Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 1 февраля 1993 года N 18

 

Об утверждении Временной инструкции о порядке
производства по делам о нарушении правил пользования
и охраны животного мира

(с изменениями на 28 декабря 1995 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании  
приказа МПР России от 29 июня 1993 года N 123
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     приказом Минприроды России от 28 декабря 1995 года N 537.
____________________________________________________________________

     

Приказываю:

1. Утвердить и с 1 марта 1993 г. ввести в действие прилагаемую Временную инструкцию о порядке производства по делам о нарушении правил пользования и охраны животного мира.

2. Руководителям территориальных органов по охране природы и государственных природных заповедников организовать изучение настоящей Временной инструкции с должностными лицами, осуществляющими контрольно-инспекционную деятельность, и обеспечить ее соблюдение.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра А.М. Амирханова.

Министр охраны окружающей
среды и природных ресурсов
Российской Федерации
В.И.Данилов-Данильян

     

     

Приложение
к приказу Минприроды России
от 1 февраля 1993 года N 18

ВРЕМЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ
о порядке производства по делам о нарушении
правил пользования и охраны животного мира

(с изменениями на 28 декабря 1995 года)

1. Общие положения

1. Настоящей Инструкцией регламентируются следующие вопросы:

порядок изъятия у нарушителей правил пользования и охраны животного мира, находящихся при них орудий добывания животных, незаконно добытой продукции, транспортных средств, соответствующих документов, предварительная оценка изъятого имущества;

исчисление и взыскание причиненного ущерба незаконным уничтожением, отловом объектов животного мира;

порядок составления протоколов о нарушении правил пользования и охраны животного мира;

порядок рассмотрения дел о нарушении правил пользования и охраны животного мира;

исполнение постановлений о наложении административных взысканий, их обжалование и опротестование;

порядок учета незаконно добытой продукции, орудий добывания животных, транспортных средств, изъятых у нарушителей документов;

порядок реализации и списания изъятых у нарушителей или обнаруженных на месте нарушения бесхозных орудий добывания животных, транспортных средств, незаконно добытой продукции.

В государственных природных заповедниках производство по делам о нарушении правил пользования и охраны животного мира осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об особо охраняемых природных территориях" и настоящей Временной инструкцией не регламентируется (абзац в редакции приказа Минприроды России от 28 декабря 1995 года N 537).

2. Порядок оформления первичных документов

1. Должностными лицами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, территориальных органов по охране природы по факту совершения нарушения составляется протокол установленной формы (форма 1) (пункт в редакции приказа Минприроды России от 28 декабря 1995 года N 537).

2. Должностными лицами территориальных органов по охране природы принимаются к рассмотрению протоколы о нарушениях на бланках других природоохранных организаций, правоохранительных органов, а также акты произвольной формы, составленные работниками правоохранительных органов и общественных организаций, в которых содержатся необходимые сведения для разрешения дела.

Должностные лица государственных природных заповедников используют также специальные бланки протоколов о нарушении заповедного режима.

3. По каждому административному правонарушению составляется протокол независимо от количества лиц, участвовавших в совершении нарушения. В случае необнаружения нарушителя протокол составляется по факту совершения правонарушения.

Если нарушение сопряжено с причинением ущерба животному миру либо содержит признаки преступления, копия протокола вместе с исковым заявлением направляется в народный или арбитражный суд для взыскания ущерба в порядке гражданского судопроизводства либо направляется в следственные органы для рассмотрения вопроса о привлечении виновного к уголовной ответственности и признания территориальных органов по охране природы гражданским истцом по уголовному делу.

4. Протокол составляется, как правило, на месте обнаружения нарушения или задержания нарушителя. Личность нарушителя удостоверяется по имеющимся у него документам или путем опознания свидетелями нарушения. При невозможности установления личности нарушителя на месте задержания должностные лица территориальных органов по охране природы, общественные инспектора доставляют нарушителей в милицию, местный Совет народных депутатов или иное служебное помещение, где после установления личности составляется протокол о нарушении.

5. При заполнении бланка протокола надлежит четко и ясно записывать ответы на все содержащиеся в нем вопросы, обратив особое внимание на точность и полноту изложения состава нарушения. Необходимо описать индивидуальные, характерные приметы изъятых предметов, явившихся орудием совершения нарушения, вид и состояние транспортного средства, его регистрационный номер, количество (поштучно), видовой состав незаконно добытого и его вес.

