ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 августа 2007 года N 1143-р

[Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы"]

(с изменениями на 21 января 2008 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 января 2008 года N 40-р.

____________________________________________________________________



1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы" (пункт в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 января 2008 года N 40-р - см. предыдущую редакцию).

2. Определить Минрегион России государственным заказчиком федеральной целевой программы "Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы" (далее - Программа) (пункт в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 января 2008 года N 40-р - см. предыдущую редакцию).

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы на 2008-2012 годы за счет средств федерального бюджета составляет 2141 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).

4. Минрегиону России разработать проект Программы и в установленном порядке представить его в Правительство Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

     

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 29 августа 2007 года N 1143-р

КОНЦЕПЦИЯ
федеральной целевой программы "Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы"*

(с изменениями на 21 января 2008 года)

________________

* Наименование в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 января 2008 года N 40-р - см. предыдущую редакцию.

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы
приоритетным задачам социально-экономического развития
Российской Федерации

Федеральная целевая программа "Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы" (далее - Программа) основывается на положениях Конституции Российской Федерации о защите прав национальных меньшинств (гл.1, ст.71, 72), на положениях Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", федеральных законов "О национально-культурной автономии" и "О государственном языке Российской Федерации", а также на решениях Межправительственной Российско-Германской комиссии по подготовке совместной программы мероприятий, направленных на обеспечение поэтапного восстановления государственности российских немцев (абзац в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 января 2008 года N 40-р - см. предыдущую редакцию).

Цели и задачи Программы сформулированы в соответствии с принципами Концепции государственной национальной политики Российской Федерации.

Программа направлена на социально-экономическое обустройство мест компактного проживания российских немцев в Поволжье, Западной Сибири и других регионах Российской Федерации, в которые возвращаются для постоянного проживания российские немцы переселенцы из стран ближнего зарубежья.

В настоящее время в местах компактного проживания российских немцев значительное число переселенцев еще проживает во временном жилье (вагончиках, контейнерах, бараках), недостаточно развита инженерная и социальная инфраструктура построенных поселков. Места компактного проживания российских немцев недостаточно обеспечены государственными учреждениями национальной культуры и образования, не соответствует потребностям преподавание немецкого языка в общеобразовательных школах.

Комплексное решение проблем развития социально-экономического, этнокультурного и духовного потенциала российских немцев требует государственной поддержки.

Развитию национальных процессов и формированию современной миграционной политики уделено внимание в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, а также в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы).

Мероприятия Программы направлены на возвращение в Российскую Федерацию и обустройство российских немцев, развитие человеческого потенциала, прежде всего в сфере образования, здравоохранения и жилья.

II. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом

Реализация президентской Федеральной целевой программы развития социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев на 1997-2006 годы (далее - Федеральная целевая программа), а также финансирование Правительством Федеративной Республики Германия социально-экономического обустройства мест компактного проживания российских немцев в целом обеспечили возрождение традиционных мест проживания и культуры российских немцев, а также снижение уровня их эмиграции.

Социально-экономическое обустройство мест компактного проживания российских немцев является основой процесса формирования этнокультурной среды. В результате социально-экономических преобразований в местах компактного проживания российских немцев появилась возможность развития немецкого языка, национальной культуры, образования.

За период реализации Федеральной целевой программы осуществлено финансирование ее мероприятий за счет средств федерального бюджета в объеме 659 млн. рублей.

Построены и сданы в эксплуатацию около 253 жилых домов (567 квартир) общей площадью 29110,04 кв. м, 21 объект социальной сферы, в том числе 11 школ на 1784 учащихся, 4 объекта медицинского обслуживания на 440 посещений в смену, 2 спортивных объекта на 1500 человек, детский сад, 1 телерадиоцентр.

Сданы в эксплуатацию и переданы на баланс эксплуатирующих организаций 32 км дорог с твердым покрытием, 66 км газопроводов, 12 км водопроводов, около 37 км линий электропередачи различной мощности и ряд других объектов инженерного и коммунального назначения.

