется на основании
совместного письма Минобрнауки России от 10 августа 2006 года N ВФ-1544/06 и
Росспорта от 24 августа 2006 года N ЮА-00-10/2554
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:

совместным приказом Минобразования России и Госкомвуза России от 31 августа 1995 года N 463/1268 (отменен на основании приказа Минобразования России от 28 сентября 2000 года N 2797 в связи с отказом в госрегистрации Министерства юстиции Российской Федерации (письмо Минюста Российской Федерации от 31.05.2000 N 4259-ЭР)).

____________________________________________________________________

     

В связи с поступающими запросами о порядке организации деятельности и оплаты труда работников детско-юношеских спортивных школ Министерством образования Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по физкультуре и туризму подготовлены некоторые материалы по нормативно-правовым основам, регулирующим деятельность учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, расположенных на территории Российской Федерации.

 Заместитель министра образования
     Российской Федерации
                                А.Г.Асмолов

Заместитель председателя
     Государственного комитета
 Российской Федерации
     по физкультуре и туризму
                       И.А.Тер-Ованесян

Нормативно-правовые основы,
регулирующие деятельность учреждений дополнительного образования
физкультурно-спортивной направленности, расположенных на территории
Российской Федерации*

(с изменениями на 28 сентября 2000 года)

________________

* Детско-юношеские клубы физической подготовки (ДЮКФП), детско-юношеские спортивные, спортивно-технические школы (ДЮСШ, ДЮСТШ), специализированные детско-юношеские (спортивно-технические) школы олимпийского резерва (СДЮШОР, СДЮСТШОР), школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ) - далее спортшколы.

Настоящие разъяснения составлены на основе законодательных актов, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, постановлений и приказов государственных органов управления физической культурой и спортом СССР и Российской Федерации и других нормативных актов по состоянию на 1 сентября 1994 г., которые регулируют деятельность государственных, муниципальных спортивных школ, расположенных на территории Российской Федерации независимо от их подчиненности.

I. Организация спортивной школы

Спортивная школа любого вида и наименования создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется органом местного самоуправления в заявительном порядке. Для регистрации спортивной школы учредитель представляет в соответствующие органы заявление о регистрации, решение учредителя о создании спортивной школы, его устав, документ об уплате государственной регистрационной пошлины.

Права юридического лица спортшколы в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают с момента ее регистрации.

Права на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникают у спортивной школы с момента выдачи ей в установленном порядке лицензии (разрешения).

Спортивная школа может быть реорганизована в СДЮШОР по решению учредителя и по согласованию с органами государственного управления физической культурой и спортом субъектов Российской Федерации, если это не влечет нарушения обязательств спортивной школы и если учредитель принимает эти обязательства на себя.

Статус СДЮШОР присваивается при условии непосредственной подготовки в спортивной школе учащихся-спортсменов, имеющих спортивное звание "Мастер спорта" или занявших 1-6 место на первенствах, чемпионатах России, Европы, мира, Олимпийских играх.

Ликвидация спортивной школы может быть осуществлена в установленном законом порядке.

Основой государственных гарантий получения детьми Российской Федерации возможностей заниматься в спортивной школе является государственное и муниципальное финансирование.

Финансовые и материальные средства спортивной школы, закрепленные за ней учредителем или являющиеся ее собственностью, используются по ее усмотрению в соответствии с уставом спортивной школы и изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

II. Основные задачи

Спортивная школа, являясь учреждением дополнительного образования, призвана способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям.

Перед спортивными школами, деятельность которых направлена на развитие массового спорта, на этапе начальной подготовки ставятся задачи:

привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, направленным на развитие их личности, утверждение здорового образа жизни, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств.

На учебно-тренировочном этапе подготовки ставятся задачи:

- улучшение состояния здоровья, включая физическое развитие;

- повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований программ по видам спорта;

- профилактика вредных привычек и правонарушений.

Перед спортивными школами, деятельность которых направлена на развитие высших спортивных достижений, на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства ставится задача:

- привлечение к специализированной спортивной подготовке оптимального числа перспективных спортсменов для достижения ими высоких стабильных результатов, позволяющих войти в состав сборных команд России.

III. Этапы многолетней подготовки обучающихся
в учреждениях дополнительного образования

     ---------------------------------------------------------------
       Этапы      ¦  Период  ¦  Виды спортивных школ¦Социальные
     подготовки   ¦подготовки+----------------------¦нормы охвата
                  ¦  (лет)   ¦ДЮКФП¦ДЮСШ¦СДЮШОР¦ШВСМ¦занимающихся
     ---------------------------------------------------------------
     Спортивно-        весь                          10-12% от
     оздоровительный  период    +     х     *        6-15-летнего
                                                     возраста

Начальной

     подготовки       2-3       х     +     х

Учебно-

     тренировочный    4-5       х     +     +
     ---------------------------------------------------------------
     Спортивного                                     0,2% от
     совершенствования  3             х     +     +  16-25-летнего
                                                     возраста

Высшего спортивного

     мастерства       3-5                   +     +

     Условные обозначения: + - основная функция;

                           х - по решению учредителя;

                           * -  в неспециализированных отделениях
                                СДЮШОР.