При наличии у нарушителя огнестрельного оружия указывается его модель или тип, калибр и заводской номер, а также каким органом внутренних дел выдано разрешение, его номер и дата выдачи.

6. Протокол подписывается: лицом, его составившим, нарушителями, лицами, принимавшими участие в обнаружении нарушения, и свидетелями (при их наличии).

В случае отказа нарушителя подписать протокол в нем делается запись об этом, которая удостоверяется подписью составителя протокола и другими лицами, принимавшими участие в обнаружении нарушения.

Нарушитель вправе представить к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы отказа от его подписания.

7. Лицо, составившее протокол, извещает нарушителя о месте и времени рассмотрения дела, разъясняет его права и обязанности, предусмотренные законодательством, о чем делается отметка в протоколе.

8. Наряду с протоколом заполняется опись - оценка орудий добывания животных, транспортных средств и незаконно добытой продукции, изъятых у нарушителя (форма 2).

Опись - оценка составляется в двух экземплярах (для приобщения к протоколу и вручения нарушителю). В случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящего раздела, к копии протокола приобщается копия описи - оценки.

9. Помимо описи - оценки и отдельного письменного объяснения нарушителя, если таковое имеется, к протоколу приобщается приемный акт (форма 3) на изъятые у нарушителя орудия добывания животных, транспортные средства, расписки и документы, удостоверяющие сдачу на склад изъятого имущества, а незаконно добытой продукции - в государственные или коммерческие организации с указанием количества (поштучно) видового состава и веса.

При возврате владельцу изъятого имущества заполняется расходная накладная (форма 4).

10. Протокол о нарушении с необходимыми документами в возможно короткий срок передается должностному лицу территориального органа по охране природы, обладающему правом рассмотрения дел.

3. Порядок исчисления и взыскания ущерба, причиненного
незаконным отловом, добычей или уничтожением
объектов животного мира

1. Размер ущерба, подлежащий взысканию, исчисляется должностными лицами территориальных органов по охране природы, которым предоставлено право принимать решение об административном взыскании.

2. Размер ущерба, причиненный незаконным отловом, добычей или уничтожением животных исчисляется по таксам, утверждаемым соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Федерации и методикам, утверждаемым природоохранными органами в установленном порядке.

3. При обнаружении у нарушителя незаконно добытой рыбы осетровых и лососевых видов и извлеченной из нее икры с нарушителя взыскивается сумма ущерба за рыбу и икру по установленным таксам.

В случае, когда у нарушителя обнаружены полуфабрикаты или изделия от переработки (полной или частичной) незаконно добытой продукции, видовой состав, количество и вес использованной незаконно добытой продукции определяется по соответствующим методикам или лабораторным путем по изъятому.

В соответствии с выводами о количестве незаконно добытой продукции, а также в случаях, когда незаконно добытая продукция была использована или реализована правонарушителем, либо оставлена ему, независимо от предъявленного иска по таксам, решается вопрос о взыскании ее стоимости по рыночным ценам.

4. Порядок изъятия у нарушителей предметов, явившихся
орудием совершения нарушения, транспортных средств,
незаконно добытой продукции и документов

1. В соответствии с действующим природоохранительным законодательством должностные лица территориальных органов по охране природы имеют право изымать в пределах своей компетенции у лиц, нарушивших указанное законодательство, находящиеся при них орудия добывания животных, плавучие и другие транспортные средства и иные предметы, явившиеся орудиями совершения нарушения, незаконно добытую продукцию, а также соответствующие документы.

Незаконно добытая продукция изымается как на месте совершения нарушения, так и в пунктах ее приемки, обработки и реализации и сдается государственным или коммерческим организациям.

2. Изъятие у нарушителей предметов, явившихся орудиями совершения нарушения, транспортных средств, незаконно добытой продукции и документов может иметь место также при досмотре вещей, транспортных средств, орудий добывания животных, который производится должностными лицами территориальных органов по охране природы.

О досмотре, изъятии имущества и документов делается отметка в протоколе о нарушении.

3. У нарушителей могут изыматься документы:

имеющие непосредственное отношение к пользованию животным миром - лицензии, разрешения и др.;

подтверждающие принадлежность граждан к различным общественным формированиям - членские охотничье-рыболовные билеты, удостоверения общественных инспекторов, дружинников и т.п.;

разрешения на право хранения (ношения) оружия изымаются вместе с оружием;

удостоверения, дающие право на управление маломерными судами.

