Недействующий

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     
ПРИКАЗ

     
от 20 мая 2002 года N 480

     

Об утверждении Положения о законопроектной работе ГТК России

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа ФТС России от 10 апреля 2008 года N 396
____________________________________________________________________

В целях повышения эффективности участия в законодательном процессе, улучшения качества подготовки законопроектов в ГТК России, координации деятельности его структурных подразделений при работе с законопроектами и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2000 N 347 "О совершенствовании законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации", а также Основными требованиями к концепции и разработке проектов федеральных законов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2001 N 576,

приказываю:

     

     1. Утвердить прилагаемое Положение о законопроектной работе ГТК России.

     2. Начальникам структурных подразделений ГТК России обеспечить исполнение требований указанного Положения.

     3. Контроль за исполнением настоящего приказа осуществлять статс-секретарю - заместителю председателя ГТК России Ю.Ф.Азарову.

Председатель Комитета
генерал-полковник таможенной службы
 М.В.Ванин

     

Приложение
к приказу ГТК России
от 20.05.2002 N 480

     

ПОЛОЖЕНИЕ
о законопроектной работе ГТК России


Положение о законопроектной работе ГТК России (далее - Положение) разработано с целью повышения эффективности законопроектной работы ГТК России на основании постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2000 N 347 "О совершенствовании законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации" и в соответствии с Основными требованиями к концепции и разработке проектов федеральных законов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2001 N 576, а также с учетом Методических правил по организации законопроектной работы федеральных органов исполнительной власти, утвержденных приказом Минюста России и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации от 10.01.2001 N 3/51.

Положение определяет место и роль законопроектной работы в деятельности ГТК России, порядок ее организации, обеспечивающий выполнение всех этапов такой работы, координацию взаимодействия структурных подразделений ГТК России при ее осуществлении, устанавливает единый порядок подготовки законопроектов, а также участие ГТК России в законодательной деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Федеральное Собрание).

I. Общие положения

     

1. Законопроектная работа является приоритетным направлением деятельности, осуществляемой ГТК России в области совершенствования правового механизма, обеспечивающего эффективность нормативного регулирования правоотношений в сфере таможенного дела. Законопроектная работа определяет перспективы и направления нормотворческой деятельности ГТК России в области таможенного дела.

2. Организацию законопроектной работы, обеспечение взаимодействия ГТК России с палатами Федерального Собрания осуществляет статс-секретарь - заместитель председателя ГТК России (далее - статс-секретарь).

3. Головным подразделением ГТК России в области законопроектной работы является Правовое управление.

4. Взаимодействие ГТК России с палатами Федерального Собрания, Администрацией Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти осуществляет Управление по взаимодействию с органами законодательной и исполнительной власти. Другие структурные подразделения ГТК России участвуют в законопроектной работе в соответствии с планами законопроектной работы ГТК России и порядком, определенным настоящим Положением.

     

II. Планирование законопроектной работы


5. Планы законопроектной работы ГТК России разрабатываются на основе планов законопроектной деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации с учетом перспектив развития государственно-правового регулирования таможенного дела, а также направляемых в Правовое управление предложений структурных подразделений ГТК России и таможенных органов.

6. Правовое управление формирует ежегодные планы законопроектной работы в первом полугодии текущего года на следующий год.

7. Подразделения ГТК России направляют предложения с приложением примерного текста законопроекта, обоснованием необходимости его принятия и указанием ответственного должностного лица, а также структурных подразделений-соисполнителей.

8. Правовое управление с привлечением заинтересованных структурных подразделений-соисполнителей в части, затрагиваемой законопроектом, анализирует действующее законодательство Российской Федерации, уточняет причины недостаточной эффективности существующих правовых механизмов (при их наличии), определяет пробелы в законодательстве, устаревшие предписания либо множественность актов, регулирующих сходные правоотношения, и принимает решение о необходимости включения данного законопроекта в план законопроектной работы ГТК России и о сроках его подготовки.

9. ГТК России вносит на основе подготовленного проекта плана законопроектной работы в соответствии с установленным порядком в Правительство Российской Федерации предложения о включении законопроектов в План подготовки проектов федеральных законов Правительства Российской Федерации (далее - План Правительства) на следующий год.