IV. Критерии оценки деятельности спортивных школ
на этапах многолетней спортивной подготовки

Спортивно-оздоровительный:

1. Стабильность состава занимающихся, посещаемость ими тренировочных занятий.

2. Динамика индивидуальных показателей развития физических качеств занимающихся.

3. Уровень освоения основ гигиены и самоконтроля.

Начальной подготовки:

1. Стабильность состава занимающихся.

2. Динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовленности занимающихся.

3. Уровень освоения основ техники видов спорта, навыков гигиены и самоконтроля.

Учебно-тренировочный:

1. Состояние здоровья, уровень физического развития занимающихся.

2. Динамика уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся.

3. Освоение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программами по видам спорта.

4. Освоение теоретического раздела программы.

Спортивного совершенствования:

1. Уровень физического развития и функционального состояния занимающихся.

2. Выполнение спортсменом объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, предусмотренных индивидуальным планом подготовки.

3. Динамика спортивно-технических показателей.

4. Результаты выступлений во всероссийских соревнованиях.

Высшего спортивного мастерства:

1. Стабильность результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях.

2. Число спортсменов, подготовленных в составы сборных команд России.

V. Организация учебно-тренировочного процесса

Спортивная школа организует работу с обучающимися в течение календарного года. В каникулярное время спортивные школы могут открывать в установленном порядке спортивные, спортивно-оздоровительные лагеря с круглосуточным или дневным пребыванием.

Начало и окончание учебного года зависит от специфики вида спорта, календаря спортивных соревнований, периодизации спортивной подготовки и устанавливается администрацией для каждого вида спорта индивидуально. Если, например, зимний сезон заканчивается в апреле, то в мае-июне спортсмены самостоятельно поддерживают свою спортивную форму, а тренеры-преподаватели находятся в ежегодном отпуске.

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам (работа по индивидуальным планам обязательна на этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства), медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика учащихся.

Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией спортивной школы по представлению тренера-преподавателя в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях.

Штатное расписание спортивной школы определяется самостоятельно в зависимости от целей и задач, финансовых возможностей, с учетом квалификации работников, определяемой на основе тарифно-квалификационных характеристик, утвержденных в установленном порядке для работников физической культуры и спорта, других специалистов, служащих и рабочих.

     

VI. Условия зачисления в спортивную школу,
переводы занимающихся на последующий год обучения,
этапы многолетней спортивной подготовки

На этап начальной подготовки принимаются лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний в установленном для вида спорта минимальном возрасте.

На учебно-тренировочный этап подготовки зачисляются на конкурсной основе только здоровые и практически здоровые спортсмены, прошедшие не менее одного года необходимую подготовку, при выполнении ими требований по общефизической и специальной подготовке.

На этап спортивного совершенствования зачисляются спортсмены, выполнившие (подтвердившие) спортивный разряд кандидата в мастера спорта, а по командным игровым видам спорта - первый (юношеский) спортивный разряд. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей.

На этап высшего спортивного мастерства зачисляются перспективные спортсмены, выполнившие (подтвердившие) требования норм "Мастера спорта России", "Мастера спорта России международного класса", а в командных игровых видах спорта - разряд "Кандидата в мастера спорта". Возраст спортсмена не ограничивается, если его спортивные результаты стабильны и соответствуют требованиям этапа высшего спортивного мастерства.

VII. Врачебный контроль

Врачебный контроль за занимающимися на этапе начальной подготовки, включая спортивно-оздоровительные группы, осуществляется врачом спортивной школы, а при его отсутствии кабинетом врачебного контроля соответствующей территориальной поликлиники в соответствии с Положением о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и спортом (приказ Минздрава СССР от 29.12.85 N 1672).

Врачебный контроль за обучающимися, начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки, осуществляется врачебно-физкультурным диспансером.

Врач спортивной школы осуществляет медицинский контроль за учебно-тренировочным процессом и в период соревнований.

     

VIII. Заработная плата

Для определения размеров заработной платы тренеров-преподавателей руководители спортивных школ ежегодно на начало учебного или календарного года утверждают тарификационные списки по прилагаемой форме.

Изменения размеров заработной платы в течение года оформляются приказом по спортивной школе и вносятся в тарификационный список.

Месячная ставка заработной платы тренера-преподавателя по спорту устанавливается в соответствии с разрядом оплаты труда (ЕТС), определенным в зависимости от присвоенной квалификационной категории, наличия ученой степени, почетного звания, с учетом ее повышения за работу в СДЮШОР, ШВСМ, УОР, а также на этапе спортивного совершенствования, высшего спортивного мастерства в ДЮСШ и неспециализированных отделениях СДЮШОР (специализацию).