ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 2005 года N 738
О порядке формирования перспективного источника средств на оплату услуг по формированию технологического резерва мощностей по производству электрической энергии и финансирования объектов по производству электрической энергии в целях предотвращения возникновения дефицита электрической мощности *
(с изменениями на 4 сентября 2015 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 2020 года N 1290
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2007 года N 388 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 26, 25.06.2007);
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 года N 400 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 22, 02.06.2008);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года N 626 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 32, 10.08.2009);
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 года N 269 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 18, 03.05.2010).
постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 44, 29.10.2012, ст.6022) (изменения вступили в силу с 1 января 2014 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2015 года N 941 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.09.2015, N 0001201509100008) (о порядке вступления в силу см. пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2015 года N 941).
____________________________________________________________________
____________
* Наименование в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года N 626. - См. предыдущую редакцию.
В соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст.1177) Правительство Российской Федерации (преамбула в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года N 626 - см. предыдущую редакцию)
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила финансирования объектов по производству электрической энергии в целях предотвращения возникновения дефицита электрической мощности (далее - Правила), применяемые для финансирования строительства объектов по производству электрической энергии, необходимых для формирования перспективного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии (далее - перспективный технологический резерв) в условиях прогнозируемого дефицита электрической мощности в целях обеспечения надежного и безопасного функционирования Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем и качества электрической энергии (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года N 626 - см. предыдущую редакцию).
2. Установить, что организацию конкурсов инвестиционных проектов по формированию перспективного технологического резерва (далее - конкурсы) осуществляет системный оператор (в пределах технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем - соответствующий субъект оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике) (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года N 626 - см. предыдущую редакцию).
3. Средства, необходимые для подготовки и организации проведения конкурсов инвестиционных проектов, а также средства, необходимые для оплаты услуг по формированию перспективного технологического резерва и осуществления контроля фактического предоставления указанных услуг, учитываются при установлении для системного оператора цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике или их предельных уровней (в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах - за счет учета указанных расходов при установлении тарифов или их предельных уровней для соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике). При этом средства, необходимые для оплаты услуг по формированию перспективного технологического резерва, учитываются в течение периода применения платы за услуги по формированию перспективного технологического резерва, продолжительность которого определяется заключаемым в соответствии с Правилами договором об оказании услуг по формированию перспективного технологического резерва, и не ранее ввода в эксплуатацию построенного генерирующего объекта или первой из отдельных энергоустановок по производству электрической энергии (энергоблоков) - комплексов взаимосвязанного оборудования, каждый из которых в отдельности может использоваться для производства электрической энергии, составляющих в совокупности генерирующий объект, если условиями конкурса предусмотрено строительство генерирующего объекта (электростанции), состоящего из отдельных энергоустановок по производству электрической энергии (энергоблоков).
Размер платы за услуги по формированию перспективного технологического резерва определяется исходя из ее размера, указанного в инвестиционном проекте, отобранном в соответствии с Правилами по итогам конкурса.
Тариф на электрическую энергию, выработанную объектом по производству электрической энергии, введенным в эксплуатацию по итогам конкурсов, определяется по формуле расчета тарифа на электрическую энергию, установленной правилами проведения конкурсов инвестиционных проектов по формированию перспективного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии на основании параметров, заявленных в отобранном по итогам конкурса инвестиционном проекте.
Цена на мощность устанавливается на уровне стоимости мощности, приведенной в инвестиционном проекте, отобранном по итогам конкурса в соответствии с Правилами.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года N 626. - См. предыдущую редакцию)
4. Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой и Федеральной службой по тарифам с участием Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "ЕЭС России" и открытого акционерного общества "Системный оператор - Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы" в 3-месячный срок разработать и утвердить:
правила проведения конкурсов;
правила определения величины необходимой установленной генерирующей мощности генерирующих объектов, вводимых в эксплуатацию по результатам конкурса, а также территориального расположения указанных генерирующих объектов, сроков их создания и ввода в эксплуатацию.
5. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.
6. Федеральным органам исполнительной власти привести в 3-месячный срок свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков
ПРАВИЛА
финансирования объектов по производству электрической энергии в целях предотвращения возникновения дефицита электрической мощности
(с изменениями на 4 сентября 2015 года)
I. Общие положения
1. Настоящие Правила определяют порядок и условия привлечения инвестиций в строительство как новых электрических станций, в том числе состоящих из отдельных энергоустановок по производству электрической энергии (энергоблоков) (далее - энергоблоки), так и дополнительных энергоблоков на существующих электрических станциях, необходимых для формирования перспективного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии (далее - перспективный технологический резерв) в условиях прогнозируемого дефицита электрической мощности в Единой энергетической системе России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах в целях обеспечения надежного и безопасного функционирования указанных систем (далее - генерирующие объекты), а также механизмы возврата инвесторам инвестированных ими в создание (строительство) генерирующих объектов средств (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 2007 года N 388; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года N 626 - см. предыдущую редакцию).
Настоящие Правила не исключают возможности использования иных способов финансирования строительства объектов по производству электрической энергии и привлечения для этого инвестиций и не распространяются на отношения, связанные с формированием и размещением в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года N 109 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 9, ст.791; 2005, N 1, ст.130), как оперативного, так и стратегического технологических резервов мощностей.
2. Основными принципами привлечения инвестиций в строительство генерирующих объектов в целях предотвращения возникновения дефицита электрической мощности и обеспечения надежного и безопасного функционирования Единой энергетической системы России (технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем) в соответствии с настоящими Правилами являются (абзац дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года N 626 - см. предыдущую редакцию):
а) плановый характер прогнозирования уровня дефицита электрической мощности, в том числе в части перспективного технологического резерва и строительства генерирующих объектов, необходимых для покрытия указанного дефицита;
б) обеспечение возврата и необходимой доходности инвестированного капитала, используемого при строительстве генерирующих объектов, в том числе возмещение исполнителю инвестиционного проекта расходов на технологическое присоединение к электрическим сетям и обеспечение выдачи мощности строящихся генерирующих объектов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено применение платы за технологическое присоединение (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года N 626 - см. предыдущую редакцию);
в) предпочтительность строительства генерирующих объектов, осуществляющих производство электрической энергии с использованием современных технологий (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года N 626 - см. предыдущую редакцию);
г) конкурентный характер отбора инвестиционных проектов при формировании перспективного технологического резерва, определяемый равным доступом российских и иностранных субъектов предпринимательской деятельности к участию в конкурсе инвестиционных проектов по формированию перспективного технологического резерва (далее - конкурс) и выбором лучшего инвестиционного проекта из представленных на конкурс по установленному критерию (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года N 626 - см. предыдущую редакцию);
д) подпункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года N 626 - см. предыдущую редакцию.
3. Строительство каждого генерирующего объекта в соответствии с настоящими Правилами является предметом отдельного инвестиционного проекта.
Величина установленной генерирующей мощности каждого вводимого в эксплуатацию по результатам конкурса генерирующего объекта или каждого из энергоблоков, составляющих в совокупности генерирующий объект, если условиями конкурса предусмотрено строительство генерирующего объекта, состоящего из энергоблоков, не может быть ниже количественных характеристик, предъявляемых к участникам оптового рынка электрической энергии (мощности) - поставщикам электрической энергии (мощности) (абзац дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2007 года N 388 - см. предыдущую редакцию).
Величина установленной генерирующей мощности каждой вводимой в эксплуатацию по результатам конкурса электрической станции (за исключением гидроаккумулирующих электрических станций), в том числе состоящей из двух и более энергоблоков, не может быть выше 660 МВт. В случае если предметом инвестиционного проекта является строительство дополнительного энергоблока на существующей электрической станции, величина установленной генерирующей мощности такого энергоблока не может быть выше 500 МВт (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года N 626 - см. предыдущую редакцию).
Величина необходимой установленной генерирующей мощности генерирующих объектов, вводимых в эксплуатацию по результатам каждого конкурса, а также территориальное расположение указанных объектов и сроки их создания и ввода в эксплуатацию определяются до проведения соответствующего конкурса Министерством энергетики Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) в соответствии с утверждаемыми им правилами по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой на основании предложений системного оператора (субъекта оперативно-диспетчерского управления технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы) и с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
(Абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 года N 400; дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года N 626; в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2015 года N 941. - См. предыдущую редакцию)
4. Реализация инвестиционных проектов осуществляется инвесторами за счет их собственных и (или) привлеченных, в том числе заемных, средств в форме капитальных вложений.
5. Возврат средств, инвестированных в реализацию отобранного по итогам конкурса инвестиционного проекта, осуществляется за счет платы за услуги по формированию перспективного технологического резерва (далее - плата), а также за счет средств от продажи в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2003 года N 643, электрической энергии, выработанной объектом по производству электрической энергии, введенным в эксплуатацию по итогам конкурса, и от продажи мощности указанного объекта.