10. Предложения о включении законопроектов в План Правительства должны содержать:

- обоснование необходимости принятия законопроекта;

- рабочее наименование законопроекта;

- концепцию законопроекта, включающую в себя его общую характеристику и основные положения;

- проект технического задания на разработку законопроекта;

- этапы подготовки законопроекта и перечень соисполнителей - разработчиков законопроекта;

- срок представления законопроекта в Правительство Российской Федерации;

- ориентировочный срок внесения законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума).

11. С целью выяснения необходимости участия ГТК России в разработке законопроектов, по которым ГТК России не определен Планом Правительства в качестве соисполнителя, Правовое управление направляет в структурные подразделения ГТК России указанный план. Управление по взаимодействию с органами законодательной и исполнительной власти обеспечивает взаимодействие ГТК России с головным исполнителем законопроекта, участие в подготовке которого признано необходимым.

12. Планы законопроектной работы ГТК России утверждает председатель ГТК России не позднее одного месяца со дня утверждения Плана Правительства.

13. План законопроектной работы ГТК России содержит:

     - перечень разрабатываемых законопроектов;

- перечень структурных подразделений и должностных лиц, ответственных за разработку законопроектов;

     - сроки подготовки законопроекта;

     - ссылку на пункт Плана Правительства по каждому законопроекту.

14. Перспективные планы законопроектной работы ГТК России разрабатываются на трехлетний период на основе аналитических материалов по практике применения законодательства в области таможенного дела и прогнозов о возможных правовых коллизиях и пробелах в законодательстве, выполненных по результатам анализа действующих законодательных актов и законопроектов, внесенных в Государственную Думу. Такие материалы и прогнозы, а также конкретные предложения о включении законопроекта в перспективный план с обоснованием необходимости его разработки и принятия направляются в Правовое управление по мере их подготовки, где их собирает отдел, ответственный за координацию законопроектной работы в ГТК России, который и формирует планы законопроектной работы.

15. Планирование законопроектной работы должно обеспечивать выполнение сроков, установленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

16. Управление по взаимодействию с органами законодательной и исполнительной власти ежеквартально обеспечивает представление ГТК России в Минюст России информации о ходе выполнения Плана Правительства на текущий год по тем законопроектам, по которым ГТК России является головным исполнителем.

    

     

III. Разработка законопроекта.
 Основные требования к подготовке концепции законопроекта,
 проекта технического задания на его разработку, а также текста законопроекта

     

17. Одним из основных этапов разработки законопроекта является разработка его концепции и проекта технического задания на его разработку.

18. Разработку концепции, а также проекта технического задания на разработку законопроекта (далее - техническое задание) в зависимости от сложности законопроекта, объема предполагаемого регулирования общественных отношений ГТК России может осуществлять самостоятельно или с привлечением научно-исследовательских организаций.

19. К разработке концепции законопроекта привлекаются квалифицированные специалисты, обладающие необходимым знанием законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

При ее разработке изучается, обобщается и анализируется экономическая, социологическая, статистическая информация, проводятся необходимые расчеты, учитывается зарубежный опыт.

     20. В концепции законопроекта должны быть определены:

- основная идея, цели и предмет правового регулирования, круг лиц, на которых будет распространено действие закона, их новые права и обязанности, в том числе с учетом ранее имевшихся;

- место будущего закона в действующем законодательстве с указанием отрасли законодательства, к которой он относится, положений Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и системообразующих законов Российской Федерации, на реализацию которых направлен данный закон, а также значение, которое будет иметь закон для правовой системы;

- общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений с приложением анализа действующих в этой сфере законов и иных нормативных правовых актов (при этом указываются пробелы и противоречия в действующем законодательстве, наличие устаревших норм права, фактически утративших силу, а также неэффективных положений, не имеющих должного механизма реализации, рациональные и наиболее эффективные способы устранения имеющихся недостатков правового регулирования. Общая характеристика состояния правового регулирования должна также содержать анализ соответствующей российской и зарубежной правоприменительной практики, а также результаты проведения статистических, социологических и политологических исследований);

- социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего закона.

