ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

от 28 января 2003 года N КГ-239/11


О разъяснениях к методическим указаниям по расчету
регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую)
энергию на розничном (потребительском) рынке



В связи с участившимися обращениями региональных энергетических комиссий и субъектов регулирования по вопросам применения Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Постановлением ФЭК России от 31.07.2002 N 49-Э/8* , ФЭК России дает следующие разъяснения (прилагаются).

________________

Указанный документ был опубликован в информационном бюллетене NN10 (77) -11 (78) за 2002 год.

Г.П.Кутовой

     

РАЗЪЯСНЕНИЯ
к методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов
и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском)
рынке
, утвержденным постановлением ФЭК России от 31.07.2002 N 49-Э/8

(Зарегистрированным в Минюсте России от 30.08.2002, Регистрационный N 3760)

1. Пункт 1. С момента вступления в силу Методических указаний утрачивают силу предыдущие нормативные акты ФЭК России, регламентирующие расчет тарифов на розничном рынке энергии (мощности), в том числе:

- Методические указания о порядке расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию на потребительском рынке, утвержденные Приказом ФЭК России 16.04.97 (протокол ФЭК России N 73);

- Постановление ФЭК России "Об утверждении методики расчета минимальных уровней тарифов на электрическую энергию, потребляемую населением субъектов Российской Федерации" от 21.07.2000 N 36/4;

- Постановление ФЭК России "Об утверждении методики расчета прогнозных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию, потребляемую организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета" от 04.08.2000 N 41/1;

- Постановление ФЭК России "О внесении изменений в Методические указания о порядке расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию на потребительском рынке" от 08.08.2001 N 50/4;

- Постановление ФЭК России "О внесении изменений в Методику расчета прогнозных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию, потребляемую организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета" от 15.08.2001 N 52/5;

- Постановление ФЭК России "Об утверждении методики расчета размера платы за услуги по передаче электрической энергии" от 12.05.2000 N 25/3;

- Постановление ФЭК России "Об утверждении Методики расчета размера платы за услуги по передаче тепловой энергии в системах централизованного теплоснабжения" от 30.06.2000 N 33/1.

2. Пункт 2. Под регулируемой организацией в Методических указаниях понимается организация, осуществляющая в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии" от 02.04.2002 N 226 регулируемые виды деятельности.

3. Пункт 3. Понятия, используемые в пункте 3, строго соответствуют понятиям, данным в действующих правовых актах (Федеральный закон от 14.04.95 N 41-ФЗ и Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 N 226).

Согласно п.2 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 N 226 "Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Основы ценообразования) и п.3 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации "Правил государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Правила регулирования) период регулирования - один год (за исключением случаев, предусмотренных п.4 и 5 Правил регулирования). Например, если тарифы утверждены с 1 октября 2002 года, то период регулирования - с 1 октября 2002 года до 1 октября 2003 года.

4. Пункт 4. Энергоснабжающая организация (ЭСО), получающая энергию от АО-энерго или с ФОРЭМ, для целей расчета тарифов на энергию рассматривается так же, как и АО-энерго, и может выступать в качестве:

- ЭСО;

- производителя энергии (при наличии собственной генерации);

- региональной сетевой организации;

- покупателя энергии (при покупке энергии у другой ЭСО, АО-энерго, с ФОРЭМ, у независимых производителей энергии, включая блок-станции);

- потребителя энергии (в части собственного потребления, например, для хозяйственных нужд).

В частности, к ЭСО относятся регулируемые организации, осуществляющие покупку энергии в целях ее дальнейшей перепродажи или оказывающие услуги по передаче энергии. Под региональной сетевой организацией в Методических указаниях понимается организация, имеющая в собственности или на иных законных основаниях электрические (тепловые) сети, не относящиеся к единой национальной электрической сети, и осуществляющая услуги по передаче (поставке) электрической (тепловой) энергии. К таким организациям относятся как АО-энерго, так и другие энергоснабжающие организации, в том числе получающие электрическую (тепловую) энергию для дальнейшей ее продажи.

5. Пункт 5. В пункте 5 опечатка. После слова "электрической" пропущено слово "(тепловой)".

6. Подпункт 5.4. В первом слове 1 абзаца опечатка. Вместо слова "Плат" следует читать "плата"*.

________________

* В тексте Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 31 июля 2002 года N 49-э/8, сверенных по "Российской газете", N 181, 25.09.2002 опечатка отсутствует. - Примечание "КОДЕКС".


До вступления в силу Методики расчета сбытовых надбавок расходы ЭСО на сбытовую деятельность учитываются в расходах на передачу энергии.

Распределение общих расходов на сбытовую деятельность между расходами, относимыми на сбыт электрической и тепловой энергии, производится согласно пункту 11 Методических указаний.

Распределение общих расходов на сбыт электрической энергии между уровнями напряжения рекомендуется производить пропорционально суммарной заявленной мощности потребителей (покупателей) на планируемый период регулирования.

