Недействующий

МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И
ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 29 июня 1993 года N 123

Об утверждении Инструкции о порядке производства по делам о нарушении правил пользования и охраны животного мира

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минприроды России от 13 апреля 2015 года N 182
____________________________________________________________________

Приказываю:

1. Утвердить Инструкцию о порядке производства по делам о нарушении правил пользования и охраны животного мира. (Приложение).

2. Руководителям территориальных органов по охране окружающей среды и природных заповедников организовать изучение настоящей Инструкции с должностными лицами, осуществляющими контрольно-инспекционную деятельность, и обеспечить ее соблюдение.

3. Приказ Министерства от 01.02.93 N 18 признать утратившим силу.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра А.М.Амирханова.

 

 Министр
В.И.Данилов-Данильян

 

Приложение
к приказу Минприроды РФ
от 29 июня 1993 года N 123

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке производства по делам о нарушении правил пользования и охраны животного мира

1. Общие положения

2. Порядок оформления первичных документов

3. Порядок исчисления и взыскания ущерба, причиненного незаконным отловом, добычей или уничтожением объектов животного мира

4. Порядок изъятия у нарушителей предметов, явившихся орудием совершения нарушения, транспортных средств, незаконно добытой продукции и документов

5. Порядок рассмотрения дел о нарушении правил пользования животным миром

6. Исполнение постановлений по делу о нарушении правил пользования животным миром, их обжалование и опротестование

7. Порядок учета правонарушений, орудий добывания животных, транспортных средств и незаконно добытой продукции, реализации и списания имущества

Форма 1. Протокол о нарушении правил пользования и охраны животного мира

Форма 2. Опись-оценка орудий добывания животных, транспортных средств и незаконно добытой продукции

Форма 3. Приемный акт

Форма 4. Расходная накладная

Форма 5. Постановление по делу о нарушении правил пользования и охраны животного мира

Форма 6. Книга регистрации нарушений правил пользования и охраны животного мира и учета орудий добыванияживотных, транспортных средств, незаконно добытой продукции

1. Общие положения

1. Настоящая Инструкция регламентирует деятельность территориальных органов по охране окружающей среды и природных ресурсов (далее именуемых "территориальные органы по охране природы") и государственных природных заповедников по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов.

2. Порядок производства по делам об административных правонарушениях в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов определяется Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", Положением о Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и иными актами Российской Федерации.

3. Соблюдение законности, охрана личных прав и законных интересов граждан при применении мер воздействия за правонарушения в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов обеспечивается контролем высших органов и должностных лиц, прокурорским надзором, правом обжалования, другими установленными законодательством способами.

4. В государственных природных заповедниках производство по делам о нарушениях заповедного режима осуществляется применительно требованиям, установленным настоящей инструкцией.



2. Порядок оформления первичных документов

1. Должностными лицами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, территориальных органов по охране природы и государственных природных заповедников правонарушения в области охраны окружающей среды и природных ресурсов оформляются документами, предусмотренными настоящей Инструкцией.

2. Все документы, предусмотренные настоящей Инструкцией, необходимо заполнять чернилами или пастой черного, синего или фиолетового цвета, разборчиво, без помарок и исправлений. Сведения о нарушителе (фамилия, имя, отчество) заполняются печатными буквами.

3. Основным документом, фиксирующим данные о нарушении, личности нарушителя, является Протокол о нарушении правил пользования и охраны животного мира (Форма 1).

4. Должностными лицами территориальных органов по охране природы и государственных природных заповедников принимаются к рассмотрению протоколы о нарушениях на бланках других природоохранных организаций, правоохранительных органов, а также произвольной формы, составленные работниками правоохранительных органов и общественных организаций, в которых содержатся необходимые сведения для разрешения дела.

Должностные лица государственных природных заповедников используют также специальные бланки протоколов о нарушении заповедного режима.

5. По каждому административному правонарушению составляется протокол независимо от количества лиц, участвовавших в совершении нарушения. В случае необнаружения нарушителя протокол составляется по факту совершения правонарушения.

Если нарушение сопряжено с причинением ущерба животному миру, либо содержит признаки преступления, копия протокола вместе с исковым заявлением направляется в народный или арбитражный суд для взыскания ущерба в порядке гражданского судопроизводства либо направляется в следственные органы для рассмотрения вопроса о привлечении виновного к уголовной ответственности и признания территориальных органов по охране природы гражданским истцом по уголовному делу.

6. Протокол составляется, как правило, на месте обнаружения нарушения или задержания нарушителя. Личность нарушителя удостоверяется по имеющимся у него документам или путем опознания свидетелями нарушения. При невозможности установления личности нарушителя на месте задержания должностные лица территориальных органов по охране природы, общественные инспектора доставляют нарушителей в милицию, местный Совет народных депутатов или иное служебное помещение, где после установления личности составляется протокол о нарушении.

7. При заполнении бланка протокола надлежит четко и ясно записывать ответы на все содержащиеся в нем вопросы, обратив особое внимание на точность и полноту изложения состава нарушения. Необходимо описать индивидуальные, характерные приметы предметов, явившихся орудием совершения нарушения, вид и состояние транспортного средства, его регистрационный номер, количество (поштучно), видовой состав незаконного добытого и его вес.

При наличии у нарушителя огнестрельного оружия указывается его модель или тип, калибр и заводской номер, а также каким органом внутренних дел выдано разрешение, его номер и дата выдачи.

8. Протокол подписывается: лицом, его составившим, нарушителями, лицами, принимавшими участие в обнаружении нарушения, и свидетелями (при их наличии).

В случае отказа нарушителя подписать протокол в нем делается запись об этом, которая удостоверяется подписью составителя протокола и другими лицами, принимавшими участие в обнаружении нарушения.

Нарушитель вправе представить к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы отказа от его подписания.

9. Лицо, составившее протокол, извещает нарушителя о месте и времени рассмотрения дела, разъясняет его права и обязанности, предусмотренные законодательством, о чем делается отметка в протоколе.

10. Наряду с протоколом заполняется опись-оценка орудий добывания животных, транспортных средств и незаконно добытой продукции, изъятых у нарушителя (Форма 2).

Опись-оценка составляется в двух экземплярах (для приобщения к протоколу и вручения нарушителю). В случаях, предусмотренных п.3 настоящего раздела, к копии протокола приобщается копия описи-оценки.

11. Помимо описи-оценки и отдельного письменного объяснения нарушителя, если таковое имеется, к протоколу приобщается приемный акт (Форма 3) на изъятые у нарушителя орудия добывания животных, транспортные средства, расписки и документы, удостоверяющие сдачу на склад изъятого имущества, а незаконно добытой продукции - в государственные или коммерческие организации с указанием количества (поштучно) видового состава и веса.

При возврате владельцу изъятого имущества заполняется расходная накладная (Форма 4).

12. Протокол о нарушении с необходимыми документами в возможно короткий срок передается должностному лицу территориального органа по охране природы, обладающему правом рассмотрения дел.



3. Порядок исчисления и взыскания ущерба, причиненного незаконным отловом, добычей или уничтожением объектов животного мира

     

     1. Размер ущерба, подлежащий взысканию, исчисляется должностными лицами территориальных органов по охране природы и государственных природных заповедников, которым предоставлено право принимать решение об административном взыскании.

2. Размер ущерба, причиненный незаконным отловом, добычей или уничтожением животных исчисляется по таксам, утвержденным соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Федерации и методикам, утверждаемым природоохранными органами в установленном порядке.

См. Постановление Правительства РФ от 25 мая 1994 года N 515 "Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов"

       См. Приказ Минприроды РФ от 4 мая 1994 года N 126 "Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов животного и растительного мира"

       См. Приказ Минсельхозпрода РФ от 19 августа 1997 года N 360 "Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты"

3. При обнаружении у нарушителя незаконно добытой рыбы осетровых и лососевых видов и извлеченной из нее икры с нарушителя взыскивается сумма ущерба за рыбу и икру по установленным таксам.

В случае, когда у нарушителя обнаружены полуфабрикаты или изделия от переработки (полной или частичной) незаконно добытой продукции, видовой состав, количество и вес использованной незаконно добытой продукции определяются по соответствующим методикам или лабораторным путем.

В соответствии с выводами о количестве незаконно добытой продукции, а также в случаях, когда незаконно добытая продукция была использована или реализована правонарушителем, либо оставлена ему, независимо от предъявленного иска по таксам, решается вопрос о взыскании ее стоимости по рыночным ценам.



4. Порядок изъятия у нарушителей предметов, явившихся орудием совершения нарушения, транспортных средств, незаконно добытой продукции и документов

1. В соответствии с действующим природоохранным законодательством должностные лица территориальных органов по охране природы и государственных природных заповедников имеют право изымать в пределах своей компетенции у лиц, нарушивших указанное законодательство, находящиеся при них орудия добывания животных, плавучие и другие транспортные средства и иные предметы, являющиеся орудиями совершения нарушения, незаконно добытую продукцию, а также соответствующие документы.

2. Порядок изъятия у нарушителей предметов, являющихся орудием совершения нарушения, транспортных средств, незаконно добытой продукции и документов регламентируется Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, Положением о государственных природных заповедниках в РСФСР, утвержденным постановлением Правительства РСФСР от 18 декабря 1991 года N 48, и другими актами Российской Федерации.

Незаконно добытая продукция изымается как на месте совершения нарушения, так и в пунктах ее приемки, обработки и реализации и сдается государственным или коммерческим организациям.

3. У нарушителей могут изыматься документы:

имеющие непосредственное отношение к пользованию животным миром - лицензии, разрешения и др.;

подтверждающие принадлежность граждан к различным общественным формированиям - членские охотничье-рыболовные билеты, удостоверения общественных инспекторов, дружинников и т.п.;

разрешения на право хранения (ношения) оружия изымаются вместе с оружием;

удостоверения, дающие право на управление маломерными судами.

4. Незаконно добытая продукция и полуфабрикаты от переработки этой продукции (икра, шкуры, мясо и др.) у нарушителя изымаются, за исключением случаев, предусмотренных п.8 настоящего раздела.

5. Под незаконной заготовкой икры следует понимать действия, направленные на отделение икры от рыбы, а также последующие действия по ее сохранению, произведенные без специального на то разрешения.

6. Изъятая незаконно добытая продукция сдается государственным или коммерческим организациям по сдаточной накладной (квитанции), в которой указывается вес незаконно добытой продукции, полуфабрикатов от ее переработки, количество животных и их стоимость.

7. Разрешается в порядке, размерах и на условиях, определяемых правительствами республик, входящих в состав Российской Федерации, главами администраций краев, областей, автономной области и автономных округов использовать часть незаконно добытой продукции для коллективного питания или вознаграждения лиц, непосредственно участвовавших в выделении и пресечении нарушений.

8. Испорченная и непригодная к сдаче государственным или коммерческим организациям незаконно добытая продукция и полуфабрикаты от переработки этой продукции уничтожаются по акту произвольной формы, который подписывается лицами, участвовавшими в обнаружении нарушения.

В случае, когда незаконно добытую продукцию невозможно сдать государственным или коммерческим организациям в связи с их удаленностью, вероятностью порчи этой продукции, отсутствием транспорта, а также незначительным объемом незаконно добытого (пернатой дичи и зайцев) продукция оставляется нарушителю, с последующим взысканием ее стоимости по рыночным ценам. При этом в протоколе о нарушении и описи-оценке указывается причина, количество, видовой состав и вес, оставленной нарушителю незаконно добытой продукции. Один экземпляр описи-оценки в таких случаях вручается нарушителю в качестве документа, подтверждающего факт оставления ему незаконно добытого.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»