МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 16 июля 2007 года N 15-4/1360-09


Об оказании платных услуг во время беременности и родов

____________________________________________________________________

В дополнение к настоящему письму см. письмо Минздравсоцразвития России от 13 ноября 2007 года N 15-4/2187-09.

____________________________________________________________________


В настоящее время в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь женщинам в период беременности и родов, участились случаи оказания платных медицинских услуг беременным, роженицам и родильницам.

Согласно ст.41 Конституции Российской Федерации, ст.20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1, медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Объем бесплатной медицинской помощи определяется Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утверждаемой ежегодно Правительством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007 года N 286 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год" амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь при беременности, патологии беременности, родах и абортах, стационарная помощь в период новорожденности, а также лекарственная помощь при оказании скорой медицинской и стационарной помощи гражданам Российской Федерации предоставляется бесплатно. Объем бесплатной медицинской помощи при физиологическом течении беременности установлен стандартом медицинской помощи женщинам с нормальным течением беременности, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 14 сентября 2006 года N 662.

Платные медицинские услуги населению государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранением.

Оказание платных медицинских услуг не может осуществляться в ущерб гарантированному объему бесплатной медицинской помощи.

Заключение договора на платные роды страховыми медицинскими организациями является неправомерным, так как при этом нарушается сам принцип страхования. В соответствии с действующим законодательством цель медицинского страхования - гарантировать гражданам, при возникновении страхового случая, получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Объектом добровольного медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая. Страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование, то есть событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности. Роды не обладают такими признаками, поскольку неизбежно должны наступить в случае беременности.

Статьей 52 Гражданского кодекса РФ установлено, что "в учредительных документах некоммерческих организаций... должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица", то есть именно устав учреждения определяет, создано ли медицинское учреждение для оказания исключительно медицинских услуг и имеет ли оно право оказывать наряду с медицинскими еще и немедицинские (иные) услуги.

В связи с этим учреждения здравоохранения вправе предоставлять платные немедицинские услуги (дополнительные бытовые и сервисные услуги; пребывание в палатах повышенной комфортности; дополнительное питание; транспортные и другие услуги) только в тех случаях, если данный вид коммерческой немедицинской деятельности утвержден уставом учреждения здравоохранения и учреждение имеет лицензию на указанный вид деятельности.

Для оказания платных немедицинских услуг медицинскому учреждению не требуется специального разрешения соответствующего органа управления здравоохранением.

В соответствии со ст.36 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1 проведение искусственного прерывания беременности предусмотрено в рамках программ обязательного медицинского страхования. При этом следует иметь в виду, что медицинские услуги по оказанию медицинской помощи (включая обезболивание) при искусственном прерывании беременности по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель (артифициальный аборт), прерывании беременности в ранние сроки (мини-аборты), абортах по медицинским и немедицинским (социальным) показаниям в обязательном порядке должны быть включены в территориальные программы обязательного медицинского страхования и финансироваться за счет его средств.



Директор Департамента
медико-социальных
проблем семьи,
материнства и детства
О.В.Шарапова

     


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Еженедельный бюллетень
законодательных и ведомственных актов,
N 48, ноябрь, 2007 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»