МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 ноября 2007 года N 15-4/2187-09
О договорах добровольного медицинского страхования
Департамент медико-социальных проблем семьи, материнства и детства в дополнение к письму Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.07.2007 N 15-4/1360-09 "Об оказании платных медицинских услуг во время беременности и родов" сообщает следующее.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 года N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" объектом добровольного медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.
Страховым риском, согласно статье 9 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование. Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления.
Письмо Минздравсоцразвития России от 16.07.2007 N 15-4/1360-09 не содержит ограничений по включению беременности и родов в программу добровольного медицинского страхования, а только указывает на недопустимость рассмотрения родов у беременной женщины в качестве объекта страхования, так как роды у беременной не носят вероятностного характера, поскольку неизбежно должны наступить в случае беременности, следовательно, не могут быть объектом страхования. При этом осложнения беременности и родов могут рассматриваться как объект страхования, кроме того, по программам ДМС возможно прикрепление граждан к лечебным учреждениям, включая роддома, для получения медицинских услуг на этапе подготовки к родам, на период реабилитации после родов, а также для получения дополнительных медицинских услуг, не входящих в гарантированную государственную программу.
Необходимо отметить, что сведения об оформлении "разового страхового полиса по добровольному медицинскому страхованию" представлены Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в виде письма, которое не является нормативным правовым актом, обязательным для исполнения.
Директор департамента
медико-социальных
проблем семьи, материнства и детства
Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
О.В.Шарапова
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Учет, налоги, право с приложением
"Официальные документы",
N 1, 08.01.2008
Приняты меры обеспечения отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008-2010 годах
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2008 года N 148 в целях обеспечения отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008-2010 годах и в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" утверждены поручения Минздравсоцразвитию РФ, МВД РФ, Роспотребнадзору и ФСС РФ.
Фонду социального страхования РФ, в частности, необходимо осуществить для детей застрахованных граждан (в том числе детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, находящихся в приемных семьях, а также пасынков и падчериц):
а) полную или частичную оплату стоимости путевок в расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные организации, открытые в установленном порядке;
б) оплату стоимости набора продуктов питания для детей в организованных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей и организацией двух- или трехразового питания (со сроком пребывания не менее 5 дней в период весенних, осенних, зимних школьных каникул и не более чем за 21 день пребывания в период летних школьных каникул) - исходя из фактически сложившихся цен в соответствующем субъекте Российской Федерации и на основании договоров, заключенных региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации с указанными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;
в) оплату стоимости проезда лиц, выделенных для сопровождения детей школьного возраста до места нахождения детских санаторных оздоровительных лагерей круглогодичного действия и обратно, а также суточных на время их пребывания в пути и проживания (в случае необходимости - до 3 суток) по нормам возмещения расходов, связанных со служебными командировками в пределах Российской Федерации работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, - за счет средств, предусмотренных в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на оздоровление детей, из расчета один сопровождающий на 8 детей в возрасте от 7 до 9 лет, на 12 детей в возрасте от 10 лет и старше, на 12 детей разных возрастов.
Установлен порядок проведении в 2008-2009 годах дополнительной диспансеризации работающих граждан
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20 февраля 2008 года N 80н утверждены Порядок и объем проведения в 2008-2009 годах дополнительной диспансеризации работающих граждан, учетные формы: N 131/у-ДД-08 "Карта учета дополнительной диспансеризации работающего гражданина"; N 12-Д-1-08 "Сведения о дополнительной диспансеризации работающих граждан"; N 12-Д-2-08 "Сведения о результатах дополнительной диспансеризации работающих граждан", а также установлен норматив затрат на проведение дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина, который составил в 2008 году - 974 рубля, в 2009 году - 1042 рубля.
Утвержден порядок рассмотрения Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию заявок на поставку лекарственных средств
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 февраля 2008 года N 72н утвержден Порядок рассмотрения Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию заявок на поставку диагностических средств, антиретровирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С, а также оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения.
Разъяснены вопросы добровольного медицинского страхования в случае беременности и родов
Письмом Минздравсоцразвития России от 16.07.2007 N 15-4/1360-09 разъяснено, что заключение договора на платные роды страховыми медицинскими организациями является неправомерным, так как при этом нарушается сам принцип страхования. В соответствии с действующим законодательством цель медицинского страхования - гарантировать гражданам, при возникновении страхового случая, получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Объектом добровольного медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая. Страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование, то есть событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности. Роды не обладают такими признаками, поскольку неизбежно должны наступить в случае беременности.
В дополнение к указанному письму письмом Минздравсоцразвития России от 13.11.2007 N 15-4/2187-09 разъяснено, что письмо Минздравсоцразвития России от 16.07.2007 N 15-4/1360-09 не содержит ограничений по включению беременности и родов в программу добровольного медицинского страхования, а только указывает на недопустимость рассмотрения родов у беременной женщины в качестве объекта страхования, так как роды у беременной не носят вероятностного характера, поскольку неизбежно должны наступить в случае беременности, следовательно, не могут быть объектом страхования. При этом осложнения беременности и родов могут рассматриваться как объект страхования, кроме того, по программам ДМС возможно прикрепление граждан к лечебным учреждениям, включая роддома, для получения медицинских услуг на этапе подготовки к родам, на период реабилитации после родов, а также для получения дополнительных медицинских услуг, не входящих в гарантированную государственную программу.
ФСС России разъяснил положения приказа Минздравсоцразвития России о порядке и условиях оплаты учреждениям здравоохранения услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов, а также в послеродовой период
Письмом ФСС России от 01.02.2008 N 02-18/07-791 даны разъяснения положений приказа Минздравсоцразвития России от 16 января 2008 года N 11н "О порядке и условиях оплаты государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет, и выдачи женщинам родовых сертификатов".
В названном письме приводятся отличия ныне действующего порядка от порядка, действовавшего в 2007 году.