Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 7 июня 2002 года N 765-р


[О проекте Стратегии экономического развития Сибири]

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Правительства Российской Федерации
 от 5 июля 2010 года N 1120-р

____________________________________________________________________

1. Утвердить прилагаемую Стратегию экономического развития Сибири.

2. Федеральным органам исполнительной власти при разработке нормативных правовых актов в сфере экономического развития Сибири руководствоваться положениями Стратегии экономического развития Сибири.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в Сибири, при разработке региональных программ социально-экономического развития руководствоваться положениями Стратегии экономического развития Сибири.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

     

 УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 7 июня 2002 года N 765-р

Стратегия экономического развития Сибири

Долгосрочные интересы Российской Федерации, состоящие в создании современной экономики инновационного типа, интегрированной в евро-азиатское экономическое пространство, определяют особую роль Сибири в силу ее географического положения и наличия значительного ресурсного, производственного, научно-технического, образовательного и кадрового потенциала. Между тем в последнее время наметилась тенденция оттока населения из Сибири и относительного замедления темпов экономического развития региона.

Целью настоящего документа является определение долгосрочных ориентиров экономического развития и принципов государственной экономической политики в отношении Сибири, которые позволили бы реализовать стратегические интересы России.

I. Потенциал экономического развития Сибири

Одним из основных факторов, определяющих перспективы экономического развития Сибири и ее место в российской экономике, является огромный ресурсный потенциал этого региона, в том числе месторождения полезных ископаемых. Извлекаемые разведанные запасы нефти в Сибири составляют 77 процентов российских запасов, природного газа - 85 процентов, угля - 80 процентов, меди 70 процентов, никеля - 68 процентов, свинца - 85 процентов, цинка 77 процентов, молибдена - 82 процента, золота - 41 процент и металлов платиновой группы - 99 процентов.

Гидроэнергетические ресурсы Сибири составляют 45 процентов гидроэлектроэнергетического потенциала России, биологические около 9 процентов мировых запасов древесины и более 41 процента российских запасов.

Другим важным фактором экономического развития Сибири является ее сравнительно высокий производственный, научно-технический и научно-образовательный потенциал. В Сибири развиты такие отрасли, как топливная промышленность, энергетика, черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, лесная и деревообрабатывающая промышленность, работает более 200 научно-исследовательских и опытно-конструкторских центров сибирских отделений Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, министерств и ведомств, более 100 высших учебных заведений. Образовательный комплекс способен обеспечить потребности развивающейся экономики в высококвалифицированных кадрах. Принимая во внимание тот факт, что в стоимости наукоемкой продукции затраты на транспорт и энергию составляют относительно небольшую часть, сибирская наукоемкая продукция сможет конкурировать с продукцией других регионов.

 II. Факторы, сдерживающие экономическое развитие Сибири

Экономика Сибири в современных условиях по многим видам продукции оказывается неконкурентоспособной. К числу основных факторов, сдерживающих экономическое развитие Сибири, относятся следующие:

качественное ухудшение сырьевой базы. Наиболее освоенные крупные нефтегазоносные месторождения Западной Сибири находятся на поздней стадии разработки, когда происходит падение уровня добычи нефти и газа. Доля трудноизвлекаемых запасов нефти составляет 55-60 процентов и продолжает расти. Некоторые месторождения практически исчерпаны;

высокие затраты на транспорт, обусловленные удаленностью Сибири от густонаселенной и более развитой европейской части России и промышленно развитых стран Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, низкой плотностью населения в самой Сибири и недостаточным уровнем развития транспортной инфраструктуры;

повышенный расход топливно-энергетических ресурсов на производственные и социальные нужды из-за суровых природно-климатических условий;

отсутствие эффективных мер привлечения инвестиций на региональном уровне.

III. Основные направления решения проблем экономического развития Сибири

Приоритетами при реализации положений настоящего документа являются:

обеспечение развития сырьевых производств с целью их стабилизации на российском и внешних рынках природных ресурсов и притока финансовых средств. Важнейшими стратегическими ресурсами Сибири являются нефть, газ, частично уголь, цветные и благородные металлы;

развитие высокотехнологичных наукоемких отраслей и производств;

развитие транспортной инфраструктуры как основы сбалансированного социально-экономического развития Сибири, интеграции в мировое экономическое пространство и улучшения инвестиционного климата сибирских регионов;

повышение энергоэффективности экономики Сибири, сокращение издержек на удовлетворение потребностей общества в энергоресурсах в первую очередь за счет интенсификации энергосбережения;

оптимизация системы расселения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с целью снижения нерациональных расходов бюджетов всех уровней, предприятий и организаций.

