Наименование показателя | 2006 год* | 2007-2015 годы* | |
Объем производства продукции химического комплекса | 750 | 11350 | |
Прибыль от производства продукции | 97,4 | 825,1 | |
Налог на прибыль, подлежащий перечислению в бюджет | 21,6 | 370,2 | |
В том числе в федеральный бюджет | 5,4 | 92,7 | |
Прибыль, направляемая на инвестиции в основной капитал | 24,9 | 479,7 |
_______________
* В действующих ценах соответствующих лет.
Из наиболее заметных тенденций в прогнозе инвестиционной деятельности учитывалась незначительная доля финансирования из федерального бюджета, что подтверждается динамикой бюджетных инвестиций в 2000-2005 годах. Основными источниками финансирования капитальных вложений являются собственные (около 60%) и привлеченные средства (около 40%). Объемы финансирования на прогнозный период принимались по усредненным удельным капитальным вложениям на 1 т продукта по действующим и спроектированным объектам с учетом региональной корректировки места строительства объекта.
Реализация Стратегии развития отрасли даст возможность:
а) увеличить объемы производства качественной социальноориентированной продукции и обеспечить возрастающие потребности внутреннего рынка в химикатах и новых материалах, расширить ассортимент выпускаемой продукции (на 20-25% ассортимент композиционных материалов, смесей и сплавов на основе базовых полимеров, сложных минеральных удобрений, химических волокон и нитей);
б) увеличить объем экспорта продукции по сравнению с 2005 годом на 25-30% в 2010 году и на 35-40% в 2015 году;
в) осуществить эффективное импортозамещение и снизить зависимость внутреннего рынка от влияния зарубежных компаний, сократив экономически необоснованный импорт химикатов, для производства которых в стране имеются необходимые предпосылки (доля импорта в 2015 году по сравнению с 2005 годом уменьшится по СМС с 13,1 до 4,9%, пластмасс и синтетических смол с 26,4 до 15,2%, шин всех типов с 26,7 до 16,3%);
г) увеличить долю наукоемкой и с высокой добавленной стоимостью продукции, осуществить качественные изменения в отраслевой и видовой структуре химического комплекса в направлении сокращения удельного веса сырьевых производств (в 2015 году рост объема производства шин автомобильных к 2005 году составит 191,7%, синтетических каучуков и латексов - 152,7%, пластмасс и синтетических смол - 197,5%, а сырья для их производства: этилена - 193,7%, пропилена - 167%);
д) довести удельный вес технологий, соответствующих мировому уровню, до 30-50%, повысить объем промышленной продукции, выпускаемой по ресурсосберегающим технологиям, на 20-25%;
е) обеспечить требования экономической и экологической безопасности, восстановить производство химических и нефтехимических материалов, обеспечивающих технологическую независимость России в оборонном комплексе;
ж) содействовать решению проблемы эффективного использования природных ресурсов (увеличится в 2015 году по сравнению с 2005 годом использование углеводородного сырья для химических производств в 1,8 раза, в том числе этана - в 4,7 раза, прямогонного бензина - в 1,8 раза, сжиженных углеводородных газов - в 1,6 раза);
и) содействовать развитию высокотехнологичной транспортной инфраструктуры с целью увеличения объемов и безопасности транспортировки химических грузов;
к) способствовать развитию регионов, формированию взаимосвязанных региональных комплексов (кластеров). Предприятия химической и нефтехимической промышленности размещены практически во всех федеральных округах. Наибольшее развитие отрасль получила в четырех из них: Центральном (24,4% - в объеме производства химического комплекса РФ), Южном (10,4%), Приволжском (43,5%) и Сибирском (11,2%) округах.
В Центральном, Южном и Сибирском федеральных округах предполагается сохранение специализации и развития действующих производств на основе использования прогрессивных ресурсосберегающих технологий.
Намечен рост и сохранение специализации сложившихся производств в Татарстане (полимерная химия, продукция основного органического синтеза), Башкортостане (полимерная химия, продукция основного органического и неорганического синтеза, хлорорганическая продукция), Пермской (минеральные удобрения, продукция основного органического и неорганического синтеза), Самарской (полимерная химия, минеральные удобрения) и Нижегородской областях (хлорорганическая, а также продукция органического и неорганического синтеза) и других.
В целом по химическому комплексу России за анализируемый период существенных территориальных сдвигов, особенно в восточную зону страны, не предполагается, что связано с дефицитом инвестиционных ресурсов и усилением влияния транспортного, трудового и энергетического факторов.
За пределами сроков реализации Стратегии после развития в Восточной Сибири нефтегазового комплекса, прокладки газо- и нефтепроводов в Китай и создания необходимой инфраструктуры целесообразно предусмотреть развитие химических производств с целью повышения эффективности переработки углеводородного сырья.
Для более полного учета интересов территорий необходимо в региональных программах отражать проблемы развития химической и нефтехимической промышленности в соответствии с положениями данной Стратегии.
Эффект от реализации Стратегии окажется многоуровневым, а именно:
на макроуровне:
- увеличение вклада химического комплекса в прирост ВВП за счет опережающего роста производства и продаж продукции по отношению к динамике роста экономики страны;
- улучшение структуры внешнеторгового оборота, ослабление зависимости экономики страны от импорта наукоемкой химической продукции, расширение высокотехнологичного экспорта;
- увеличение налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации;
- увеличение экспортной выручки;
- снижение зависимости национальной экономики от поставок химической продукции из зарубежных стран;
на микроуровне: