Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 марта 2008 года N 142


О федеральной целевой программе "Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы"

(с изменениями на 3 ноября 2012 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________


В целях создания условий для социально-экономического и этнокультурного развития российских немцев Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы".

2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации ежегодно при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год включать Программу, указанную в пункте 1 настоящего постановления, в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года N 692 - см. предыдущую редакцию).


Председатель Правительства
Российской Федерации

     В.Зубков

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 марта 2008 года N 142

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы"

(с изменениями на 3 ноября 2012 года)

     

ПАСПОРТ
федеральной целевой программы "Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы"

Наименование Программы

-

федеральная целевая программа "Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы"

Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

-

распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 августа 2007 года N 1143-р, постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2008 года N 142

Государственный заказчик Программы

-

Министерство регионального развития Российской Федерации

Основной разработчик Программы

-

Министерство регионального развития Российской Федерации

Цели и задачи Программы

-

целями Программы являются:

содействие социально-экономическому обустройству мест компактного проживания российских немцев;

содействие развитию этнокультурного потенциала российских немцев.

Задачами Программы являются:

обеспечение улучшения условий проживания российских немцев в местах компактных поселений;

создание развитой инженерной и социальной инфраструктуры в местах компактного проживания российских немцев;

обеспечение реализации прав российских немцев в сфере культуры и образования;

поддержка региональных молодежных и общественных инициатив российских немцев, направленных на их этнокультурное развитие и расширение межнационального сотрудничества народов Российской Федерации;

расширение сферы реализации этнокультурных проектов в субъектах Российской Федерации

Важнейшие целевые
показатели Программы

-

важнейшими показателями Программы
являются:

строительство жилья для российских немцев;

создание развитой инженерной инфраструктуры в местах компактного проживания российских немцев, включающее дорожное строительство, строительство водопроводных сетей и очистных сооружений, газопроводов, котельных;

создание развитой социальной инфраструктуры в местах компактного проживания российских немцев, включающее строительство школьных и дошкольных учреждений, медицинских учреждений, строительство и реконструкцию центров российско-немецкой культуры;

увеличение количества российских немцев, принимающих участие в реализации этнокультурных проектов;

увеличение количества молодых граждан из числа российских немцев, принимающих участие в реализации этнокультурных проектов;

увеличение количества субъектов Российской Федерации, вовлеченных в реализацию проектов этнокультурного развития российских немцев

Срок и этапы реализации Программы

-

Программа реализуется с 2008 по 2012 год в 1 этап

Объемы и источники финансирования Программы

-

общий объем финансирования Программы рассчитан в ценах соответствующих лет и составляет 1448,5574 млн.рублей (из них капитальные вложения - 1188,8318 млн.рублей, расходы на прочие нужды - 259,7256 млн.рублей), в том числе за счет средств федерального бюджета -
1126,5165 млн.рублей (из них государственные капитальные вложения - 866,7909 млн.рублей, прочие нужды - 259,7256 млн.рублей), средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 322,0409 млн.рублей (из них капитальные вложения - 322,0409 млн.рублей)

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года N 692; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2010 года N 83 - см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

социально-экономическое развитие территорий компактного проживания российских немцев, в том числе:

ввод в действие индивидуальных жилых и многоквартирных домов для 687 семей российских немцев;

ввод в действие школ и детских дошкольных учреждений на 500 мест;

ввод в действие медицинских учреждений на 150 коек, 80 посещений в смену;

ввод в действие центров российско-немецкой культуры общей площадью 5056 кв.м;

ввод в эксплуатацию 254,3 км внутрипоселковых и межпоселковых дорог, водопроводных и газовых сетей;

ввод в эксплуатацию очистных сооружений мощностью 400 куб.м/сут;

строительство котельных мощностью 5,5 МВт;

снижение уровня миграции российских немцев из Российской Федерации;

этнокультурное развитие российских немцев (в рамках Программы будут реализованы этнокультурные мероприятия, охватывающие в целом 215 тыс.человек)

     

     

1. Характеристика проблемы


Федеральная целевая программа "Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы" (далее - Программа) основана на положениях Конституции Российской Федерации, Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", федеральных законов "О национально-культурной автономии" и "О государственном языке Российской Федерации", а также на решениях Межправительственной Российско-Германской комиссии по подготовке совместной программы мероприятий, направленных на обеспечение поэтапного восстановления государственности российских немцев (далее - Межправительственная комиссия).

Необходимость разработки и реализации Программы обусловлена международными обязательствами Российской Федерации, в частности Рамочной конвенцией о защите национальных меньшинств от 1 февраля 1995 года, Протоколом о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия с целью поэтапного восстановления государственности российских немцев от 10 июля 1992 года.

