Недействующий

     

Министерство экономического развития и торговли
Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 27 декабря 2005 года N 01-06/46464

О направлении Методических рекомендаций по
квалификации нарушений валютного законодательства

____________________________________________________________________
Не действует на основании
приказа ФТС России от 22 марта 2007 года N 346
____________________________________________________________________


Направляем для использования в практической деятельности подготовленные в связи с вступлением в силу Федерального закона от 18.07.2005 N 90-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" Методические рекомендации по квалификации административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России).

В соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) таможенные органы являются агентами валютного контроля.

Согласно пункту 80 части 2 статьи 28.3 КоАП России должностные лица агентов валютного контроля вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП России, в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с частью 4 статьи 28.3 КоАП России перечень должностных лиц таможенных органов, уполномоченных составлять протоколы по статье 15.25 КоАП России, устанавливается ФТС России. Данный перечень установлен приказом ФТС России от 15.03.2005 N 198 "О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание", вступившим в силу с 19.04.2005.

В соответствии с пунктом 7 статьи 403 Таможенного кодекса Российской Федерации контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, является функцией таможенных органов.

Исходя из изложенного, должностные лица таможенных органов вправе возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП России при обнаружении достаточных данных, указывающих на нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, совершенные на территории Российской Федерации при осуществлении валютных операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

В случае выявления иных нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, совершенных на территории Российской Федерации, информацию о них следует передавать в соответствии с частью 9 статьи 23 Закона в орган валютного контроля, уполномоченный применять санкции за данные нарушения, - Росфиннадзор в порядке, установленном письмом ФТС России от 16.02.2005 N 01-06/4356.

Материалы о нарушениях валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, совершенных за пределами территории Российской Федерации, либо об обоснованных подозрениях о наличии таких нарушений следует представлять в налоговые органы в соответствии со статьей 9 Соглашения о сотрудничестве Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы, заключенного 14.07.2005.

С момента получения настоящего письма считать недействующими письма ФТС России от 17.03.2005 N 01-06/8128 "О направлении Методических рекомендаций по квалификации нарушений валютного законодательства", от 18.05.2005 N 01-06/16132 "Об изъятии иностранной валюты" и от 22.09.2005 N 01-06/32745 "Об оплате расходов и комиссий иностранных банков".

Заместитель руководителя
генерал-полковник таможенной службы
Л.А.Лозбенко

     

Приложение
к письму ФТС России
от 27 декабря 2005 года N 01-06/46464

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по квалификации административных правонарушений,
предусмотренных статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях



Статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России) установлена ответственность за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Объектом правонарушений, предусмотренных статьей 15.25 КоАП России, выступают публичные правоотношения по обеспечению реализации единой государственной валютной политики, устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации.

Объективную сторону правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 15.25 КоАП России, образуют противоправные деяния (действия или бездействие) лиц (субъектов), осуществляемые в нарушение норм права, установленных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

Частью 1 статьи 15.25 КоАП России предусмотрена ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.

Понятие валютной операции дано в пункте 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон). Валютные операции - это:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 1 Закона к валютным ценностям относятся иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 1 Закона резидентами являются:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте "в" настоящего пункта;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона нерезиденты - это:

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 части 1 статьи 1 Закона;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

в) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта;

ж) иные лица, не указанные в пункте 6 части 1 статьи 1 Закона.

Статьей 9 Закона запрещены валютные операции между резидентами, за исключением операций, предусмотренных частями 1, 2 и 3 статьи 9, частью 6 статьи 12 и частью 3 статьи 14 Закона.

Частью 3 статьи 10 Закона установлено, что валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации. Из этого следует, что расчеты между нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации на территории Российской Федерации запрещены.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами-резидентами только через банковские счета в уполномоченных банках за исключением:

- расчетов в наличной валюте Российской Федерации с физическими лицами-нерезидентами по договорам розничной купли-продажи товаров;

- расчетов в наличной валюте Российской Федерации при оказании физическим лицам-нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению;

- расчетов юридических лиц-резидентов и нерезидентов (физических и юридических лиц) в наличной валюте Российской Федерации и иностранной валюте за обслуживание воздушных судов иностранных государств, судов иностранных государств в речных и морских портах, а также при оплате портовых сборов.