4. Незаконно добытая продукция и полуфабрикаты от переработки этой продукции (икра, шкуры, мясо и др.) у нарушителя изымаются, за исключением случаев, предусмотренных в п. 8 настоящего раздела.

5. Под незаконной заготовкой икры следует понимать действия, направленные на отделение икры от рыбы, а также последующие действия по ее сохранению, произведенные без специального на то разрешения.

6. Изъятая незаконно добытая продукция сдается государственным или коммерческим организациям по рыночным ценам. В сдаточной накладной (квитанции) указывается вес незаконно добытой продукции, полуфабрикатов от переработки незаконно добытой продукции, количество животных и их стоимость.

7. Разрешается в порядке, размерах и на условиях, определяемых правительствами республик, входящих в состав Российской Федерации, главами администраций краев, областей, автономных областей и автономных округов использовать часть незаконно добытой продукции, изъятой у нарушителей, для коллективного питания или вознаграждения лиц, непосредственно участвовавших в выявлении и пресечении нарушений.

8. Испорченная и непригодная к сдаче государственным или коммерческим организациям незаконно добытая продукция и полуфабрикаты от переработки этой продукции уничтожаются по акту произвольной формы, который подписывается лицами, участвовавшими в обнаружении нарушения.

В случае, когда незаконно добытую продукцию невозможно сдать государственным или коммерческим организациям в связи с их удаленностью, вероятностью порчи этой продукции, отсутствием транспорта, а также незначительным объемом незаконно добытого либо незаконной добычей пернатой дичи и зайцев продукция оставляется нарушителю с последующим взысканием ее стоимости по рыночным ценам. При этом в протоколе о нарушении и описи - оценке указывается количество, видовой состав, вес оставленной нарушителю незаконно добытой продукции и причины оставления. Один экземпляр описи оценки в таких случаях вручается нарушителю в качестве документа, подтверждающего факт оставления ему незаконно добытого.

9. Не подлежат оставлению нарушителю:

объекты животного мира, имеющие коллекционно-коммерческую ценность;

живые особи видов животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;

икра осетровых и лососевых видов;

шкуры пушных зверей, включая все виды хищных;

панты, медвежья желчь, кабарожья струя, рога сайгаков.

10. В случае, если нарушителем является юридическое лицо, то незаконно добытая продукция оставляется нарушителю, а ее стоимость в рыночных ценах списывается с расчетного счета этого юридического лица и перечисляется на специальные счета государственных экологических фондов. Оставленная нарушителю незаконно добытая продукция включается в счет лимита (квоты) освоения ресурса, установленного этому юридическому лицу. Ущерб, нанесенный животному миру в результате допущенного нарушения со стороны добывающих организаций, исчисляется на основании соответствующих такс и методик. Плавучие транспортные средства, а также разрешенные орудия добычи, принадлежащие этим организациям, не изымаются.

11. При выявлении нарушений, связанных с использованием взрывчатых веществ и огнестрельного оружия, указанные орудия совершения нарушения у нарушителя изымаются и сдаются в установленном порядке в органы внутренних дел, о чем делается запись в протоколе. К протоколу приобщается документ, подтверждающий сдачу - приемку оружия или взрывчатых веществ.

Изъятие взрывчатых веществ осуществляется в любых случаях, а огнестрельного (нарезного и гладкоствольного) оружия в случаях:

если выявленное нарушение содержит признаки преступления;

отсутствия у нарушителя разрешения милиции на право ношения оружия;

оказания нарушителем сопротивления при задержании.

12. Запрещенные орудия добывания животных у нарушителей изымаются и сдаются на склады территориальных органов по охране природы.

13. В исключительных случаях изъятые у нарушителя малоценные запрещенные орудия добывания животных при невозможности доставки их на склады территориальных органов по охране природы могут уничтожаться на месте обнаружения нарушения (кроме случаев, предусмотренных п. 14 настоящего раздела), о чем делается запись в протоколе с указанием причин уничтожения орудий добывания животных.

14. Запрещается уничтожать изъятые у нарушителей орудия добывания животных, если материалы о нарушении подлежат направлению в следственные органы. В этих случаях изъятые предметы направляются в следственные органы вместе с соответствующими материалами для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств.

15. Задержание транспортных средств у нарушителей производится при совершении ими грубых нарушений, содержащих признаки преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, если транспортное средство непосредственно использовалось для незаконной добычи, лова, заготовки, уничтожения объектов животного мира, а также для транспортировки предметов, явившихся орудием совершения нарушения, незаконно добытой продукции или нарушителей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»