РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

     

О специальных экономических мерах и принудительных мерах *

(с изменениями на 8 августа 2024 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 83-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.05.2019, N 0001201905010039) (о порядке вступления в силу см. статью 7 Федерального закона от 1 мая 2019 года N 83-ФЗ);

Федеральным законом от 28 июня 2022 года N 219-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.06.2022, N 0001202206280070) (вступил в силу с 1 декабря 2022 года);

Федеральным законом от 4 августа 2023 года N 422-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.08.2023, N 0001202308040014);

Федеральным законом от 8 августа 2024 года N 275-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.08.2024, № 0001202408080086) (вступил в силу c 1 сентября 2024 года).  

____________________________________________________________________

________________

* Наименование в редакции, введеной в действие Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 83-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.     

     
Принят
Государственной Думой
22 декабря 2006 года

Одобрен
Советом Федерации
27 декабря 2006 года

Статья 1. Правовая основа применения специальных экономических мер и принудительных мер

(Наименование в редакции, введеной в действие Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 83-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

1. Правовую основу применения специальных экономических мер и принудительных мер составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, настоящий Федеральный закон, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

(Часть в редакции, введеной в действие Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 83-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. Специальные экономические меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан.

(Часть в редакции, введеной в действие Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 83-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

3. Принудительные меры применяются для выполнения резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.

(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 83-ФЗ)



Статья 2. Цели и принципы применения специальных экономических мер и принудительных мер     

(Наименование в редакции, введеной в действие Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 83-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

1. Целями применения специальных экономических мер являются обеспечение интересов и безопасности Российской Федерации и (или) устранение или минимизация угрозы нарушений прав и свобод ее граждан.

2. Специальные экономические меры применяются на основе следующих принципов:

1) законность;

2) гласность применения специальных экономических мер;

3) обоснованность и объективность применения специальных экономических мер.

3. Цели и принципы применения принудительных мер определяются в соответствии с целями и принципами деятельности Организации Объединенных Наций, предусмотренными ее Уставом.

(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 83-ФЗ)

Статья 3. Специальные экономические меры и принудительные меры

(Наименование в редакции, введеной в действие Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 83-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

1. Специальные экономические меры носят временный характер и применяются независимо от других мер, направленных на защиту интересов Российской Федерации, обеспечение безопасности Российской Федерации, а также на защиту прав и свобод ее граждан.

2. К специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении блокируемых лиц и (или) возложение обязанности совершения указанных действий, а также ограничения, устанавливаемые законодательством Российской Федерации.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2024 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года N 422-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2_1. В целях настоящего Федерального закона под блокируемыми лицами понимаются:

1) иностранные государства, и (или) иностранные организации, и (или) иностранные граждане, и (или) лица без гражданства, определяемые в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона;

2) юридические лица, подконтрольные иностранным организациям, и (или) иностранным гражданам, и (или) лицам без гражданства.

(Часть дополнительно включена с 1 февраля 2024 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года N 422-ФЗ)

2_2. В целях настоящего Федерального закона под юридическим лицом, подконтрольным иностранной организации, и (или) иностранному гражданину, и (или) лицу без гражданства, понимается юридическое лицо, в котором указанные лица и (или) организация вправе прямо или косвенно (через третьих лиц, в том числе входящих в одну группу лиц) самостоятельно или совместно распоряжаться в силу участия в этом подконтрольном юридическом лице более чем 50 процентами голосов в высшем органе управления этого подконтрольного юридического лица.

(Часть дополнительно включена с 1 февраля 2024 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года N 422-ФЗ)     

2_3. Специальные экономические меры могут быть направлены:

1) на приостановление реализации всех или части программ в области экономической, технической помощи, а также программ в области военно-технического сотрудничества;

2) на запрет (ограничение) совершения финансовых операций в отношении блокируемых лиц и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и (или) иного имущества, принадлежащих блокируемым лицам, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц;

3) на запрет или установление ограничений на осуществление внешнеэкономических операций;

4) на прекращение или приостановление действия международных торговых договоров и иных международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей;

5) на изменение вывозных и (или) ввозных таможенных пошлин;

6) на запрет или ограничение на заход в порты Российской Федерации судов и на использование воздушного пространства Российской Федерации или отдельных его районов;

7) на установление ограничений на осуществление туристской деятельности;

8) на запрет на участие в международных научных и научно-технических программах и проектах, научных и научно-технических программах и проектах иностранного государства.

(Часть дополнительно включена с 1 февраля 2024 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года N 422-ФЗ)

3. Реализация специальных экономических мер обязательна для органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также для находящихся под юрисдикцией Российской Федерации организаций и физических лиц. Реализация специальных экономических мер обязательна также для филиалов, через которые иностранные организации осуществляют деятельность на территории Российской Федерации.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года N 275-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

4. Ответственность должностных лиц за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, связанных с реализацией специальных экономических мер, определяется федеральными законами.

