1. Какие документы служат основанием для уплаты экспортерами неустойки (штрафа, пени) в случаях, перечисленных в пункте 2.2 совместной Инструкции Банка России и ГТК России от 13.10.99 N 86-И и N 01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров"?
Возможна ли покупка экспортером иностранной валюты на эти цели?
Уплата Экспортером на основании Контракта в пользу нерезидента неустойки (штрафа, пени) в случаях, перечисленных в пункте 2.2 Инструкции N 86-И, должна быть обоснована наличием факта ненадлежащего исполнения Контракта, а также в случае, если договором предусмотрено предъявление претензии, наличием факта обращения (претензии) нерезидента к Экспортеру с требованием об уплате штрафных санкций.
Факт неисполнения или ненадлежащего исполнения условий Контракта должен быть подтвержден Экспортером соответствующими документами.
При неисполнении условий Контракта вследствие действия непреодолимой силы таким документом, по нашему мнению, является сертификат, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, которая согласно пункту 3 статьи 15 Закона Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" свидетельствует обстоятельства форс-мажора в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации.
В качестве документов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение условий Контракта о качестве, количестве и сроках поставки экспортируемых товаров, а также в случаях, если эти товары в момент, когда риски несла российская сторона, оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие аварии, недостачи, произошедшей в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, либо товары выбыли из ведения российской стороны вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства, уполномоченному банку рекомендуется принимать от Экспортера любой из нижеперечисленных документов:
а) акт приемки (рекламационный акт), составленный получателем товаров с участием представителя Экспортера и/или компетентного представителя незаинтересованной организации в соответствии с законодательством, распространяющимся на контракт (договор). В этом случае к рекламационному акту должны прилагаться другие документы, подтверждающие нарушение предусмотренных Контрактом условий, например, коммерческие акты, акты о вскрытии контейнеров, заключения нейтральной лаборатории о результатах осмотра и испытания товаров, копии транспортных документов (при просрочке отгрузки экспортируемого товара), а также копия документа, удостоверяющего право компетентного представителя незаинтересованной организации на участие в приемке товаров;
б) письменное подтверждение российских торгово-промышленных палат, которые на основании статьи 12 Закона Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" имеют право проводить по поручению российских и иностранных предприятий и предпринимателей экспертизы, контроль качества, количества и комплектности товаров. Юридические документы, выданные торгово-промышленными палатами в пределах их компетенции, признаются на всей территории Российской Федерации;
в) письменное подтверждение иностранных торгово-промышленных палат и иных иностранных организаций, уполномоченных осуществлять экспертизу и контроль качества, количества и комплектности товаров;
г) приговор, решение или определение судебных и других правомочных органов.
Уполномоченный банк, как агент валютного контроля, самостоятельно определяет, являются ли представленные Экспортером вышеперечисленные документы достаточным основанием для уплаты в пользу нерезидента неустойки (штрафа, пени) в случаях, перечисленных в пункте 2.2 Инструкции N 86-И. Ответственность за достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, несет резидент (Экспортер).
В соответствии с пунктом 2.2 Инструкции N 86-И Экспортер вправе уплачивать на основании Контракта в пользу нерезидента неустойку (штраф, пени) без дополнительного разрешения Банка России.
Согласно пункту 24 Инструкции Банка России от 29.06.92 N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" юридические лица-резиденты имеют право покупать иностранную валюту за рубли через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке для осуществления валютных операций, которые в соответствии с нормативными актами Банка России осуществляются резидентами Российской Федерации без лицензий (разрешений) Банка России.
Таким образом, Экспортер вправе покупать иностранную валюту за рубли через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке для уплаты на основании Контракта в пользу нерезидента неустойки (штрафа, пени) при условии представления в уполномоченный банк соответствующих документов.
2. Требуется ли разрешение Банка России для проведения расчетов в иностранной валюте между юридическими лицами - резидентами и нерезидентами при поставке резидентами гуманитарных товаров с территории Российской Федерации и с территории государств - участников СНГ в рамках программы ООН "Нефть в обмен на гуманитарные товары"?
В порядке, установленном Указанием Банка России от 21.07.99 N 612-У "Об осуществлении юридическими лицами-резидентами валютных операций при участии в реализации программы ООН "Нефть в обмен на гуманитарные товары" расчеты в иностранной валюте за гуманитарные товары, поставляемые в Ирак юридическими лицами-резидентами по договорам купли-продажи, поставки, комиссии, агентским соглашениям, производятся без разрешения Банка России при условии, что указанные поставки осуществляются в рамках Программы ООН в отношении Ирака, осуществляемой в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН N 986 и N 661.
Таким образом, в случае если поставки гуманитарных товаров осуществляются юридическими лицами-резидентами в рамках вышеназванной Программы, то расчеты в иностранной валюте с нерезидентами могут производиться без разрешения Банка России при указанных поставках как с территории Российской Федерации, так и с территорий иностранных государств, включая государства - участники СНГ (без пересечения этими товарами таможенной территории Российской Федерации) с транзитных или Отдельных счетов резидентов.
3. Требуется ли разрешение Банка России уполномоченным банкам на установление корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в оффшорных зонах?
В соответствии с пунктом 2 Указания Банка России от 26.08.99 N 634-У "О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорных зонах)" (далее - Указание Банка России N 634-У) уполномоченные банки вправе без специальных разрешений Банка России устанавливать корреспондентские отношения с банками-нерезидентами, отвечающими требованиям, указанным в Приложении к данному Указанию, а также с иными банками-нерезидентами, имеющими размеры собственных средств и уставного капитала не менее суммы, эквивалентной 100 миллионов евро.
Перечень перечисленных в Указании Банка России N 634-У требований, при которых уполномоченные банки вправе устанавливать корреспондентские отношения с банками-нерезидентами, является исчерпывающим.
Указание Банка России N 634-У не предусматривает возможности выдачи Банком России разрешения на установление корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, не отвечающими требованиям, установленным пунктом 2 данного Указания.
4. Договором между арендатором-нерезидентом и арендодателем-резидентом предусмотрено условие о выплате арендной платы в иностранной валюте за арендованное имущество, а также командировочных расходов персоналу арендодателя. При этом в сумму арендной платы не входят средства в иностранной валюте, подлежащие выплате в качестве командировочных расходов.
Распространяются ли в указанном случае требования валютного законодательства Российской Федерации на операции по выплате командировочных расходов в наличной иностранной валюте физическим лицам-резидентам, осуществляемые арендатором-нерезидентом вне территории Российской Федерации?
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 334 под экспортной валютной выручкой понимаются все средства в иностранной валюте, причитающиеся резиденту по заключенным им или от его имени сделкам, предусматривающим экспорт товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности).
Поскольку выплата командировочных расходов в наличной иностранной валюте физическим лицам-резидентам, обслуживающим арендованные самолеты, производится нерезидентом за пределами Российской Федерации, и эти средства не являются выручкой от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), то на указанные операции не распространяется порядок, установленный Законом и письмом Банка России от 02.09.94 N 107 "Об уточнении порядка обращения наличной иностранной валюты на территории Российской Федерации", предусматривающий запрет на начисление и выплату в Российской Федерации физическим лицам-резидентам заработной платы (иных вознаграждений) в иностранной валюте.
Таким образом, требования валютного законодательства Российской Федерации не распространяются на операции по выплате командировочных расходов в наличной иностранной валюте физическим лицам-резидентам, осуществляемые арендатором-нерезидентом вне территории Российской Федерации.
5. Требуется ли заемщику-резиденту, получившему кредит в иностранной валюте от банка-нерезидента, разрешение Банка России на проведение валютной операции по погашению указанного кредита уполномоченному банку, являющемуся новым кредитором на основании договора уступки требования?
По своей природе сделка уступки требования, выраженного в иностранной валюте, не является валютной операцией. Валютной операцией будут являться расчеты в иностранной валюте по этой сделке.