Реализация положений настоящего документа предусматривает достижение следующих основных целей:

снижение негативного влияния неблагоприятных природно-климатических условий и экономико-географического положения на социально-экономическое развитие Сибири, в том числе за счет развития транспортной инфраструктуры и создания оптимальной системы расселения;

повышение инвестиционной привлекательности сибирских регионов;

обеспечение устойчивого развития "сырьевых" регионов;

повышение роли "несырьевого" сектора в экономике Сибири, развитие производства наукоемкой продукции;

повышение уровня жизни населения сибирских регионов;

обеспечение геополитических и экономических интересов России.

Достижение намеченных целей планируется осуществить в 3 этапа.

На первом этапе (2002-2004 годы) на основе Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) и плана мероприятий по ее реализации будут созданы организационно-экономические и институциональные условия для осуществления глубоких преобразований в экономике Сибири. Стимулирование развития ведущих отраслей экономики будет проводиться в рамках федеральных целевых программ "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года, "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", "Электронная Россия (2002-2010 годы)", "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)" и других. Ресурсное обеспечение этих программ будет распределяться в зависимости от приоритетности конкретных направлений.

Ежегодно будет осуществляться подготовка предложений по отбору объектов для финансирования за счет средств федерального бюджета в рамках реализации федеральной целевой программы "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)". В эти же годы в субъектах Российской Федерации должны быть приняты региональные программы социально-экономического развития.

На втором этапе (2005-2010 годы) будет обеспечено проведение реструктуризации и модернизации экономики Сибири, а также достижение оптимальных темпов экономического развития региона.

На третьем этапе (2011-2020 годы) исходя из общего улучшения экономической ситуации в стране, разработки новых инструментов федеральной экономической политики в отношении проблемных регионов предполагается достижение наибольших результатов в сокращении дифференциации отдельных регионов Сибири по уровню их экономического развития.

Эффективное освоение природных ресурсов - основа развития сибирской экономики

Освоение природных ресурсов предполагает не только добычу, переработку и транспортировку ресурсов, но и проведение широкого комплекса природохозяйственных мероприятий, в том числе в области лесохозяйственной, водохозяйственной и природоохранной деятельности.

Эффективность использования природных ресурсов непосредственно связана с технологической модернизацией промышленности и внедрением новых технологий.

Основными целями в области освоения природных ресурсов являются:

увеличение нефтеотдачи пластов, повышение коэффициента извлечения газа и газового конденсата, добыча и использование низконапорного газа;

углубление переработки углеводородного сырья и производство высококачественных топлив и масел, современных полимерных материалов;

высокоэффективное и экологически чистое сжигание топлива при производстве тепло- и электроэнергии;

полное извлечение ценных химических компонентов (этансодержащие, гелийсодержащие газы и др.);

облагораживание углей, утилизация метана угольных пластов;

комплексное использование многокомпонентных руд цветных и редкоземельных металлов.

Основное место в природно-ресурсном потенциале Сибири принадлежит топливно-энергетическим ресурсам.

Одним из основных направлений оптимизации использования ресурсного потенциала должно стать совершенствование системы налогообложения предприятий минерально-сырьевого сектора экономики.

Ресурсный потенциал позволяет в перспективе (при условии осуществления инвестиций в соответствующих объемах) обеспечить ежегодную добычу нефти с газовым конденсатом на месторождениях в Западной Сибири в объемах до 255-270 млн. тонн (в том числе в Ханты-Мансийском автономном округе - до 200-220 млн. тонн, в Ямало-Ненецком автономном округе - до 40-50 млн. тонн, в Томской области - до 12-15 млн. тонн), освоение месторождений юга Тюменской области, Новосибирской и Омской областей, а также добычу газа - до 620-670 млрд. куб. метров (в том числе в Ямало-Ненецком автономном округе - до 580-635 млрд. куб. метров).