В социально-экономическом развитии основное внимание было направлено на строительство жилья, развитие социальной и инженерной инфраструктуры в местах компактного проживания российских немцев. За период действия Федеральной целевой программы построены и сданы в эксплуатацию жилые дома в селах Макарьевка, Йоганнесфельд (Самарская область), Красный Кут (Саратовская область), дома в с. Гальбштадт (Алтайский край), жилые дома с инженерными сетями в с. Богдашкино (Ульяновская область), поселки в Азовском немецком национальном районе Омской области. Завершено строительство стадиона с трибуной на 1500 мест и спортивного зала в с. Азово, амбулатории в с. Цветополье Азовского немецкого национального района Омской области.

Выполнен текущий ремонт 14 центров немецкой культуры и российско-немецких домов.

Подготовлен рабочий проект реконструкции Государственного архива в г.Энгельс (Саратовская область) для реализации совместного российско-германского проекта создания архива российских немцев.

Образованы 537 рабочих мест, большинство из которых создано за счет вовлечения все большего количества российских немцев в строительство жилья и объектов социального и культурного назначения в местах их постоянного проживания.

Реализованы следующие значимые проекты в области культуры и образования российских немцев:

создание единого информационного пространства российских немцев;

подготовка и издание 2-го тома энциклопедии "Немцы России";

издание книг по истории российских немцев;

оказание поддержки в осуществлении деятельности 13 российско-немецких домов, центров немецкой культуры и воскресных школ в регионах Российской Федерации;

издание 6 региональных газет российских немцев на билингвистической основе.

Средства Федеральной целевой программы предусматривались для завершения строительства объектов и создания рабочих мест для переселенцев, создания условий для культурного развития и образования на базе российско-немецких домов, центров немецкой культуры в субъектах Российской Федерации, принимающих участие в реализации Федеральной целевой программы.

Государственная поддержка российских немцев в рамках Федеральной целевой программы осуществлялась в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 1996 года N 811 "О дополнительных мерах по обеспечению реабилитации российских немцев".

Федеральная целевая программа не была профинансирована в предусмотренных объемах. Поэтому, несмотря на созданные в целом начальные условия для процессов обустройства российских немцев в местах компактного проживания, сохранения и развития их национально-культурной самобытности, ее цели не были достигнуты.

Необходимость разработки и реализации Программы обусловлена международными обязательствами Российской Федерации, в частности Протоколом о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германии с целью поэтапного восстановления государственности российских немцев от 10 июля 1992 года.

В соответствии с указанным Протоколом действует Межправительственная Российско-Германская комиссия по подготовке совместной программы мероприятий, направленных на обеспечение поэтапного восстановления государственности российских немцев. Российская часть Комиссии была образована постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1992 года N 187 "Об образовании Российской части Межправительственной Российско-Германской комиссии", принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 231 "О неотложных мерах по реабилитации российских немцев".

Программно-целевое планирование в сфере государственной национальной политики в отношении российских немцев предполагает включение в Программу следующих мероприятий:

создание условий для продолжения и расширения жилищного строительства для семей российских немцев;

строительство необходимых объектов социального и инженерного назначения в местах компактного проживания российских немцев;

обеспечение условий для развития индивидуального и кооперативного землепользования с учетом традиционных национальных черт российских немцев в сфере хозяйственной жизни;

создание инфраструктуры для развития агропромышленного производства в местах компактного проживания российских немцев;

реализация проектов, обеспечивающих развитие этнокультурного потенциала российских немцев;

поддержка проектов по работе с детьми и молодежью;

формирование единого этнокультурного пространства российских немцев.

Поставленные задачи могут быть решены только в комплексе и с применением системного подхода, поэтому для их решения целесообразно использовать программно-целевой метод.

Достижение намеченной в Программе стратегической цели и решение соответствующих задач требуют применения эффективных механизмов и методов для динамичного развития социально-экономического и этнокультурного потенциала российских немцев. Программно-целевой метод направлен на использование средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с приоритетами социально-экономического развития России и государственной национальной политики.

III. Характеристика и прогноз развития проблемной ситуации
в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого
метода

Программа является механизмом реализации государственной национальной политики, выработки региональных стратегий развития социально-экономического и этнокультурного потенциала российских немцев.