4_1. К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и (или) иным имуществом, указанным в части 4 статьи 3_1 настоящего Федерального закона, в случае неисполнения ими специальных экономических мер, предусмотренных статьей 3_1 настоящего Федерального закона, и (или) нарушения требований нормативных  правовых актов, нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с настоящим Федеральным законом, применяются меры, предусмотренные федеральными законами, регулирующими их деятельность, Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

(Часть дополнительно включена с 1 февраля 2024 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года N 422-ФЗ)

5. Специальные экономические меры не должны носить более ограничительный характер, чем это необходимо для устранения обстоятельств, послуживших основанием их применения.

6. Под принудительными мерами понимаются коллективные меры, которые направлены на предотвращение и устранение угрозы миру и подавление актов агрессии или других нарушений мира и введение, изменение, приостановление или отмена которых предусмотрены резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.

(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 83-ФЗ)

Статья 3_1. Специальные экономические меры, направленные на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и (или) иного имущества, принадлежащих блокируемым лицам, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц  

1. Специальные экономические меры, направленные на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и (или) иного имущества, принадлежащих блокируемым лицам, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц, реализуются организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и (или) иным имуществом, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Под замораживанием (блокированием) денежных средств и (или) иного имущества, принадлежащих блокируемому лицу, понимается адресованный владельцу (собственнику) такого имущества, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и (или) иным имуществом, запрет осуществлять операции с денежными средствами, ценными бумагами и (или) иным имуществом, принадлежащими блокируемому лицу, а также финансовые операции, совершаемые в интересах и (или) в пользу блокируемого лица.

3. Блокируемое лицо вправе:

1) получать денежные средства на свои счета, открытые в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, получать на свои счета, открытые в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, проценты на сумму вклада (проценты за пользование денежными средствами, находящимися на банковском счете), открытого (открытом) в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, получать денежные средства, переводимые в целях увеличения остатка электронных денежных средств блокируемого лица, получать и расходовать пенсии, стипендии, пособия, социальные выплаты, гарантированные государством в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также осуществлять уплату налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, зачисляемых в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи (родителей, супруги (супруга), детей), не имеющих самостоятельных источников дохода, получать заработную плату и расходовать ее в размере, не превышающем 10 тысяч рублей (сумму в иностранной валюте, эквивалентную 10 тысячам рублей) в календарный месяц из расчета на каждого члена его семьи, а также оплачивать медицинские услуги, оказываемые блокируемому лицу и (или) членам его семьи (родителям, супруге (супругу), детям) на территории Российской Федерации, в размере, не превышающем 10 тысяч рублей (сумму в иностранной валюте, эквивалентную 10 тысячам рублей) в календарный месяц из расчета на каждого члена его семьи;

3) выплачивать заработную плату в размере, не превышающем установленную в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, и выходные пособия работникам в размере, не превышающем минимального размера соответствующих выплат, установленного трудовым законодательством, осуществлять выплаты, направленные на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и возмещение вреда в связи со смертью кормильца.

4. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и (или) иным имуществом, относятся:

1) кредитные организации, а также филиалы иностранных банков, через которые иностранные банки осуществляют деятельность на территории Российской Федерации;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года N 275-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2) профессиональные участники рынка ценных бумаг (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность исключительно по инвестиционному консультированию);

3) страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры, общества взаимного страхования и иностранные страховые организации, имеющие право в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" осуществлять страховую деятельность на территории Российской Федерации;

4) негосударственные пенсионные фонды в части осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению;

5) управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

6) микрофинансовые организации;

7) лизинговые компании;

8) кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;

9) коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;

10) организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

11) ломбарды;

12) организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;

13) операторы по приему платежей;

14) организации федеральной почтовой связи;

15) операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных;

16) организаторы азартных игр, операторы лотерей в части осуществления деятельности по выплате, передаче или предоставлению выигрыша по договору об участии в лотерее;

17) операторы финансовых платформ;

18) операторы информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и операторы обмена цифровых финансовых активов;

19) операторы инвестиционных платформ.

5. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами и (или) иным имуществом, регулирование, контроль и надзор за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Центральный банк Российской Федерации, обязаны представлять в Центральный банк Российской Федерации информацию о реализации в отношении блокируемых лиц специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и (или) иного имущества, принадлежащих блокируемым лицам, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц, в сроки, порядке, составе и формате, которые установлены Центральным банком Российской Федерации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»