Распределение общих расходов на сбыт тепловой энергии между сбытом теплоносителей "пар" и "горячая вода" рекомендуется производить пропорционально полезному отпуску тепловой энергии в виде пара и горячей воды. Под расходами на сбытовую деятельность в Методических указаниях понимаются расходы на контроль и снятие показаний с приборов учета и контроля, установку и эксплуатацию указанных приборов, организацию и содержание систем учета и обработки данных, ведение договорной работы.

Величина расходов на сбытовую деятельность определяется количеством точек подключения обслуживаемых абонентов. Исхода из этого, тариф на электроэнергию для потребителей (покупателей), получающих электроэнергию по прямым договорам, рассчитывается без сбытовой надбавки в случае наличия одной точки подключения.

В случае наличия нескольких точек подключения стороны прямого договора самостоятельно (в рамках предельного уровня тарифов) договариваются об учете в договорном тарифе расходов на сбытовую деятельность.

7. Подпункт 5.5. Зонные тарифы (цены) на электроэнергию для потребителей в Методических указаниях дифференцированы по суточным зонам графика электрической нагрузки. Дифференциацию по недельным зонам предполагается установить позднее путем внесения соответствующих дополнений в Методические указания.

Потребители, в том числе заключившие прямые договора, в соответствии с Основами ценообразования перед вводом в действие отрегулированных тарифов самостоятельно выбирают один из вариантов тарифов, предложенных в тарифном меню. При этом в течение срока действия тарифов (цен) изменение выбранного варианта тарифов допускается только по согласованию сторон (энергоснабжающей организации и потребителя).

Расчет потребителей за электрическую (тепловую) энергию по двухставочным и зонным тарифам производится только при наличии соответствующих приборов учета.

8. Подпункт 5.6. Предельные тарифы (цены) устанавливаются ФЭК России или региональными энергетическими комиссиями (РЭК) в пределах своей компетенции.

Под договорными тарифами в Методических указаниях понимаются тарифы, величина которых определяется сторонами прямого договора в рамках предельных уровней, установленных органом регулирования.

Предельные тарифы рекомендуется устанавливать на уровне экономически обоснованных тарифов, т.е. договорные тарифы должны быть не выше предельных тарифов. Заинтересованность производителей энергии в договорных тарифах (прямых договорах) может быть реализована через особые условия оплаты их продукции (например, через авансовые платежи).

В Методических указаниях под прямым договором понимается договор купли-продажи, заключенный между производителем (производителями) электроэнергии и потребителем (потребителями, покупателями) электроэнергии (см. п.82-85 Методических указаний) в соответствии с Гражданским законодательством Российской Федерации.

9. Пункт 6. Цена продажи производителями электроэнергии, не поставляемой на оптовый рынок (п.5.1), устанавливается РЭК.

Тариф (цену) на тепловую энергию (п.5.2) устанавливает РЭК.

Тариф (цену) на тепловую энергию, вырабатываемую организациями, поставляющими электроэнергию на оптовый рынок (п.5.3), устанавливает РЭК. При этом рекомендуется учитывать мнение ФЭК России по величине указанного тарифа.

Предельные размеры платы за услуги по передаче электрической и тепловой энергии (мощности) по региональным электрическим (тепловым) сетям (п.5.4) устанавливает ФЭК России по представлению РЭК. Экономически обоснованные размеры платы за указанные услуги (в том числе по уровням напряжения) устанавливает РЭК.

Тарифы (цены) на электроэнергию, поставляемую потребителям (п.5.5), устанавливает РЭК.

Предельные тарифы (цены) на электрическую и тепловую энергию (п.5.6) и тарифы (цены) на электрическую энергию и услуги по ее передаче со сроком действия два и более лет (п.5.7) устанавливают в соответствии со своей компетенцией ФЭК России и РЭК.

10. Пункт 7. Плата за балансировку, оперативно-диспетчерское управление, передачу электроэнергии по единой национальной электрической сети, абонентную плату за услуги РАО "ЕЭС России", цена покупки электроэнергии с оптового рынка устанавливаются на основании соответствующих методических указаний, разрабатываемых ФЭК России и не являющихся предметом рассмотрения Методических указаний.

11. Подпункт 9.1. Формула (2) носит общий характер и означает, что необходимая валовая выручка (НВВ) субъекта регулирования делится на объем отпускаемой субъектом регулирования продукции (объем оказываемых им услуг). Так, для производителя электроэнергии объем продукции - отпуск электроэнергии с шин (с учетом положений п.28 Методических указаний), для производителя тепловой энергии - отпуск тепловой энергии с коллекторов, для региональной электрической сети - заявленная потребителем мощность, для региональной тепловой сети - полезный отпуск потребителю тепловой энергии.