Кроме того, юридические лица-резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными в соответствии с Законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между резидентами, за исключением валютных операций, указанных в части 6.1 статьи 12 Закона.

Из изложенного следует, что запрещенными являются такие операции, как:

- расчеты юридических лиц-резидентов с нерезидентами в наличной иностранной валюте при купле-продаже товаров, оказании услуг (в т.ч. транспортных, гостиничных услуг, услуг общественного питания);

- расчеты юридических лиц-резидентов с нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации при купле-продаже товаров, не относящейся к розничной торговле (статьи 492-505 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК России);

- операции по выплате юридическими лицами-резидентами заработной платы физическим лицам-нерезидентам в наличной валюте Российской Федерации или иностранной валюте, осуществляемые на территории Российской Федерации.

Частью 3 статьи 14 Закона установлено, что расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, за исключением валютных операций, перечень которых приведен здесь же, а также операций, не связанных с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации, с использованием средств, зачисленных в соответствии с Законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации.

В указанном перечне отсутствуют и, соответственно, являются запрещенными следующие валютные операции физических лиц-резидентов на территории Российской Федерации:

- валютные операции, связанные с расчетами (вне зависимости от суммы сделки) с нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации и иностранной валюте при купле-продаже товаров (за исключением приобретения и отчуждения в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет), оказании услуг, в т.ч. при осуществлении предпринимательской деятельности;

- получение наличной валюты Российской Федерации и иностранной валюты в дар от нерезидента;

- дарение, завещание нерезиденту наличной валюты Российской Федерации, получение наличной валюты Российской Федерации от нерезидента по праву наследования.

Статья 14 Закона устанавливает требования к осуществлению валютных операций резидентами. В связи с этим участие в расчетах с резидентами нерезидентов нарушением Закона со стороны последних не является. Вместе с тем при доказывании наличия вины резидента в нарушении положений статьи 14 Закона необходимо установить, что субъект правонарушения знал или должен был и мог знать, что он осуществляет валютную операцию с нерезидентом.

При выявлении достаточных данных, указывающих на совершение резидентами незаконных расчетов в наличной валюте на территории Российской Федерации, должностным лицам таможенных органов следует возбуждать дела об административных правонарушениях по части 1 статьи 15.25 КоАП России в случае, если указанные расчеты проведены по возмездным договорам между резидентами и нерезидентами, в соответствии с которыми товары перемещаются через таможенную границу Российской Федерации (коды характера сделки "10" и "30" согласно классификатору, утвержденному приказом ГТК России от 23.08.2002 N 900 "О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей"). В иных случаях информация о таких расчетах подлежит передаче в Росфиннадзор.

В соответствии со статьей 15 Закона единовременный вывоз из Российской Федерации физическими лицами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10000 долларов США, не допускается, за исключением случаев, когда валюта вывозится в пределах сумм, ранее ввезенных или переведенных в Российскую Федерацию.

В случае вывоза физическим лицом с таможенной территории Российской Федерации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей 10000 долларов США, при отсутствии у него документов (ввозной таможенной декларации или иных документов), подтверждающих ее ввоз или перевод в Российскую Федерацию, вывоз валюты квалифицируется по части 1 статьи 15.25 КоАП России как осуществление валютной операции, запрещенной валютным законодательством Российской Федерации.

Предметом административного правонарушения данной категории является вся вывозимая валюта, которая подлежит изъятию в качестве меры обеспечения по делу об административном правонарушении.

Частью 4 статьи 15.25 КоАП России установлена ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Данная обязанность и срок ее выполнения - срок, предусмотренный внешнеторговым договором (контрактом), - установлены частью 1 статьи 19 Закона.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»