В соответствии с указанным Протоколом действует Межправительственная комиссия. Российская часть Межправительственной комиссии была образована постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1992 года N 187.

Реализация президентской Федеральной целевой программы развития социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев на 1997-2006 годы (далее - Президентская программа), а также финансирование Правительством Федеративной Республики Германия мероприятий по социально-экономическому развитию мест компактного проживания российских немцев в целом обеспечили обустройство традиционных мест проживания российских немцев, снижение уровня их эмиграции. В результате социально-экономических преобразований в местах компактного проживания российских немцев появилась возможность развития немецкого языка, национальной культуры, образования.

За период реализации Президентской программы осуществлено финансирование ее мероприятий за счет средств федерального бюджета в размере 659 млн.рублей.

Построены и сданы в эксплуатацию 253 жилых дома (567 квартир) общей площадью 29110 кв.м, 21 объект социальной сферы, в том числе 11 школ на 1784 учащихся, 4 объекта медицинского обслуживания на 440 посещений в смену, 2 спортивных объекта на 1500 человек, детский сад, телерадиоцентр.

Сданы в эксплуатацию и переданы на баланс эксплуатирующих организаций 32 км дорог с твердым покрытием, 66 км газопроводов, 12 км водопроводов, около 37 км линий электропередачи различной мощности и ряд других объектов инженерного и коммунального назначения.

В социально-экономическом развитии основное внимание было направлено на строительство жилья, развитие социальной и инженерной инфраструктуры в местах компактного проживания российских немцев. Построены и сданы в эксплуатацию жилые дома в селах Макарьевка, Йоганнесфельд (Самарская область), г.Красный Кут (Саратовская область), дома в с.Гальбштадт (Алтайский край), жилые дома с инженерными сетями в с.Богдашкино (Ульяновская область), поселки в Азовском немецком национальном районе Омской области. Завершено строительство стадиона с трибуной на 1500 мест и спортивного зала в с.Азово, амбулатории в с.Цветополье (Азовский немецкий национальный район Омской области).

Выполнен текущий ремонт 14 центров немецкой культуры и российско-немецких домов.

Образованы 537 рабочих мест, большинство из которых созданы за счет вовлечения российских немцев в строительство жилья и объектов социального и культурного назначения в местах их постоянного проживания.

Реализованы следующие значимые проекты в области массовых коммуникаций, культуры и образования российских немцев:

создание единого информационного пространства российских немцев;

издание 2-го тома энциклопедии "Немцы России";

издание книг по истории российских немцев;

издание 6 региональных газет российских немцев на билингвистической основе;

оказание поддержки в осуществлении деятельности 13 российско-немецких домов, центров немецкой культуры и воскресных школ в регионах Российской Федерации.

Вместе с тем Президентская программа не была профинансирована в предусмотренном размере (фактическое финансирование составило около 6 процентов от запланированного). Несмотря на создание начальных условий для обустройства российских немцев в местах компактного проживания для сохранения и развития их национально-культурной самобытности, цели Президентской программы не были достигнуты. Оставшиеся проблемы социально-экономического и этнокультурного развития российских немцев требуют решения на государственном уровне.

Отсутствие системного подхода к решению проблем российских немцев как репрессированного народа привело к тому, что значительная часть российских немцев выехала на постоянное место жительства в Германию. За период с 1989 по 2004 год количество российских немцев сократилось более чем на 30 процентов и составляет около 600 тыс.человек. Продолжающееся переселение в Германию отрицательно сказывается на состоянии и перспективах развития российских немцев, наносит урон социально-экономическому развитию государства.

В настоящее время в большинстве мест проживания немецкого населения отсутствуют государственные учреждения культуры и образования для российских немцев, сокращается преподавание немецкого языка как родного в общеобразовательных школах, ощущается недостаток квалифицированных педагогических кадров и учебно-методических материалов. Нерешенность социально-экономических и этнокультурных проблем приводит к сохранению эмиграционных настроений в среде российских немцев.

Значительное число российских немцев - переселенцев из стран СНГ проживает во временном жилье (вагончиках, бараках, контейнерах). Построенные поселки недостаточно обустроены инженерной инфраструктурой (очистными сооружениями, водо- и газоснабжением, внутрипоселковыми дорогами). Слабо развита социальная инфраструктура - имеет место недостаток школьных и дошкольных учреждений, культурно-образовательных центров, объектов здравоохранения.

Регионы Российской Федерации, где проживают российские немцы, делятся на 2 группы.

Первая группа включает регионы, где сформированы места компактного проживания российских немцев в Западной Сибири и Поволжье, в том числе 2 немецких национальных района - Азовский немецкий национальный район (с.Азово, Омская область) и Немецкий национальный район в Алтайском крае (с.Гальбштадт), с.Богдашкино (Ульяновская область), ряд населенных пунктов в Саратовской и Самарской областях.

Вторая группа включает регионы Российской Федерации, где российские немцы проживают дисперсно.

Приоритеты регионов, входящих в первую группу, направлены на социально-экономическое обустройство российских немцев.

В регионах Российской Федерации с дисперсным проживанием российских немцев должно обеспечиваться их этнокультурное и образовательное развитие - помощь в становлении национального образования детей дошкольного и школьного возраста, развитие культурной сферы, научно-образовательных центров, целевое обучение кадров, создание единого этнокультурного пространства. Путем создания культурного и научного потенциала, совершенствования работы с детьми и молодежью необходимо осуществлять гармонизацию межнациональных отношений в формировании российской общегражданской идентичности, а также развивать самобытность и традиции российских немцев.

Омская область


Азовский немецкий национальный район Омской области был создан в 1992 году, затем была разработана программа его развития.

В реализации этой программы, рассчитанной на 15 лет, принимала активное участие Федеративная Республика Германия. В период с 1992 по 1998 год за счет средств Федеративной Республики Германия были построены 112 км дорог, 98 км линий электропередачи, 34 км центрального водовода, 168 домов усадебного типа, 527 квартир многоэтажной застройки, полностью проведена телефонизация района, построены очистные сооружения.

С 1997 года государственная поддержка российских немцев, проживающих в Азовском немецком национальном районе, осуществлялась в рамках Президентской программы.

За это время за счет средств федерального бюджета построено 4 школы на 828 мест, детский сад на 90 мест, амбулатория на 40 посещений в смену, 3 24-квартирных и 2 18-квартирных дома.

Вместе с тем остаются нерешенными проблемы обеспечения жителей Азовского немецкого национального района жильем, дорогами, водо- и газоснабжением, детскими садами, школами, медицинскими пунктами и учреждениями культуры.

Из 6604 семей, проживающих в районе, обеспечены водопроводом 2922, а газопроводом только 202 семьи. Из 27 сел в 9 отсутствуют водопроводные, а в 26 газопроводные сети.

В 4 селах с общей численностью населения более 10 тыс.человек учреждения здравоохранения имеют износ более 60 процентов.

В районе 188 семей проживает во временном жилье, 72 семьи нуждается в улучшении жилищных условий.

Протяженность межпоселковых дорог, включая дороги без твердого покрытия, составляет 88,7 км, из них твердое покрытие имеет 8,4 км дорог. Общая протяженность внутрипоселковых дорог, включая дороги без твердого покрытия, составляет 221,1 км, из них 91,9 км дорог не имеет твердого покрытия.

Алтайский край


Немецкий национальный район Алтайского края (с.Гальбштадт) образован в 1927 году, в 1937 году ликвидирован, восстановлен в 1991 году. В районе 12 сел. В настоящее время на территории Алтайского края проживает около 80 тыс. российских немцев.

За период с 1998 по 2005 год на территории района введены в эксплуатацию гостиница на 12 мест и спортивный комплекс общей площадью 2471 кв.м в с.Гальбштадт, теплосети и котельная мощностью 3,2 Гкал/час, школа на 190 учащихся в с.Камыши, пристройка к больнице в с.Кусак (хирургическое отделение на 35 коек), пристройка к школе на 216 учащихся в с.Протасово.

Остаются нерешенными проблемы обеспечения жителей района жильем, инженерной инфраструктурой и школами.

В 5 селах района 72 семьи проживает во временном жилье и 50 семей нуждается в улучшении жилищных условий. В с.Полевое действует одна школа, работающая в 2 смены, в которой обучается 354 школьника.

Ульяновская область


Компактное поселение немцев в с.Богдашкино (Ульяновская область) насчитывает около 500 жителей. Почти в каждой семье есть немецкие корни. Основное население составляют люди трудоспособного возраста.

Общее число жителей муниципального образования "Богдашкинское сельское поселение" составляет около 1,5 тыс.человек.

Остро стоит вопрос строительства жилых домов для переселения 72 семей из временного жилья (вагончики, контейнеры), а также обеспечения жильем 44 семей работников социальной сферы, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Для обеспечения жителей с.Богдашкино инженерной инфраструктурой необходимо строительство внутрипоселковых и подъездных дорог, сетей газоснабжения.

В пос.Октябрьский требуется реконструкция здания клуба и дома детского творчества.

Саратовская область


В 1941 году Автономная Республика немцев Поволжья была ликвидирована, а 15 кантонов из 22 включены в состав Саратовской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»