12. Подпункт 9.2. Состав расходов определяется главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (смета расходов), а также положениями по бухгалтерскому учету (калькуляция расходов) в части, не противоречащей главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации. В качестве положений по бухгалтерскому учету рекомендуется использовать, в частности, следующие документы:

- положение по бухгалтерскому учету "Расходы предприятия" ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н, зарегистрированное Минюстом России 31.05.99, регистрационный N 1790;

- положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.99 N 32н, с изменениями от 30.12.99 и 30.03.2001, зарегистрированное Минюстом России 31.05.99, регистрационный N 1791;

- положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" ПБУ 12/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 27.01.2000 N 11н, не нуждается в государственной регистрации (письмо Минюста России от 16.03.2000 N 1838-ЭР).

В случае выделения организации, осуществляющей производство и передачу электроэнергии, субвенций из федерального бюджета на компенсацию тарифов на электроэнергию указанные субвенции относятся (как дополнительный источник дохода) на производство и передачу электроэнергии в соответствии с принятой в организации учетной политикой. При этом рекомендуется учитывать мнение администрации и РЭК региона. Аналогичным образом рекомендуется поступать в случае поступления регулируемой организации дохода других дополнительных источников (например, дотаций из бюджетов всех уровней) для компенсации расходов на осуществление регулируемых видов деятельности.

Оценка экономической обоснованности отдельных статей расходов определена Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (ст.4), Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (п.9 и 16 - инвестиции из прибыли, п.10 - все расходы на основании плановых балансов, п.12 - топливо на технологические цели, п.13 - расходы на оплату труда, п.14 - ремонтные работы, п.15 - цены (тарифы) на сырье, материалы, работы и услуги производственного характера, топливо на технологические цели, п.29 - избыточные и непроизводительные расходы, не включаемые в состав тарифов (цен) на энергию (не обоснованные перед регулирующими органами расходы), п.31 - ранее не включенные регулирующим органом в состав тарифов (цен) на энергию обоснованные расходы.

13. Подпункт 9.3. В целях реализации подпункта 9.3 распределение необходимой валовой выручки (расходов) осуществляется на основании учетной политики, принятой в АО-энерго. В случае несогласия хотя бы одного РЭКа в данном вопросе с указанной учетной политикой РЭКам рекомендуется на основании взаимной договоренности, с учетом специфики соответствующего АО-энерго и регионов и при обязательном согласии АО-энерго, совместно определить принципы разделения расходов по регулируемым видам деятельности между субъектами Российской Федерации. В случае недостижения согласия РЭКам рекомендуется обращаться в ФЭК России.

14. Подпункт 9.5. Под избыточными и непроизводительными расходами в Методических указаниях понимаются расходы, не включенные органом регулирования в тарифы на энергию, обоснованность которых не доказана органу регулирования. При этом решения РЭК должны быть подтверждены официальными документами (отчетными данными и данными результатов официальных проверок хозяйственной деятельности организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности).

15. Подпункт 9.6. Подпункт 9.6 дан в редакции п.31 Основ ценообразования. Экономически обоснованные расходы, не учтенные регулирующим органом в период регулирования, включаются в состав тарифов (цен) на энергию в последующий период регулирования.

Во избежание двойного учета следует рассматривать выплату части кредиторской задолженности (пп.9.7.2 Методических указаний) совместно с включаемыми в расчет тарифов на энергию экономически обоснованными расходами, не включенными в расчет тарифов на энергию при предыдущем периоде регулирования (пп.9.6 Методических указаний), и расходами, направляемыми на покрытие убытков от списания просроченной дебиторской задолженности (пп.9.7.1 Методических указаний).

16. Подпункт 9.7.

Подпункт 9.7.1. Распределение расходов, направленных на покрытие убытков от списания просроченной дебиторской задолженности, возникшей до 1 января 2001 года, между разными видами регулируемой деятельности (производством и передачей электрической и тепловой энергии) рекомендуется производить в соответствии с учетной политикой, принятой в регулируемой организации. При этом рекомендуется придерживаться следующих базовых положений:

- распределение расходов между электрической (суммарно производство и передача) и тепловой (суммарно производство и передача) энергией производится пропорционально дебиторской задолженности соответственно за электрическую и тепловую энергию;

- распределение расходов между производством и передачей электрической (тепловой) энергии производится пропорционально прямым расходам (с учетом прямых расходов из прибыли), имевшим место до 1 января 2001 года (при отсутствии раздельного учета - за годы, когда такой учет имел место), на производство и передачу электрической (тепловой) энергии.

Подпункт 9.7.2. В соответствии с п.31 Основ ценообразования РЭК учитывает в расходах регулируемой организации расходы на выплату части кредиторской задолженности, не покрываемой встречными обязательствами дебиторов. Речь идет о положительной разнице между кредиторской и дебиторской задолженностью по видам регулируемой деятельности. Указанная разница покрывается в последующие периоды регулирования. Количество периодов регулирования, в течение которых покрывается эта разница, определяет РЭК.

Распределение расходов, направляемых на покрытие кредиторской задолженности, между разными видами регулируемой деятельности рекомендуется производить в соответствии с учетной политикой, принятой в регулируемой организации (например, пропорционально прямым расходам).

За дополнительными разъяснениями по указанному пункту, в соответствии с распределением полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации, рекомендуется обращаться в Минфин России.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»