21. Проект технического задания должен содержать следующие разделы:

а) "Основание для разработки законопроекта, его форма, вид и рабочее наименование";

     
     б) "Заказчик и разработчики законопроекта";

     в) "Перечень документов, подлежащих разработке";

     г) "Примерная структура законопроекта";

     д) "Виды, этапы и сроки работы";

е) "Порядок финансирования и смета расходов (при заключении заказчиком договора на разработку законопроекта)";

     ж) "Порядок приемки работы".

22. В разделе "Основание для разработки законопроекта, его форма, вид и рабочее наименование" указывают полное наименование документа, на основании которого разрабатывается законопроект, его форму, вид, а также рабочее наименование.

23. В разделе "Заказчик и разработчики законопроекта" указывают полное наименование заказчика и разработчиков, их местонахождение, банковские реквизиты. В случае проведения конкурса среди разработчиков законопроекта в разделе указывают только основные требования к разработчику: наличие соответствующей квалификации, опыта работы в определенной сфере и т.п.

Заказчиком является, как правило, ГТК России. По законопроектам, имеющим особо важное значение, заказчиком может выступать Правительство Российской Федерации.

24. В разделе "Перечень документов, подлежащих разработке" указывают подлежащие разработке документы: законопроект или пакет законопроектов; проекты или основное содержание иных нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации будущего закона; перечень нормативных правовых актов, подлежащих отмене или изменению в связи с принятием нового закона; пояснительную записку; финансово-экономическое обоснование; расчеты социально-экономических последствий принятия закона, другие необходимые документы.

25. В разделе "Виды, этапы и сроки работы" определяют этапы, сроки и содержание работ, выполняемых в процессе подготовки законопроекта, с указанием работ, подлежащих приемке заказчиком, которая проводится так же, как и приемка разработанного законопроекта. В качестве этапов разработки законопроекта могут рассматриваться разработка его концепции, отдельных глав (разделов), доработка законопроекта с учетом высказанных замечаний и т.п.

26. В разделе "Примерная структура законопроекта" определяется порядок расположения составных частей (разделов, глав) законопроекта. Его структура должна обеспечивать логическое развитие темы, являющейся предметом правового регулирования.

27. В разделе "Порядок финансирования и смета расходов" определяются источники и порядок финансирования разработки законопроекта. Если разработка законопроекта проводится на договорной (контрактной) основе, приводится смета расходов с распределением по источникам финансирования.

28. В разделе "Порядок приемки работы" устанавливают порядок предварительного согласования законопроекта и требования к его приемке, определяется ответственный за его приемку. Ответственным за приемку законопроекта является, как правило, заказчик - федеральный орган исполнительной власти, ответственный за его разработку. К приемке законопроекта могут привлекаться в соответствии с установленным порядком специалисты Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Минюста России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

29. По законопроектам об установлении, о введении или об отмене налогов и сборов, об освобождении от их уплаты, об изменении условий налогообложения, об осуществлении государственных займов (заимствований), изменении финансовых обязательств государства, а также по законопроектам, предусматривающим расходование средств из федерального бюджета, составляется финансово-экономическое обоснование, являющееся документом, содержащим финансово-экономическую оценку законопроекта, в том числе расчетные данные об изменении размеров доходов и расходов федерального бюджета, а также определяющим источники финансирования реализации будущего закона.

30. ГТК России направляет концепцию законопроекта и проект технического задания после согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с порядком, установленным настоящим Положением, для проведения правовой экспертизы в Минюст России и Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

31. При внесении предложения о разработке законопроекта и о включении его в план Правительства концепция законопроекта и проект технического задания представляются в соответствии с установленным порядком в Минюст России.

32. Если разработка законопроекта предусмотрена правовыми актами и поручениями Правительства Российской Федерации, концепция и проект технического задания с заключениями Минюста России и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации по результатам проведенной ими правовой экспертизы направляются на утверждение в Правительство Российской Федерации.

33. ГТК России осуществляет контроль за реализацией концепции и выполнением технического задания.

34. К тексту законопроекта предъявляются следующие требования:

1) структура текста должна обеспечивать логическое развитие темы и соответствовать раскрытию предмета правового регулирования;

2) законопроект, направленный на регулирование широкой сферы общественных отношений, может содержать преамбулу (вступительную часть), в которой излагаются цели и мотивы принятия закона, его регулятивное значение (положения нормативного характера в преамбулу не включаются);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»