В состав платы включаются средства, необходимые для возмещения средневзвешенной стоимости собственного и заемного капитала, привлекаемого в целях реализации инвестиционного проекта, до ввода генерирующего объекта в эксплуатацию, рассчитываемой в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Оплата мощности, выработанной объектом по производству электрической энергии, введенным в эксплуатацию по итогам конкурса, осуществляется в течение срока, определенного условиями конкурса, и исходя из ее размера, указанного в инвестиционном проекте, отобранном по итогам конкурса в соответствии с настоящими Правилами. Оплата мощности включает в себя расходы на оплату услуг сетевых организаций по технологическому присоединению к электрическим сетям генерирующего объекта, создание которого предусмотрено отобранным по итогам конкурса инвестиционным проектом, если в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено применение платы за технологическое присоединение.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года N 626. - См. предыдущую редакцию)
6. Оплата услуг по формированию перспективного технологического резерва осуществляется на основании договора об оказании услуг по формированию перспективного технологического резерва (далее - договор), в соответствии с которым исполнитель инвестиционного проекта принимает на себя обязательства по увеличению перспективного технологического резерва мощности в Единой энергетической системе России и (или) технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах путем ввода в эксплуатацию построенных в соответствии с отобранным по итогам конкурса инвестиционным проектом генерирующих объектов (отдельных энергоблоков, составляющих в совокупности генерирующий объект), обеспечения регистрации групп точек поставки и приобретения права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в отношении генерирующего оборудования указанных объектов, обеспечения готовности указанных генерирующих объектов (отдельных энергоблоков, составляющих в совокупности генерирующий объект) к выработке электрической энергии в сроки и в соответствии с параметрами, установленными условиями конкурса и договора, что подтверждается их аттестацией по объему и параметрам, соответствующим условиям конкурса и договора. Сроки исполнения обязательства заказчика услуг по оплате услуг по формированию перспективного технологического резерва устанавливаются условиями конкурса и договора.
Обязательство заказчика услуг по формированию перспективного технологического резерва по оплате этих услуг возникает в определенный договором момент, но не ранее ввода в эксплуатацию генерирующего объекта, создание которого предусмотрено отобранным по итогам конкурса инвестиционным проектом, или первого из энергоблоков, составляющих в совокупности генерирующий объект, если условиями конкурса предусмотрено строительство генерирующего объекта, состоящего из энергоблоков, при условии учета соответствующих расходов на оплату услуг по формированию перспективного технологического резерва при установлении цен (тарифов) на оказываемые системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы) услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике или их предельных уровней.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года N 626. - См. предыдущую редакцию)
7. Пункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года N 626. - См. предыдущую редакцию.
8. Отбор инвестиционных проектов осуществляется путем проведения открытых конкурсов, к участию в которых допускаются российские и иностранные субъекты предпринимательской деятельности, за исключением лиц, в отношении генерирующих объектов которых на момент проведения конкурса заключены договоры на поставку мощности на оптовом рынке электрической энергии и мощности (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года N 626 - см. предыдущую редакцию).
9. Конкурсы организуются и проводятся организатором конкурсов в соответствии с Правилами проведения конкурсов инвестиционных проектов по формированию перспективного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. N 269 "О проведении конкурсов инвестиционных проектов по формированию перспективного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", в которых определяются в том числе (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 года N 269 - см. предыдущую редакцию):
а) требования к участникам конкурса, требования к экологическим характеристикам работы генерирующих объектов, требования к устанавливаемым системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы) технологическим параметрам генерирующего оборудования указанных объектов, в том числе требования к величине коэффициента полезного действия генерирующих объектов, диапазонам и минимальной скорости изменения нагрузок генерирующих объектов, позволяющих использовать указанные объекты во вторичном регулировании частоты, диапазонам регулировочной мощности и возможности работы в режиме энергопотребления для гидроаккумулирующих электрических станций, а также другие требования, обеспечивающие использование при реализации инвестиционного проекта современных технологий в области производства электрической энергии (мощности) (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года N 626 - см. предыдущую редакцию);
б) порядок осуществления анализа и отбора инвестиционных проектов, включая порядок определения величины параметров, рассматриваемых при анализе и отборе инвестиционных проектов, в том числе порядок формирования и учета предложения участника конкурса или предложения Министерства экономического развития Российской Федерации по прогнозам динамики цены на газ, уголь, электрическую энергию и ядерное топливо, цен (тарифов) на перевозки топлива железнодорожным транспортом и расходов на транспортировку газа по магистральным газопроводам организации собственника Единой системы газоснабжения, используемых для определения тарифа на электрическую энергию, прогнозируемой продолжительности периода времени, в течение которого предполагается использование генерирующих объектов для производства электрической энергии, рассчитываемой суммарно на весь срок действия договора, и ставки дисконтирования, применяемой при определении стоимости инвестиционного проекта (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года N 626 - см. предыдущую редакцию);
б_1) возможность строительства генерирующего объекта, состоящего из энергоблоков, которые поэтапно вводятся в эксплуатацию (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2007 года N 388);
в) формула расчета тарифа на электрическую энергию, применяемая для определения стоимости электрической энергии, при производстве которой в качестве основного топлива используется газ. В качестве основных параметров при определении указанной формулы применяются прогноз цены на газ, предлагаемый участником конкурса или Министерством экономического развития Российской Федерации, удельный расход газа, дифференцированный в зависимости от режима загрузки генерирующих объектов, сумма уплачиваемых исполнителем инвестиционного проекта платежей в сфере электроэнергетики, размер которых зависит от объема производства (потребления) и (или) поставки (покупки) электрической энергии, и определяемый Федеральной антимонопольной службой по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации единый для всех инвестиционных проектов показатель доходности используемого при производстве электрической энергии капитала, соответствующий среднемесячной стоимости краткосрочного капитала, привлекаемого в целях пополнения оборотных средств, необходимых для приобретения топлива;