Пояснительная записка к проекту Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Стратегии развития химической и нефтехимической
промышленности России на период до 2015 года



Химический комплекс является базовым сегментом российской экономики. Потребителями его продукции являются практически все отрасли промышленности, сельского хозяйства, сфера услуг, торговля, наука, культура и образование, оборонный комплекс. От его состояния и развития зависит уровень национальной конкурентоспособности и темпы роста экономики России в целом.

В структуре обрабатывающих производств промышленности по объему продукции его удельный вес составляет около 10,4%. В отрасли сосредоточено более 4,5% основных фондов промышленности страны. Предприятия обеспечивают около 5,4% общероссийского объема валютной выручки.

В химической индустрии насчитывается около 800 крупных и средних промышленных предприятий и более 100 научных и проектно-конструкторских организаций, опытных и экспериментальных заводов с общей численностью более 740 тыс. человек.

После длительного периода спада производства в 1999 году наметился подъем отрасли. За последние шесть лет (2000-2005 годы) объем производства химической продукции увеличился в 1,43 раза. Рост производства в 2006 году к уровню 2005 года по оценке составит 103,3%.

Стабильное функционирование и дальнейшее развитие химического комплекса сдерживается целым рядом факторов и ключевых ограничений, а именно: недостаточным уровнем научно-технических разработок и их внедрением в промышленность; высокой степенью физического износа оборудования, отсталостью технологий и низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции; диспаритетом цен и тарифов на продукцию естественных монополий; дефицитом инвестиционных ресурсов; сокращением спроса на продукцию малотоннажной химии на внутреннем рынке, в первую очередь, со стороны высокотехнологичных отраслей промышленности и оборонного комплекса; устойчивое развитие химической и нефтехимической промышленности невозможно без решения проблемы обеспечения предприятий отрасли углеводородным сырьем, на базе которого производится до 80% продукции комплекса.

Отставание технического, технологического и экономического уровня химических производств от соответствующих показателей развитых стран составляет по оценке 15-20 лет.

Сложившееся положение дел в химическом комплексе затрудняет решение важнейших социально-экономических проблем, изложенных в посланиях Президента России Федеральному Собранию и программных документах Правительства Российской Федерации, и потребовало уточнения приоритетов развития химического комплекса России и задач государства в области его развития.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 года N АЖ-П9-188 "О проектах стратегий развития отдельных отраслей" Минпромэнерго России разработало проект "Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 года" (далее - Стратегия).

Материалы Стратегии прошли широкое общественное обсуждение: 11.10.2004 в Комитете Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям; 06.09.2005 на научно-практической конференции, организованной Минпромэнерго России и Российским союзом химиков с участием крупных корпораций, предприятий и организаций отрасли. Особое внимание было уделено координации планов развития компаний и Стратегии.

Проект Стратегии 26.01.2006 рассмотрен и одобрен на Межведомственной рабочей группе по доработке стратегий развития отдельных отраслей промышленности, на совещании 01.03.2006 в Минпромэнерго России с участием руководителей ведущих химических предприятий, организаций и крупных корпораций.

В процессе согласования с министерствами и ведомствами получены замечания и предложения, которые в основном были учтены при доработке Стратегии.

На доработанный вариант получены заключения Минэкономразвития России (письмо N 16400-АБ/Д18 от 03.11.2006), Минфина России (письмо N 09-04-25-3 от 16.06.2006), Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (письмо N СМ-19/975 от 14.03.2006), МПР России (письмо N 02-11-32/4077 от 24.05.2006), Министерства регионального развития Российской Федерации (письмо N 4966-ВД/02 от 21.06.2006), Минтранса России (письмо N АМ-15/3098 от 25.05.2006), Минобрнауки России (N АС-822/04 от 10.07.2006).

Стратегия развития химического комплекса является системообразующим отраслевым документом, который:

- определяет направления развития химического комплекса, устанавливает систему приоритетов развития отрасли и пути их реализации на предприятиях, в организациях и в отдельных регионах с учетом специфики химической и нефтехимической промышленности;

- является основой для принятия решений на государственном уровне по разработке целевых программ развития химического комплекса, обеспечивающих решение социальных, оборонных и других зависящих от химической индустрии проблем развития отдельных отраслей, регионов и экономики в целом;

- является базой для единого понимания роли химического комплекса и перспектив его развития органами исполнительной и законодательной власти различных уровней и ориентиром для бизнес-сообщества по направлениям развития отрасли в долгосрочной политике государства.

Разработка Стратегии проводилась на основе научных разработок ОАО "НИИТЭХИМ" (победителем конкурса) с участием отраслевых и академических институтов, вузовской и заводской науки, а также предложений корпорационных структур, крупных предприятий и экспертов по отдельным направлениям.

Прогнозные расчеты Стратегии проведены с учетом достигнутого состояния экономики и прогнозов социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу и на период до 2015 года по трем вариантам: пессимистическому, реалистическому и оптимистическому.

Пессимистический вариант развития химического комплекса приведет:

- к потере ценовой конкурентоспособности отечественной продукции;

- к вытеснению отечественных производителей с внутреннего и внешнего рынков;

- к невозможности качественного изменения структуры производства в направлении увеличения доли высокотехнологичной продукции;

- к усилению сырьевой направленности экономики;

- к "проеданию" имеющихся национальных богатств в ущерб будущим поколениям, невозможности решения социально-экономических проблем.

Оптимистический вариант связан с большими финансовыми и материальными затратами и ускоренным созданием новых мощностей, которые требуют длительного цикла разработки, проектирования и строительства.

За базовый вариант развития принят реалистический вариант, увязанный по ресурсам и срокам исполнения. В основу его заложено инновационное развитие отрасли, которое базируется на приоритетах исходя из национальных интересов страны и с учетом мировых тенденций развития науки, технологий и техники. Приоритеты развития химического комплекса не противоречат приоритетам охраны окружающей среды и здоровья граждан, не нарушают интересов будущих поколений.

Стратегической целью развития химического комплекса является решение проблемы структурного характера - обеспечение соответствия объемов производства, качества и ассортимента химической и нефтехимической продукции совокупному спросу отечественного и внешнего рынков.

При формировании прогноза спроса проведен расчет по комплексу, включающему 300 важнейших продуктов. Совокупный спрос рынка в 2015 году к 2005 году в целом по комплексу возрастет по базовому варианту развития в 1,6 раза. При этом спрос за счет отечественного производства увеличится с 88,5% до 90,4%.