Ухудшение качества сырьевой базы Западной Сибири в перспективе потребует создания новых центров добычи нефти и газа в Восточной Сибири. Геологические условия позволяют довести добычу нефти и газового конденсата в Восточной Сибири до 40-50 млн. тонн в год, газа - до 70-80 млрд. куб. метров в год.

Потенциальные возможности добычи угля в Сибири составляют до 400 млн. тонн в год.

Уровень добычи топливно-энергетических ресурсов в перспективе будет определяться внутренним спросом, уровнем мировых цен, параметрами налогового режима, научно-техническими инновациями в разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, а также объемом прироста запасов и качеством разведанной сырьевой базы.

Воспроизводство минерально-сырьевой базы - необходимое условие для развития добывающей промышленности

Главными задачами геолого-разведочных работ являются:

расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы, обеспечивающее устойчивое развитие добывающих отраслей промышленности;

геолого-геофизическое изучение территорий и акваторий региона с целью выявления новых перспективных месторождений полезных ископаемых для формирования минерально-сырьевой базы на средне- и долгосрочную перспективу.

Основная часть геолого-разведочных работ будет проводиться компаниями-недропользователями в соответствии с действующими и уточненными условиями пользования недрами. Одновременно необходимо обеспечить проведение работ по геологическому изучению недр. Предполагается, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в Сибири (при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти), разработают и реализуют региональные программы проведения работ по геологическому изучению недр в районах приоритетного развития нефтяной и газовой промышленности на основе федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)".

Транспортное обеспечение освоения природных ресурсов

Для привлечения потенциальных инвесторов и освоения природных ресурсов Сибири необходимо:

строительство новых и продолжение имеющихся ответвлений от Транссиба, БАМа, автомагистралей "Байкал" и "Амур" к месторождениям полезных ископаемых;

развитие системы транспорта углеводородов и создание новых маршрутов;

развитие западного сектора Северного морского пути, работающего в режиме продленной навигации, восстановление и дальнейшее развитие ледокольного и транспортного флота, совершенствование навигационного и гидрометеорологического обеспечения на основе глобальных навигационных спутниковых систем;

оптимизация транспортной системы с использованием внутренних водных путей для обеспечения сообщения с отдаленными северными районами.

Сооружение магистральных нефте- и газопроводов "Запад-Восток" экспортного направления будет способствовать развитию топливно-энергетического комплекса в Восточно-Сибирском регионе и на Дальнем Востоке, позволит решить важнейшие стратегические задачи, связанные с выходом на перспективный рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Совершенствование государственного регулирования лесохозяйственной деятельности

Целями государственного регулирования лесохозяйственной деятельности являются охрана, защита и воспроизводство лесного фонда, позволяющие обеспечить устойчивое лесопользование, исключение возможности проведения незаконных лесозаготовок.

Совершенствование государственного регулирования лесохозяйственной деятельности должно проводиться по следующим направлениям:

развитие конкурентных методов предоставления участков лесного фонда Российской Федерации лесопользователям;

охрана, защита и воспроизводство лесного фонда.

Для достижения намеченных целей органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в Сибири (при участии федеральных органов исполнительной власти), целесообразно разработать и реализовать комплекс мероприятий по перестройке лесопромышленного комплекса Сибири и коренному повышению эффективности его деятельности.

     

     

Развитие инфраструктуры

     

     

Развитие транспортных коридоров

В Сибири транспорт играет важную роль в обеспечении как перевозок внутри региона, включая обслуживание удаленных и труднодоступных районов, так и межрегиональных, а также транзитных международных перевозок по Транссибирской магистрали (транспортный коридор "Транссиб"). Северные районы в значительной мере зависят от функционирования Северного морского пути.

Развитие транспортных коридоров позволит существенно снизить транспортные издержки сибирских предприятий и организаций. Основной комплекс мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры Сибири будет реализован на основе федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)".

Определяющее значение для развития Сибири имеет проходящий через наиболее освоенные и населенные районы транспортный коридор "Транссиб", связывающий страны Западной Европы со странами Юго-Восточной Азии, Казахстаном, Монголией, Китаем, а в перспективе - с Корейским полуостровом и Японией. Основой коридора являются Транссибирская магистраль, автомагистрали "Байкал", "Амур" (строящиеся в настоящее время) и "Уссури".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»