Отсутствие системного подхода к решению проблем российских немцев как репрессированного народа привело к тому, что значительная часть российских немцев выехала на постоянное место жительства в Германию. С 1989 по 2004 год количество российских немцев сократилось более чем на 30 процентов и составляет около 600 тыс. человек. Продолжается переселение российских немцев в Германию, что отрицательно сказывается на состоянии и перспективах немецкого этноса в России, наносит существенный урон социально-экономическому развитию государства.

Количество российских немцев, выехавших из Российской Федерации на постоянное место жительства в другие государства (по данным переписи населения 2002 года), приведено в приложении N 1.

В настоящее время в большинстве мест компактного проживания российских немцев недостаточно учреждений культуры и образования, сокращается преподавание немецкого языка в общеобразовательных школах, ощущается недостаток квалифицированных педагогических кадров и учебно-методических материалов. Нерешенность социально-экономических и этнокультурных проблем приводит к сохранению эмиграционных настроений в среде российских немцев.

Значительное число российских немцев - переселенцев из стран СНГ проживает во временном жилье (вагончиках, бараках, контейнерах), построенные поселки недостаточно обустроены инженерной инфраструктурой (очистными сооружениями, водо- и газоснабжением, внутрипоселковыми дорогами). Слабо развита социальная инфраструктура. Необходимо увеличить количество школьных и дошкольных учреждений, культурно-образовательных центров и объектов здравоохранения.

Численность российских немцев, вернувшихся в Российскую Федерацию на места компактного проживания и обеспеченных только временным жильем (бараками и контейнерами), а также заявивших о намерении переселиться в Российскую Федерацию, в настоящее время составляет около 8000 человек.

К экономическим проблемам, связанным с российскими немцами, относятся низкий уровень денежных доходов, бытовая необустроенность, невозможность сохранения самобытности и культуры этноса.

Отказ от использования программно-целевого метода в решении указанных проблем приведет к усилению негативных социально-экономических тенденций в среде российских немцев: росту безработицы, снижению уровня денежных доходов населения, утрате национальных традиций и национальной идентичности.

Российская Федерация имеет ряд международных обязательств в отношении соблюдения прав национальных меньшинств, коренных малочисленных народов, этнических и религиозных прав и свобод граждан, что зафиксировано в ратифицированных Российской Федерацией международных соглашениях, хартиях, конвенциях и других правовых актах.

Реализация мер национальной политики в отношении российских немцев требует повышения роли общественных институтов, в том числе национальных организаций.

Национальные объединения обращаются к государству в основном с целью получения помощи в реализации мероприятий, которые осуществляются зачастую бессистемно, без единого плана взаимосвязанных мероприятий. Координирующую роль в этом направлении должна сыграть разрабатываемая Программа, которая на принципах системности объединит инициативы общественных организаций и национальных объединений в единый комплекс взаимосвязанных мероприятий.

В сложившихся условиях без использования программно-целевого метода эффективное решение проблем российских немцев не представляется возможным.

IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ
и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

Основываясь на экономических и социальных критериях, предлагается разделить регионы, где проживают российские немцы, на 2 группы.

Первая группа включает регионы, в которых сформированы места компактного проживания российских немцев - в Западной Сибири и Поволжье, в том числе Азовский немецкий национальный район Омской области, Немецкий национальный район Алтайского края (с. Гальбштадт), немецкий национальный сельский совет Богдашкино в Ульяновской области. Вторая группа - это остальные регионы Российской Федерации с дисперсным проживанием российских немцев.

Приоритеты развития регионов, входящих в первую группу, направлены на социально-экономическое обустройство мест компактного проживания российских немцев, экономический рост.

В регионах Российской Федерации с дисперсным проживанием российских немцев помимо решения задач социально-экономического обустройства мест компактного проживания должно обеспечиваться также развитие этнокультурного и образовательного потенциала российских немцев. Это помощь в становлении национального образования с дошкольного и школьного возраста, развитии культурной среды и научно-образовательных центров, целевом обучении кадров, создании единого этнокультурного пространства. Путем создания культурного и научного потенциала, совершенствования работы с детьми и молодежью необходимо осуществлять сближение наций в формировании российской идентичности, а также развивать самобытность и традиции российских немцев.

В настоящее время имеются 2 альтернативных сценария развития ситуации. Первый сценарий является инерционным и ведет к усилению ассимиляционных процессов, продолжению потенциальной миграции и росту социальной напряженности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»